Суд 1-й инстанции: председательствующий Гущин Д.И. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-47/2020
Балтийский флотский военный суд в составе:
председательствующего Исаева Г.Н.,
судей: Красношапки В.Б. и Комарова Д.Е.,
при секретаре Сухобоковой Ю.Ю.,
с участием административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика – ФИО2,
в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрел административное дело № 2а-23/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Балтийского гарнизонного военного суда от 13 марта 2020 г., которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <000><звание> ФИО1 об оспаривании действий начальника филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России» по Калининградской области, связанных с отказом в согласовании проекта приказа об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия службы.
Заслушав доклад судьи Комарова Д.Е., объяснения представителя административного ответчика – ФИО2 в поддержку доводов апелляционной жалобы, объяснения административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, флотский военный суд
установил:
ФИО1, указав, что он проходит военную службу на воинской должности старшины стрелковой роты ***, исполнение должностных обязанностей по которой связано с выполнением прыжков с парашютом, и в течение 2019 года он выполнил установленную норму прыжков с парашютом, оспорил действия начальника филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ» по Калининградской области, отказавшего в согласовании проекта приказа командира войсковой части <000> о выплате ему за период с 1 января по 31 декабря 2020 г. ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 50 % оклада по занимаемой воинской должности. Просил суд обязать административного ответчика согласовать проект приказа о производстве ему указанной выплаты.
Судом принято решение об удовлетворении требований административного искового заявления полностью.
В апелляционной жалобе начальник филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России» по Калининградской области, считая решение гарнизонного суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Свою просьбу он мотивирует тем, что выводы суда о наличии у ФИО1 права на получение спорной надбавки противоречат установленным по делу обстоятельствам и не основаны на нормах материального права, предусматривающих производство этой выплаты только военнослужащим, занимающим должности, исполнение обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом.
В этой связи им отмечается, что подразделение, в котором ФИО1 проходит военную службу, не указано в приказе Министра обороны РФ от 14 декабря 2016 г. -№-дсп «Об установлении нормы прыжков с парашютом военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом» и не относится к управлению воинской части.
Им также обращается внимание на то, что за совершенные по планам боевой и учебно-боевой подготовки прыжки с парашютом административному истцу выплачивается надбавка на основании п. 56 приказа Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727.
Перечисленные обстоятельства, как полагает должностное лицо, исключают возможность установления к выплате ФИО1 соответствующей надбавки, поскольку таковая, согласно Правилам выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073, и подп. 3 п. 49 приказа Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727, производится только тем военнослужащим, которые проходят военную службу на воинских должностях, включенных в соответствующий Перечень.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, флотский военный суд приходит к следующему.
Согласно ч. 18 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
На основании пунктов 2, 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073, выплата соответствующей надбавки производится военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной государственным органом нормы прыжков с парашютом.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 г. № 727 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (далее – Порядок).
В соответствии с абз. 7 подп. 3 п. 49 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной Министром обороны Российской Федерации нормы прыжков с парашютом за истекший год, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (далее – надбавка за особые условия военной службы).
Министр обороны РФ, реализуя свои дискреционные полномочия, приказом от 14 октября 2016 г. -№-дсп установил нормы прыжков с парашютом военнослужащим, одновременно перечислив конкретные подразделения (рода войск, воинские части) Вооруженных Сил Российской Федерации, где предусмотрены воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом.
Применительно к такому роду войск, как морская пехота, к воинским должностям, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, отнесены воинские должности в управлениях соединений (воинских частей), разведывательных, разведывательных десантных, десантно-штурмовых подразделениях морской пехоты, в отделах (отделениях) специальной разведки и отделениях боевой подготовки (морской пехоты) флотов и Каспийской флотилии.
По делу установлено, что старший прапорщик ФИО1, который в течение 2019 года по плану боевой подготовки совершил 4 прыжка с парашютом, занимает воинскую должность старшины стрелковой роты ***, проходя военную службу в подразделении, не входящем в состав перечисленных в приказе Министра обороны РФ от 14 октября 2016 г. -№-дсп.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для выплаты ФИО1 в 2020 г. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, а решение о признании оспариваемых действий административного ответчика неправомерными не основано на установленных по делу обстоятельствах и нормах материального права.
При этом указание в решении суда первой инстанции о том, что приказ Министра обороны РФ от 14 октября 2016 г. -№-дсп не устанавливает исчерпывающего перечня воинских должностей и подразделений, служба в которых дает право на получение спорной надбавки, не соответствует его содержанию и смыслу.
Более того, такое указание является произвольным суждением, фактически дополняющим содержание норм ведомственного нормативного акта и расширяющим его действие по кругу лиц.
Между тем, решение данного вопроса не входит в полномочия суда, как они установлены Конституцией Российской Федерации (статья 118) и Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» (статьи 1, 3, 4), а относится к компетенции органов исполнительной власти.
Что касается утвержденных командиром войсковой части <000> должностных обязанностей старшины стрелковой роты (снайперов), согласно которым ФИО1 обязан совершенствовать свои знания и практические навыки по воздушно-десантной подготовке, умело совершать прыжки с парашютом согласно норм, то эти обязанности, как видно из их содержания, а также следует из Программы боевой подготовки стрелковых подразделений морской пехоты, введенной в действие с 29 июня 2018 г., исполняются военнослужащим в связи с обучением либо совершенствованием индивидуальных навыков по программе воздушно-десантной подготовки. Исполнение данных обязанностей, само по себе, без учета требований приказа Министра обороны РФ от 14 октября 2016 г. -№-дсп, основанием для выплаты надбавки за особые условия службы не является.
За исполнение этих обязанностей и совершение прыжков с парашютом предусмотрена иная ежемесячная надбавка (за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время), которую, как установлено в судебном заседании, административный истец получает.
Таким образом, допущенные судом первой инстанции нарушения, согласно пунктам 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, являются основаниями для отмены судебного решения в апелляционном порядке и принятии нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, флотский военный суд
определил:
Решение Балтийского гарнизонного военного суда от 13 марта 2020 г. по административному делу по административному иску <звание> ФИО1 об оспаривании действий начальника филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России» по Калининградской области, связанных с отказом в согласовании проекта приказа об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 50 % оклада по занимаемой воинской должности, отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.