Председательствующий: Дело № 33а-4806-2016
судья Филиппова И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей Карабельского А.А., Жилинского А.Г.,
при секретаре Гайгул И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 октября 2016 года административное дело по административному иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждению к действиям,
по апелляционному представлению и.о. прокурора Миркутова А.В. и по дополнениям к апелляционному представлению прокурора Шорохова А.А.,
на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: в удовлетворении административного иска Читинского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждению к действиям – отказать.
Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Читинский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.
На поступившее обращение жителей мкр. Сенная Падь, Читинской Природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения водного и земельного законодательства при предоставлении ФИО1 земельного участка в <адрес>, мкр.Сенная Падь, с кадастровым номером 75:32:030603:477. Установлено, что <Дата> Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с ФИО2 заключен договор аренды земельного участка для размещения объекта капитального строительства - зоны отдыха со вспомогательными объектами, в последующем по договору уступки права аренды № от <Дата> земельный участок передан ФИО1.
Из содержания приложения № к распоряжению заместителя Читы от <Дата>№-рз, обращения, акта природоохранной прокуратуры от <Дата>, следует, что земельный участок, иные земельные участки расположены в непосредственной близости от р. Сенная. Согласно данным водных ресурсов по Забайкальскому краю Амурское бассейновое водной управление р. Сенная состоит в государственной реестре водных объектов: тип водного объекта 21-река, код водного объекта 20030№, принадлежность к гидрографической единице: <Дата> – Шилка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <Дата>№ утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного РФ полномочия по охране водных объектов. В соответствии с п. 10 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного РФ полномочия по охране водных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <Дата>№, примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками. Река Сенная расположена в границах городского округа «г. Чита» и для нее, по мнению прокурора в соответствии с ч. 4 ст. 65 ВК РФ требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, из чего делает вывод о том, что Министерству необходимо было включить р.Сенная и мероприятия по определению ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Перечень водных объектов и Перечень мероприятий, определить сроки проведения данных мероприятий и необходимые объемы финансирования. Однако из ответов Амурского БВУ от <Дата>№, Управления Росреестра по Забайкальскому краю от <Дата>№ следует, что сведений о границах р.Сенная в ГВР, а также в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, нет. В Перечень водных объектов, утвержденный Министерством <Дата>, р.Сенная не включена. Согласно ответу Министерства от <Дата>№ р.Сенная в Перечень водных объектов не включена, работы по определению ее водоохраной зоны и границы не проводились, данные мероприятия в Перечень мероприятий не включены. Таким образом, по мнению административного истца, в результате бездействия Министерства по установлению границы р.Сенная и её водоохранной зоны проверить соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения ее вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира р.Сенная не представляется возможным. Просил суд признать бездействие Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края по охране водного объекта - р.Сенная в части непринятия мер по установлению границ водного объекта - р.Сенная, ёе водоохранных зон и прибрежных защитных полос и обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края в срок до <Дата> установить границы р.Сенная, ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Миркутов А.В. и в дополнениях к апелляционному представлению прокурор Шорохов А.А. просят решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора. Указывают, что согласно п.п. 7, 8 Методических указаний в Перечень водных объектов подлежат включению водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с ВК РФ, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Река Сенная расположена в границах городского округа «г. Чита» и для нее в соответствии с ч. 4 ст. 65 ВК РФ требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Таким образом, законодателем в соответствии с Водным кодексом п. 7 Методических указаний определена обязанность по определению и внесению в перечень водных объектов, тех которые находятся в границах поселений и городских округов. Установление местоположения границ водного объекта осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также, если местоположение границ водного объекта необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
В нарушение указанных норм границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р. Сенная не установлены, что подтверждается информацией Министерства. Действия по установлению водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Сенная не включались в перечни на 2015, 2016 года, и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали.
Доводы суда об отсутствии у Министерства обязанностей по осуществлению требуемых прокурором мероприятий, связанные с ограничением объема финансирования, являются не обоснованным, поскольку объективных причин, препятствующих осуществить мероприятия по установлению границ р. Сенная, её водоохранных зон и прибрежных защитных полос, у Министерства не имеется, а отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает ответчика от выполнения перечисленных мероприятий.
Заявители считают также ошибочным вывод суда об обусловленности осуществления мероприятий по установлению границы водного предварительным включением данных мероприятий в согласованный с Росводресурсами Перечень, поскольку не включение указанных мероприятий в этот Перечень свидетельствует о бездействии уполномоченного государственного органа. Кроме того, пункт 8 Методических указаний устанавливает лишь приоритеты при формировании перечня водных объектов, но не исключает обязанность по охране р. Сенная, в том числе после включение её в перечень водных объектов в соответствии с императивной нормой – п. 7 Методических указаний, и поскольку обязанность по охране всех объектов предусмотрена ВК РФ. Заявители не согласны с доводами суда о том, что отсутствие границ р. Сенная и её водоохранных зон и прибрежных защитных полос не препятствует проведению охранных мероприятий в связи с тем, что ст. 65 ВК РФ определены необходимые расстояния ширины водоохранных зон рек или ручьев, а также, что отсутствием границ р. Сенная и её водоохранных прибрежных защитных полос права РФ и неопределённого круга лиц не нарушаются.
Прокурор полагает, что проведение мероприятий по установлению границ водного объекта р. Сенная при указанных обстоятельствах является необходимым и обязательным, с целью создания гражданам Забайкальского края благоприятной окружающей среды, достоверную информацию о её состоянии, проведения надзорных и контрольных функции за хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в районе Сенная. Таким образом, в результате бездействия Министерства по установлению границы р. Сенная и её водоохранной зоны проверить соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения ее вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира р. Сенная не представляется возможным. Бездействие административного ответчика нарушает публичные интересы Забайкальского края, а также право неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Прокурорской проверкой выявлено, что Министерством границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Сенная, её границы не установлены, в указанные перечни данные мероприятия не включались, в том числе в Перечень мероприятий на 2016 год, для этого из федерального бюджета денежные средств не запрашивались и не поступали, что подтверждается и не отрицается Министерством. Методические указания вступили в действие с <Дата>, в связи с чем, у Министерства в течении 6 лет имелась возможность с соблюдением указанной процедуры запросить бюджетной финансирование. Не исполнение ответчиком своих обязанностей, не освобождало Министерство от выполнения перечисленных мероприятий, свидетельствует о незаконности бездействия.
Также прокурор не соглашается доводами суда о том, что отсутствие границ р. Сенная и её водоохраной зоны и прибрежных защитных полос не препятствует проведению охранных мероприятий данного водного объекта, так как статьей 65 ВК РФ определены необходимые расстояний ширины водоохранных зон рек, и в случае их нарушения возможно применения охранных мероприятий. Для определения ширины водоохраной зоны, защитной полосы, береговой полосы, границы водного объекта и проверки режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в их границах, требуется первоначально проведение комплекса последовательных действий в области геодезии, картографии, инженерных изысканий, что на территории Забайкальского края входит в полномочия исключительно Министерства посредством привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие допуски, лицензии на выполнение работ.
В возражениях на апелляционное представление представитель Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края по доверенности ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав объяснения Читинского природоохранного межрайонного прокурора Шорохова А.А., помощника Читинского природоохранного межрайонного прокурора Стерликова Е.В., поддержавших доводы представления, представителя Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края ФИО4 об оставлении представления без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Поскольку действия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Сенная не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у ответчика не возникло обязанности по осуществлению требуемых прокурором мероприятий. В ходе рассмотрения не дела не установлено, что отсутствие границ р.Сенная и ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос препятствует проведению охранных мероприятий данного водного объекта, так как статьёй 65 Водного кодекса РФ определены необходимые расстояния ширины водоохранных зон рек или ручьев и в случае их нарушения возможно применение охранных мероприятий. Административным истцом не доказано, что отсутствием границ р.Сенная и ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос нарушены его какие либо права Российской Федерации или неопределённого круга лиц.
С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно части 2 указанной правовой нормы пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Река Сенная находится в федеральной собственности в границах городского округа «г.Чита».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <Дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Это означает, что государство рассматривает всякую хозяйственную деятельность как потенциально опасную для состояния окружающей среды.
Согласно ст.3 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритета водных объектов перед их использованием.
Статьей 65 ВК РФ предусмотрена необходимость установления водоохранных зон водных объектов, находящихся, в том числе, в федеральной собственности.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) рек, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, ширина их, также как и водоохранных зон устанавливается от местоположения соответствующей береговой линии от их истока (для рек или ручьев) и зависит от протяженности водного объекта (ч.1 - ч. 4 ст. 65 ВК РФ).
Согласно ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными в части 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65 ВК РФ).
Таким образом, законодателем установление водоохранных зон определено как обязательная мера по охране всех без исключения водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ст.7.1 ВК РФ мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности, осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.24 ВК РФ или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.24 настоящего Кодекса.
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочие по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ (ст. 26 ВК РФ).
Постановлением Правительства Забайкальского края № от <Дата> утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края. В соответствии с п. п. 9.22.1.2. данного Положения в сфере водных отношений Министерство осуществляет переданное РФ полномочие по охране водных объектов.
На основании изложенного на Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края возложена императивная обязанность по установлению водоохранных зон р.Сенная как мера по охране водного объекта, относящегося к федеральной собственности, необходимая в соответствии со ст.65 ВК РФ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <Дата>№ утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов (далее - Методические указания).
В соответствии с п.3 Методических указаний полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов (далее - переданные полномочия) осуществляется в соответствии с требованиями к охране водных объектов, установленными ВК РФ, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, регулирующими водные отношения.
Следовательно, включение пунктом 10 Методических указаний мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, не исключает их обязательность в отношении водных объектов федеральной собственности в силу изложенных норм ВК РФ.
Согласно п. 5 Методических указаний для реализации переданного полномочия органам государственной власти субъектов РФ необходимо решить следующие основные задачи:
-выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта РФ, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод (далее - Перечень водных объектов);
-установить причины возникновения загрязнения, засорения и
истощения водных объектов или их частей;
-разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана
водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения (далее - Перечень мероприятий);
-определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы
финансирования;
-согласовать в Росводресурсах РФ значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами РФ переданных полномочий РФ в
области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их
достижение, в сроки, установленные Правилами расходования и учета
средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ (далее - Правила расходования средств федерального бюджета), утвержденными Постановлением Правительства РФ от <Дата>№;
-обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных
мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;
подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта РФ на реализацию
мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником
финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении
целевых прогнозных показателей.
На основании п.7 Методических указаний в Перечень водных объектов подлежат включению водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с ВК РФ, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Поскольку р.Сенная расположена в границах городского округа «г. Чита» и для нее в силу ч.4 ст.65 ВК РФ, п.7 Методических указаний требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, Министерством в рамках исполнения переданных полномочий по охране водных объектов р.Сенная подлежала включению в Перечень водных объектов, а установление ее водоохранных зон и защитных полос (с определением границы водного объекта) - в Перечень мероприятий, с последующим выполнением данных работ в натуре, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с п.3 Правил расходования средств федерального бюджета органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с ФИО5 целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от <Дата>№ разработан Примерный перечень мероприятий по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий РФ в области водных отношений, в который, в частности, включено установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Из буквального толкования изложенных норм законодательства следует, что включение установления границ р.Сенная, ее водоохранных зон, защитных полос в указанные Перечни по своей сути является лишь способом исполнения данных охранных мероприятий (в том числе при получении финансирования), но не исключает их обязательность для Министерства в силу императивных требований ст.26 ВК РФ, ч.4 ст.65 ВК РФ, п.7 Методических указаний. Не включение охранных мероприятий в эти Перечни и их неисполнение свидетельствует о допущенном бездействии Министерством природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края.
Ситуация, когда выполнение Министерством императивной обязанности по установлению водоохранной зоны поставлено в зависимость от соблюдения (несоблюдения) данным органом власти процедуры реализации переданного РФ полномочия, свидетельствует о нарушении прав собственника водного объекта - РФ и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ, поскольку специально определенная ст. 65 ВК РФ мера по охране водного объекта умышленно исполняться не будет по формальным основаниям.
Министерством границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Сенная, ее границы не установлены, в указанные Перечни данные мероприятия не включались (в том числе в Перечень мероприятий на 2016 год), для этого из федерального бюджета денежные средства не запрашивались и не поступали, что подтверждается и не отрицается Министерством.
Методические указания вступили в действие с <Дата>, в связи с чем, у Министерства в течение 6 лет имелась возможность с соблюдением указанной процедуры запросить бюджетное финансирование.
Не исполнение ответчиком своих обязанностей (включение в перечни, истребование субвенций, и связи с этим неполучение их), не освобождало Министерство от выполнения перечисленных мероприятий, свидетельствует о незаконности бездействия.
Вопреки выводу суда отсутствие границ р.Сенная и ее водоохранной зоны и прибрежных защитных полос препятствует проведению охранных мероприятий данного водного объекта.
Для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации данных о положении береговой линии и уклонов берегов водных объектов или их частей, включенных в Перечень водных объектов, проводятся инженерные изыскания с целью определения положения береговой линии и уклонов берегов (п. 13 Методических указаний).
При планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст.65 ВК РФ составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (п. 14 Методических указаний).
Постановлением Правительства РФ от <Дата>№ утверждены Правила определения местоположения береговой линии (далее - Правила).
Установление местоположения границ водного объекта осуществляется органами государственной власти субъектов РФ при реализации переданного РФ полномочия по охране водных объектов (п.п. «а» п.5 Правил).
Работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ (п.7 Правил).
В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При описании местоположения береговой линии подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии, картографическая основа с нанесенной береговой линией, пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ. Описание местоположения береговой линии осуществляется в бумажном и электронном виде (п.8 Правил).
Таким образом, для определения ширины водоохранной зоны, защитной полосы, береговой полосы, границы водного объекта и проверки режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в их границах требуется первоначально проведение комплекса последовательных действий в области геодезии, картографии, инженерных изысканий, что на территории Забайкальского края входит в полномочия исключительно Министерства посредством привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие допуски, лицензии на выполнение работ.
Не проведение Министерством изложенного комплекса работ при реализации переданных полномочий свидетельствует о допущенном бездействии Министерства, нарушает права Российской Федерации как собственника р.Сенная и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как создаются условия для ненадлежащей охраны р.Сенная, поскольку в отсутствие данных о ее границах, определения, описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос данного водного объекта, их координат и опорных точек с отображением на картографических материалах и т.д., установление местонахождения границы р.Сенная и ее водоохранных зон и проверка режима их использования физически невозможны. Не исполнение Министерством своих полномочий препятствует проверке режима использования водоохранной зоны р.Сенная по изложенным причинам, в том числе при поступлении жалоб граждан.
При изложенных обстоятельствах, решение суда нельзя признать правильным, в силу с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р.Сенная подлежит осуществлению путем:
-составления описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Сенная, ее координат и опорных точек;
-отображению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р.Сенная на картографических материалах;
-установления границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос р.Сенная на местности.
Для установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р.Сенная необходимо включение р.Сенная в Перечень водных объектов, включение установления ее водоохранных зон и защитных полос в Перечень мероприятий, согласование данного мероприятия Федеральным агентством водных ресурсов, для чего требуется промежуток времени в пределах трех лет. В связи с чем судебная коллегия полагает установить срок для исполнения решения суда до <Дата>.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> отменить принять по делу новое решение.
Требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края по охране водного объекта - р. Сенная в части непринятия мер по установлению границ водного объекта - р. Сенная, ёе водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края в срок до <Дата> установить границы р. Сенная, ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Председательствующий
Судьи