ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4851/2016 от 14.09.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Винокуров С.С. Дело № 33а-4851/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск 14 сентября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Дьяконовой З.С., при секретаре Афанасьевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2016 года, которым по делу по иску Юртаевой Л.К. к Межрайонной ИФНС России № ... по РС(Я), ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» о признании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговый орган незаконным, исключении данного свидетельства из реестра сведений официальных документов

постановлено:

Административное исковое заявление Юртаевой Л.К. к Межрайонной ИФНС России №8 по РС(Я), ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» о признании свидетельства МИФНС России №8 по РС(Я) «О постановке на учет физического лица в налоговый орган» выданного на имя Юртаевой Л.К. незаконным; исключении данного свидетельства из реестра сведений официальных документов МИФНС России №8 по РС(Я) и ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» с 28.03.2002 г. – удовлетворить частично.

Признать действия Межрайонной ИНФС России №8 по РС(Я) при выдаче свидетельства о постановке Юртаевой Л.К. на учет в налоговый орган работнику ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» - незаконным.

В остальной части административного иска Юртаевой Л.К. – отказать.

Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Юртаева Л.К. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своего иска ссылалась на то, что Межрайонной ИФНС России №8 по РС(Я) она поставлена на налоговый учет в отсутствие ее заявления об этом, о постановке её на учет не была уведомлена, свидетельство (далее - ИНН) ей лично не вручалось. ИНН получила сотрудник ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» с использованием в последующем сведений в свидетельстве при составлении договора на предоставление платных социальных услуг.

Считает, что свидетельство на её имя выписано незаконно, в связи с чем оно является недействительным. Просит признать действия МИФНС России №8 по РС(Я) и ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труд и социального развития РС(Я)» незаконными и исключить вышеуказанный ИНН из реестра сведений официальных документов МИФНС России №8 по РС(Я).

Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Юртаева Л.К. Настаивая на своих доводах своего иска, в апелляционной жалобе просит отменить его и принять новое решение, указывая при этом на неполное исследование судом всех значимых обстоятельств по делу, нарушение норм процессуального и материального права при рассмотрении дела.

В частности, в жалобе указывается на то, что судом не исследовано обстоятельство того, что ТП УФМС России по РС(Я) в Усть-Янском районе сообщило о факте регистрации Юртаевой Л.К. по месту её жительства в МИФНС России №8 по РС(Я) позднее десяти дней, установленных ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ. Не принято во внимание судом и не исследовано нарушение МИФНС России №8 по РС(Я) п.п. 1 и 2 ст. 84 НК РФ, выразившегося в постановке Юртаевой Л.К. на налоговый учет с выдачей ИНН на её имя без личного заявления, с последующей выдачей указанного ИНН третьему лицу, а именно сотруднику ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)». С учетом того, что на праве собственности не имеет недвижимого имущества и транспортных средств, не является индивидуальным предпринимателем, также иных не относится к случаям, предусмотренным ч. 3 ст. 85 НК РФ она не могла быть поставлена автоматически на налоговый учет. Кроме того, судом оставлено без внимания ходатайство Юртаевой Л.К. о проведении судебной экспертизы по проверке достоверности даты выдачи ИНН, то есть 28.03.2002.

В своем возражении ответчик Межрайонная ИФНС России №8 по РС(Я) считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу истца подлежащим оставлению без удовлетворения.

В судебное заседание, участники дела, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились. Суду о причинах неявки не сообщили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Судом установлено, что 28 марта 2002 года Юртаева Л.К. поставлена на налоговый учет, в связи с чем МРИ ФНС №8 по РС(Я) выдано свидетельство о постановке её на учет физических лиц в налоговом органе.

24 июня 2015 года на обращение Юртаевой Л.К. о незаконных действиях работника ТОРМ в Усть-Янском районе МИФНС России №8 по РС(Я) Прокуратурой Усть-Янского района дан ответ о том, что в порядке ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ истица была поставлена на учет в налоговом органе автоматически на основании сведений сообщенных органом осуществлявшим регистрацию (миграционный учет) физических лиц. При этом сведения о нарушениях, указанных в её обращении, не нашли своего подтверждения.

Согласно ч. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в редакции от 29.12.2001, действовавшей в период постановки истицы на налоговый учет, установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

В силу ч. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

В частности, согласно части 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Частью 10 статьи 83 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Пунктом 3.5 Приказа Министерстве РФ по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.1999) "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (далее – Приказ) установлено, что постановка на учет в налоговом органе налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется на основе документированной информации, представляемой органами, перечисленными в пунктах 4, 6, 7 статьи 85 Кодекса.

В соответствии с ч. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

После завершения процедуры постановки на учет во всех случаях, предусмотренных Кодексом, налогоплательщику выдается соответствующее свидетельство или уведомление по формам, установленным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (п. 3.8 Приказа).

Суд, установил, что Юртаева Л.К. была поставлена на налоговый учет 28.03.2002 г. по месту своей регистрации: .........., по представленным в налоговый орган соответствующим сведениям, что также подтверждается самой истицей в исковом заявлении, в котором говорится о том, что с 1992 года по настоящее время она зарегистрирована по адресу: ...........

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий налогового органа по постановке на налоговый учет физического лица, поскольку доказательств, указывающих на какое-либо нарушение налоговым органом данного порядка постановки на налоговый учет физического лица, в материалах дела не имеется, равно как и оснований для аннулировании указанного ИНН из реестра сведений официальных документов МИФНС России №8 по РС(Я) и ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труд и социального развития РС(Я)».

Из материалов дела видно, что налоговый орган выдал ИНН на руки социальному работнику ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труд и социального развития РС(Я)», то есть третьему лицу.

Между тем, как следует из п. 3.8 Приказа свидетельство (ИНН) подлежит выдаче только налогоплательщику лично либо ему направляется соответствующее уведомление. Положения налогового законодательства не предусматривают выдачу налоговыми органами ИНН третьим лицам без согласия лица, поставленного на налоговый учет, в частности, органу социальной защиты населения.

Следовательно, вышеуказанные действия по выдаче ИНН налоговым органом третьему лицу являются незаконными.

Как следует из дела, по требованию прокурора об устранении нарушений федерального законодательства РФ ответчиком приняты меры по устранению нарушения и применено дисциплинарное взыскание в отношении сотрудника, допустившего это нарушение.

Признание незаконными действий по выдаче ИНН третьему лицу правовых последствий ни для кого не влечет.

Выводы суда в этой части являются правильными и соответствующими материалам дела, основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Доказательствам дана правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного постановления.

В частности, доводы жалобы о недействительности свидетельства подлежит отклонению как несостоятельные.

В пункте 20 Приказа ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" предусмотрены обстоятельства, при которых ИНН признается недействительным. В частности, к таковым относятся: внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, при снятии с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью; в случае обнаружения у физического лица более одного ИНН. При этом один из ИНН сохраняется, а остальные признаются недействительными.

Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не служат основанием для признания свидетельства недействительным.

Довод о недопустимости постановки на налоговый учет, кроме как по личному заявлению, при отсутствии на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, также иных случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 85 НК РФ также подлежит отклонению, поскольку в силу п. 10 ст. 83 НК РФ Юртаева Л.К. была поставлена на учет на основании сообщения органа, осуществляющего регистрацию физических лиц по месту жительства, при поступлении которых налоговые органы обязаны поставить лицо на налоговый учет.

Таким образом, действия налогового органа по постановке на учет Юртаевой Л.К. ее права не нарушают. Государственным органом, полномочным на совершение действий по постановке на учет налогоплательщика, является налоговая инспекция.

Нельзя согласиться с утверждением о неполноте судебного следствия и требованиями истца о назначении судебной экспертизы с целью установления даты выписки свидетельства. Установление указанного обстоятельства не имеет правового значения для правильного разрешения возникшего спора и необходимости в истребовании нового доказательства по данному делу нет.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2016 года, которым по делу по иску Юртаевой Л.К. к Межрайонной ИФНС России №8 по РС(Я), ГКУ РС(Я) «Усть-Янское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труд и социального развития РС(Я)» о признании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговый орган незаконным, исключении данного свидетельства из реестра сведений официальных документов – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи: М.Н. Иванова

З.С. Дьяконова