ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4846/19 от 11.06.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Корпачева Л.В.

дело № 33а-4846/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 11 июня 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Хожаиновой О.В.,

судей Агина В.В., Терентьевой Н.А.,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения представителя административного истца ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

ФИО3 обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, в котором просила, с учётом письменных уточнений, признать незаконным решение административного ответчика от 26 марта 2018 г. № 90/021/151/2017-8860 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое здание котельной, кадастровый , общей площадью 71,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое здание котельной, кадастровый , общей площадью 71,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; разрешить вопрос о судебных расходах.

Требования мотивированы тем, что ФИО3 на основании решения ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» (далее – ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта») принадлежит вышеуказанное недвижимое имущество. 25 декабря 2017 г. административный истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на данное имущество, представив необходимые документы. 27 декабря 2017 г. административным ответчиком было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности истца в связи с непредставлением сведений о погашении кредиторской задолженности и отсутствием информации, что данное имущество распределяется соразмерно вкладу в уставной капитал ликвидируемого юридического лица и предложено в срок до 26 марта 2018 г. устранить причины, послужившие основанием для вынесения решения о приостановлении регистрации. 26 марта 2018 г. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынес решение об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с тем, что передача имущества по решению ликвидационной комиссии (ликвидатора) участнику общества должна быть осуществлена до завершения ликвидации юридического лица и до данного момента должна быть полностью завершена и процедура регистрации прав физического лица – участника ликвидируемого общества на передаваемое имущество. Административный истец считает оспариваемое решение незаконным, принятым с нарушением норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018г. в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.

В апелляционной жалобе административного истца ФИО3 ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о направлении дела на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что проведение правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором было осуществлено с нарушением норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», без оценки имеющейся в свободном доступе информации о ликвидируемом юридическом лице на предмет сведений о наличии либо отсутствии погашения кредиторской задолженности, а также без оценки промежуточного ликвидационного баланса от 15 мая 2017 г. и решения ликвидатора от 25 августа 2017 г. № 01. Кроме того, административный истец считает, что в нарушение норм процессуального права, суд первой инстанции не привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица второго учредителя ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» - иностранное юридическое лицо НАВТЕК ГМБХ.

Представитель административного истца ФИО5 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил её удовлетворить.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО3, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.

Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 26 названного закона, осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).

Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 г. № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 15 декабря 2017 г. ФИО3 обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», подав заявление о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, кадастровый , общей площадью 71,5 кв.м, по адресу: <адрес>

К заявлению были приложены квитанция об уплате государственной пошлины, акт приёма-передачи имущества ликвидируемого ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия свидетельства о государственной регистрации права ООО «МЦ «Гидрофлекс Украина», копия выписки из Государственного реестра прав вещных прав на недвижимое имущество ООО «МЦ «Гидрофлекс Украина», копия протокола от 3 ноября 2016 г. № 2 общего собрания участников ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о внесении 1 сентября 2017 г. записи о ликвидации ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия уведомления о снятии с учёта Российской Федерации в налоговом органе ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» 1 сентября 2017 г.

27 декабря 2017 г. государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 направлено ФИО3 уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности до 26 марта 2018 г. в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права собственности.

Данное уведомление, со ссылками на положения частей 1, 2, 3 статьи 69 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», мотивировано тем, что согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» прекратило существование 1 сентября 2017г., в связи с чем государственная регистрация ранее возникшего права не представляется возможным.

Также в данном уведомлении, со ссылками на положения частей 1, 4 статьи 63, статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что из представленных документов не усматривается, что участниками ликвидируемого ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» является ФИО3, доля в уставном капитале – 88 % ФИО1, управляющий директор ФИО2, доля в уставном капитале – 12 %. Вместе с тем, в представленных заявителем документах отсутствует информация, что данное имущество распределяется соразмерно вклада в уставной капитал ликвидируемого юридического лица.

31 января 2018 г. ФИО3 в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подала дополнительные документы: промежуточный ликвидационный баланс ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» на 17 мая 2017 г. с пояснениями к нему, решение от 25 августа 2017 года № 1 ликвидатора ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» о распределении имущества общества между его участниками, согласно которому все указанное имущество передаётся ФИО3, акт приёма-передачи и оценки имущества от 24 мая 2013 г.

26 марта 2018 г. государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 принято сообщение об отказе в государственной регистрации № 90/021/1515/2017-8860, мотивированное тем, что в нарушение положений частей 1, 2, 3 статьи 69 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», соответствующее заявление заявителем не представлено, что в свою очередь препятствует проведению государственной регистрации перехода права собственности нежилого здания. Также указано, что согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» прекратило существование 1 сентября 2017г. Передача имущества по решению ликвидационной комиссии (ликвидатора) участнику общества должна быть осуществлена до завершения ликвидации юридического лица. Более того, до указанного момента должна быть полностью завершена и процедура регистрации прав физического лица – участника ликвидируемого общества на передаваемое имущество. В случае представления заявления о регистрации права собственности на недвижимое имущество после завершения процедуры ликвидации общества, то есть после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решения о приостановлении и последующем отказе в государственной регистрации права собственности ФИО3 были приняты государственным регистратором с соблюдением процедуры их принятия, указанные решения не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия с указанными выводами не соглашается в силу следующего.

Как уже указывалось, в качестве основания для осуществления государственной регистрации права на нежилое помещение котельной, площадью 71,5 кв.м. с кадастровым номером , расположенное в <адрес>, ФИО3 было, в том числе, представлено свидетельство о праве собственности ООО «МЦ «Гидрофлекс Украина» на указанное нежилое помещение, выданное регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции Автономной Республики Крым 26 сентября 2013 г., а также акт приёма-передачи имущества ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта», в том числе нежилого помещения, площадью 71,5 кв.м, расположенного в <адрес>, ФИО3 от 25 августа 2017 г.

Представителем административного истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции представлены дополнительные доказательства, подтверждающие изменение наименования ООО «МЦ «Гидрофлекс Украина» на ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые судебная коллегия принимает во внимание.

Исходя из положений статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» указанное свидетельство о праве собственности является действующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Согласно статье 57 указанного Закона, Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учётом требований настоящего Федерального закона и устава общества.

Ликвидация общества влечёт за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставшееся после завершения расчётов с кредиторами имущество ликвидируемого общества передаётся его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Поскольку согласно Ликвидационному балансу, представленному в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, у ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» отсутствовала кредиторская задолженность и иные обязательства, учитывая, что у второго участника Общества имелась дебиторская задолженность (о чем указано в пояснении к промежуточному Ликвидационному балансу, также представленному в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым), нежилое помещение площадью 71,5 кв.м., расположенное в <адрес>, было передано ФИО3 согласно акту приёма-передачи имущества ликвидируемого ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» от 25 августа 2017 г., которой оно и принадлежало до его внесения в уставной фонд.

В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Тот факт, что Федеральным законом № 218-ФЗ не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки, не требующей нотариального удостоверения, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации, не может служить основанием для отказа в регистрации на основании следующего.

В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.

С учётом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при ликвидации продавца – юридического лица, покупатель недвижимого имущества, которому это имущество было передано во владение, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца моет быть обжаловано в суд.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Общества на имущество, переданное одному из его учредителей по результатам ликвидации в ситуации его ликвидации на момент обращения за государственной регистрацией перехода прав, препятствием переходу прав служить не может.

При этом, как было отмечено выше, к поданному ФИО3 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявлению было приложено являющееся действующим свидетельство о праве собственности ООО «Международный центр «Гидрофлекс Украина» на нежилое помещение, выданное регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции Автономной Республики Крым 26 сентября 2013 г.; ликвидационный баланс, свидетельствующий об отсутствии у ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» кредитной задолженности и иных обязательств; пояснения к промежуточному Ликвидационному балансу, согласно которым у второго участника ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта» имелась дебиторская задолженность, в связи с чем при выполнении процедуры распределения имущества ликвидируемого Общества между его участниками, было принято решение о передаче имущества ФИО3, которой оно и принадлежало до его внесения в уставной фонд; а также акт приёма-передачи имущества ликвидируемого ООО «Международный центр «Гидрофлекс Ялта», в том числе нежилого помещения, площадью 71,5 кв.м, расположенного в <адрес>, ФИО3 от 25 августа 2017 г.

Каких-либо обоснований, почему представленные государственному регистратору документы не являются достаточными для регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, обжалуемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 марта 2018 г. не содержит. На такие обстоятельства также не было указано административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.

При этом, в силу части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, не допускается.

С учётом изложенного, государственным регистратором в нарушение положений пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в полной мере не проведена.

Указанные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.

С учётом изложенного выше и обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности, оформленный сообщением от 26 марта 2018 г., подлежит признанию незаконным.

В силу части 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым считает необходимым отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018 г. по данному административному делу и принять новое решение о признании незаконным оспариваемого решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения, путём повторного рассмотрения заявления административного истца, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018г. по административному делу № 2а-1397/2018 отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 марта 2018г. № 90/021/151/2017-8860 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое здание котельной, кадастровый , общей площадью 71,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», повторно рассмотреть заявление ФИО3 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое здание котельной, кадастровый , общей площадью 71,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий О.В. Хожаинова

Судьи В.В. Агин

Н.А. Терентьева