ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4762/2023 от 30.05.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Баньковский А.Е. Дело ***

Номер дела в суде первой инстанции ***

***

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,

при секретаре Хабаровой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г на решение Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по административному делу

по административному иску Г к прокурору отдела предварительного рассмотрения обращений Управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Митрохину Максиму Евгеньевичу, старшему прокурору отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края М, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Алтайского края о признании ответов незаконными.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия и ответ прокурора отдела предварительного рассмотрения обращений Управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Митрохина М.Е. по направлению его обращения от ДД.ММ.ГГ для проверки доводов в прокуратуру Алтайского края; действия и ответ старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края М по рассмотрению его обращения от ДД.ММ.ГГ; обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации рассмотреть вопрос о применении в отношении него поощрения.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГ направил обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в котором просил применить к нему поощрение, предусмотренное статьей 41.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с оказанной им существенной помощью в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации. Административный ответчик М ответом от ДД.ММ.ГГ уведомил его о направлении его обращения в прокуратуру Алтайского края. Ответом административного ответчика М от ДД.ММ.ГГ рассмотрено его обращение от ДД.ММ.ГГ о применении к нему поощрения. Действиями и ответами административных ответчиков нарушены его права, гарантированные статьями 33, 129 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в качестве административных ответчиков были привлечены Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратура Алтайского края.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Г просит решение суда отменить, административное дело вернуть на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что установленные судом обстоятельства и сделанные выводы исключают разумность и рассудительность содержания решения. Обжалуемым решением нарушены его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Алтайского края прокурор О просит решение суда оставить без изменения.

Административный истец Г, участвующий в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, грубо нарушал порядок в судебном заседании, в том числе после объявления замечания, в связи с чем был удален из зала судебного заседания до окончания рассмотрения дела, тем самым распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Алтайского края прокурор Е в судебном заседании апелляционной инстанции полагал принятое судом решение законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлено иное, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспариваются ответы от ДД.ММ.ГГ, административный иск подан ДД.ММ.ГГ, а потому срок на подачу административного искового заявления не пропущен.

В статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Такая совокупность в рамках данного дела не установлена.

Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии со статьей 2 указанного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).

Как предусмотрено частями 3-5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 утверждена и введена в действие устанавливающая общие принципы и способы организации работы Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 17 янааря1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" за примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; занесение на Доску почета, в Книгу почета; выдача денежной премии; награждение подарком; награждение ценным подарком; награждение именным оружием; досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 41.6 указанного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации может применять установленные настоящей статьей поощрения к не являющимся работниками органов и организаций прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с положениями Приказа Генпрокуратуры России от 05 июля 2017 года № 452 "О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации может применять поощрения к не являющимся работникам органов и организаций прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развития системы прокуратуры Российской Федерации, по представлению в том числе прокурора субъекта Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГ в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило обращение Г от ДД.ММ.ГГ, в котором он просит применить к нему поощрение в соответствии с частями 1 и 6 статьи 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с оказанной им существенной помощью в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации.

По результатам данного обращения ДД.ММ.ГГ*** прокурором отдела предварительного рассмотрения обращений Управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Митрохиным Г Э.А. дан ответ, что в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, обращение от ДД.ММ.ГГ было направлено Генеральной прокуратурой Российской Федерации для проверки доводов Г в прокуратуру Алтайского края.

Старшим прокурором отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края М от ДД.ММ.ГГ*** дан ответ Г на поступившее ДД.ММ.ГГ из Генеральной прокуратуры Российский Федерации в прокуратуру Алтайского края обращение от ДД.ММ.ГГ (исх. ***) о применении в отношении него поощрения, сообщено, что нарушений прав Г, а также нарушений какого-либо законодательства в местах лишения свободы не установлено.

Дополнительно ДД.ММ.ГГ прокуратурой Алтайского края дано разъяснение ранее данного ответа на указанное обращение от ДД.ММ.ГГ, в котором указано, что в соответствии с частью 6 статьи 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также положениями Приказа Генпрокуратуры России от 05 июля 2017 года № 452 "О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" органами прокуратуры не только не установлено сведений о каких-либо нарушениях законодательства, но и оснований для применения в отношении административного истца поощрения за существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации и направления соответствующего ходатайства в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Разрешая административный спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, приказа Генпрокуратуры России от 05 июля 2017 года № 452 "О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" оценивая оспариваемые ответы, исходил из того, что обращения Г были рассмотрены уполномоченными лицами, в пределах предоставленных им полномочий, доводы, содержащиеся в обращении Г были проверены, заявителю даны письменные мотивированные ответы в установленный срок, разъяснен порядок их обжалования, дополнительно дано разъяснение, в котором указано на отсутствие оснований для поощрения Г, нарушений в действиях сотрудников Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Алтайского края при рассмотрении обращения Г не установлено, в связи с чем права и законные интересы административного истца не нарушены.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют требованиям законодательства и установленным по делу обстоятельствам.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может повлечь удовлетворение апелляционной жалобы.

Статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплена самостоятельность определения органами прокуратуры порядка разрешения обращений.

То обстоятельство, что административный истец не удовлетворен результатами его обращения и оспариваемыми ответами, не свидетельствует об их формальности и необоснованности, несогласие административного истца с содержанием данных ответов и указанием об отсутствии оснований для применения в отношении административного истца поощрения само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований о признании ответов незаконными.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда, удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Г - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ.