ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4772/2015 от 24.12.2015 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Картавых М.Н.

№ 33а-4772/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Кудряшовой Е.П., Данилова О.И.

при секретаре Филиной А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.10.2015 по административному иску администрации Олонецкого национального муниципального района об оспаривании предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец оспорил предписание Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 30.07.2015 № 39-15 об устранении нарушений градостроительного законодательства, просил суд признать его незаконным, ссылаясь на отсутствие полномочий по его выполнению.

Решением суда в удовлетворении требований административного истца отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, указывает, что полномочиями на принятие и внесение изменений и дополнений в правила землепользования и застройки обладает представительный орган местного самоуправления, а не исполнительно-распорядительный. Полагает, что принятие, внесение изменений и дополнений в правила землепользования и застройки отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения, а не муниципального района.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Баришевская Е.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика Наумов А.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 ГрК РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право проводить проверки деятельности органов местного самоуправления.

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 16.06.2015 № 114 в администрации Олонецкого муниципального района проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в части утверждения правил землепользования и застройки сельских поселений с точки зрения полноты предусмотренных ими сведений и обеспечения установленного порядка доступа к таким сведениям всех заинтересованных лиц.

По результатам проверки Правил землепользования и застройки Туксинского сельского поселения (далее – Правила), утвержденных решением Совета Туксинского сельского поселения от 25.02.2013 № 1, составлен акт от 30.07.2015 № 39-15, согласно которому Правила не соответствуют градостроительному законодательству: заключение о результатах публичных слушаний не размещено в сети «Интернет» или ином официальном источнике информации; в разделе «градостроительные регламенты» Правил не установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка для всех видов разрешенного использования в пределах соответствующих территориальных зон, не отражены все объекты регионального значения.

На основании акта проверки главе администрации Олонецкого национального муниципального района выдано предписание от 30.07.2015 № 39-15 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности (далее – предписание).

Административному истцу предписано устранить следующие нарушения: в срок до ХХ.ХХ.ХХ разместить в сети «Интернет» или ином официальном источнике информации заключение о результатах публичных слушаний по Правилам (пункт 1 предписания); в срок до ХХ.ХХ.ХХ в разделе «градостроительные регламенты» Правил установить: максимальный процент застройки в границах земельного участка для всех видов разрешенного использования в пределах соответствующих территориальных зон; отразить все объекты регионального значения (пункты 2, 3 предписания).

Ссылаясь на отсутствие полномочий по исполнению предписания, административный истец оспорил его в суде.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленные в результате проверки нарушения градостроительного законодательства относятся к компетенции административного истца, предписание законно и подлежит исполнению административным истцом.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности предписания по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Частью 15 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний являются обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки. Аналогичные нормы содержатся и в части 1 статьи 32 ГрК РФ.

Действительно, с 01.01.2015 утверждение правил землепользования и застройки сельских поселений отнесено к вопросам местного значения муниципального района (части 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Однако, поскольку Правила землепользования и застройки Туксинского сельского поселения утверждены решением Совета Туксинского сельского поселения до 01.01.2015, а заключение о результатах публичных слушаний не относится к обязательным приложениям к правилам землепользования и застройки, а является приложением к проекту правил землепользования и застройки, постольку требование о его опубликовании, заявленное к главе администрации Олонецкого национального муниципального района, а не к администрации Туксинского сельского поселения, осуществлявшей подготовку проекта правил землепользования и застройки, является незаконным.

Не относится к компетенции главы администрации Олонецкого национального муниципального района и принятие правил землепользования и застройки, поскольку указанный вопрос отнесен к компетенции Совета Олонецкого национального муниципального района.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 32 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

В аналогичном порядке осуществляется внесение изменений в правила землепользования и застройки (статья 33 ГрК РФ).

У главы администрации муниципального района имеются полномочия лишь по подготовке проектов правил землепользования и застройки и о внесении изменений в правила землепользования и застройки (статьи 31 и 33 ГрК РФ).

При таких обстоятельствах предписание, в котором содержится требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки, адресованное главе администрации Олонецкого национального муниципального района, а не Совету Олонецкого национального муниципального района не может быть признано законным, как противоречащее положениям статей 30-33 ГрК РФ.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.10.2015 по настоящему делу отменить. Принять новое решение.

Административный иск администрации Олонецкого национального муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным предписание Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 30.07.2015 № 39-15.

Председательствующий

Судьи