ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4781/19 от 09.10.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Дорошенко О.Л. Дело № 33а-4781/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 октября 2019 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Струковой А.А.

судей Быстровой М.А., Ивановой О.В.

при секретаре Кондратьевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Черненко П.В. и Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 4 июля 2019 года, которым в административном иске Черненко П.В. и Калининградскому региональному отделению общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» к Управлению Министерства юстиции РФ по Калининградской области, межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании внести соответствующие изменения – отказано.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения Черненко П.В. и представителя Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» - Бураковой О.Э., поддержавших апелляционные жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Черненко П.В. и Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что решением общего собрания членов регионального отделения общественной организации «Союз архитекторов России» от 12 октября 2018 года председателем регионального отделения организации избран Черненко П.В. С целью внесения изменений в сведения о единоличном исполнительном органе регионального отделения организации в Управление Министерства юстиции России по Калининградской области было представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года, и протокол общего собрания от 12 октября 2018 года. Уведомлением от 5 декабря 2018 года Управление Министерства юстиции по Калининградской области поставило в известность об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании п.п. «ф» п.1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ввиду установления причастности Черненко П.В. к ООО «Байкало-Балтийская Компания», ОГРН 1053903313573, исключенному 07.05.2018 г. из ЕГРЮЛ, которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ, либо в отношении которого указанная задолженность признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица. По мнению административных истцов, отказ во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ нарушает их права и противоречит специальным нормам, регулирующим спорные правоотношения, а именно: ч. 8 ст. 13.1 и ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, Черненко П.В. указывал на то, что он был освобожден от должности руководителя ООО «Байкало-Балтийская Компания» в 2006 года, то есть более чем на три года до исключения этого общества из ЕГРЮЛ. Уточнив требования, административные истцы просили признать незаконным отказ во внесении изменений в сведения о юридическом лице, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, а также обязать Управление Министерства юстиции по Калининградской области принять решение о внесении изменений в сведения о руководителе регионального отделения некоммерческой организации, а межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области - внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Судом вынесено решение, изложенное выше.

В апелляционных жалобах Черненко П.В. и Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» просят решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на аналогичные обстоятельства.

Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Оставляя без удовлетворения требования административных истцов, суд исходил из того, что порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице – некоммерческой организации, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, установлен не только специальными нормами Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», но и общими нормами Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем положения п.п. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ применимы к спорным правоотношениям при том, что по сведениям ЕГРЮЛ Черненко П.В. имел право действовать без доверенности от имени ООО «Байкало-Балтийская Компания» до момента исключения из ЕГРЮЛ общества, которое на момент его исключения имело задолженность перед бюджетом.

С такими выводами коллегия не может согласиться.

На основании статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Общий исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона и включает в себя основание, предусмотренное п.п. «ф», а именно: если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении, в частности, имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В то же время, статьей 10 названного Федерального закона предусмотрено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (пункт 1); взаимодействие между органами, которые в соответствии с такими федеральными законами уполномочены принимать решение о государственной регистрации юридических лиц, и регистрирующим органом осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе (пункт 2).

Специальный порядок регистрации некоммерческих организаций установлен от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Так, пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом (пункт 2 этой же статьи).

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 этой же статьи).

В силу пункт 8 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, который не содержит положений, аналогичных по содержанию положениям п.п. «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ.

С учетом соответствующего нормативного регулирования Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области правомерно распоряжением от 13 ноября 2018 года № 774-р приняло решение о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» с указанием председателя правления – Черненко Петра Валерьевича и направило соответствующие документы в межрайонную ИФНС россии № 1 по Калининградской области для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (л.д. 185-186).

В дальнейшем в нарушение положений пункта 8 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ налоговый орган возвратил Управлению Министерства юстиции РФ по Калининградской области данное распоряжение с приложенными к нему документами со ссылкой на наличие основания к отказу в регистрации, предусмотренному п.п. «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ (л.д. 187).

При этом межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области не учла, что к спорным правоотношениям общие нормы, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, не применимы и в соответствии с пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ регистрирующий орган не наделен правомочием по проверке законности решения уполномоченного органа о государственной регистрации некоммерческой организации.

Возвращение регистрирующим органом распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области от 13 ноября 2018 года № 774-р послужило основанием для принятия Управлением Министерства юстиции РФ по Калининградской области распоряжения от 5 декабря 2018 года № 839-р об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 191а).

Принимая во внимание, что распоряжение от 13 ноября 2018 года № 774-р мотивировано исключительно ссылкой на п.п. «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, а также учитывая отсутствие оснований к отказу в регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ, оспариваемое распоряжение от 5 декабря 2018 года № 839-р является незаконным и нарушает права и законные интересы административных истцов.

В этой связи коллегия полагает подлежащим удовлетворению требование об оспаривании данного распоряжения.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права, коллегия не может согласиться с возможностью возложения на Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области обязанности принять решение о внесении изменений в сведения о руководителе регионального отделения некоммерческой организации, как об этом ставят вопрос административные истцы.

Вследствие признания незаконным распоряжения от 5 декабря 2018 года № 839-р, исполнению подлежит первоначально принятое распоряжение от 13 ноября 2018 года № 774-р, которое Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области обязано повторно направить в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ регистрирующий орган на основании распоряжения от 13 ноября 2018 года № 774-р обязано внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, в связи с чем судебная коллегия возлагает на межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области обязанность внести в ЕГРЮЛ в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения сведений и документов из Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области соответствующую запись о председателе правления регионального отделения общероссийской некоммерческой организации.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 4 июля 2019 года отменить и вынести новое решение, которым административный иск Черненко П.В. и Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области от 5 декабря 2018 года № 839-р об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц

Обязать Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области направить в межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области распоряжение от 13 ноября 2018 года № 774-р.

Обязать межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области внести в ЕГРЮЛ в срок не более чем 5 рабочих дней запись о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России», указав председателя правления – Черненко Петра Валерьевича.

Председательствующий:

Судьи: