Председательствующий: Наумченко О.Н. Дело № 33а-4863/2021
13а-172/2021
55RS0030-01-2020-000084-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья судебной коллегии по административным делам Омского областного суда Латышенко Н.Ф., рассмотрев 1 сентября 2021 года без проведения судебного заседания дело по представлению прокурора Русско-Полянского района Омской области на определение Русско-Полянского районного суда Омской области от 7 июля 2021 года о предоставлении администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области отсрочки исполнения решения суда,
установил:
Решением Русско-Полянского районного суда Омской области от <...> года, вступившим в законную силу <...> года, признано незаконным бездействие администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленным п. 8.2.5 САнПИн 2.1.2.2645-10.
На администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области возложена обязанность оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленным п. 8.2.5 САнПИн 2.1.2.2645-10 расстоянием от жилых домов на территориях следующих населенных пунктов: Алаботинское сельское поселение: <...> и включить оборудованные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в срок до <...> года со дня вступления решения суда в законную силу.
На администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области возложена обязанность сообщить в суд и прокуратуру Русско-Полянского района Омской области об исполнении настоящего решения <...> года (л.д.<...>).
<...> года администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до <...> года (л.д. <...>).
Определением Русско-Полянского районного суда Омской области от <...> года администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <...> года (л.д. <...>).
В представлении прокурор Русско-Полянского района Омской области просит определение суда отменить, вынести новое о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до <...> года. В обоснование представления указывает, что достаточных мер по исполнению решения суда администрацией района предпринято не было, в связи с чем в прокуратуру от граждан продолжают поступать заявления. До обращения с административным исковым заявлением в суд прокурором, начиная с <...> года, принимались меры прокурорского реагирования к администрации, которые к должному результату не привели. За весь период проведения реформы в области обращения с отходами потребления администрацией создано <...> мест накопления твердых коммунальных отходов. Для исполнения решения суда необходимо оборудовать <...> контейнерных площадок, установить <...> контейнера и срок отсрочки до <...> года является достаточным с учетом значимости вопроса по охране окружающей среды (л.д. <...>).
Относительно доводов частной жалобы представителем администрации Русско-Полянского района Омской области принесены возражения (л.д <...>).
В соответствии с ч. ч. 2, 2.1 ст. 315 КАС Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возраженимй, суд апелляционной инстанции находит определение подлежащим отмене как постановленного с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 189 КАС Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 358 КАС Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10. 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Предоставляя администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области отсрочку исполнения решения суда до <...> года, суд исходил из необходимости временного периода для выделения денежных средств и проведения процедуры, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также соблюдения температурного режима для строительства мест сбора твердых коммунальных отходов, что отвечает требованиям справедливости, адекватности и не нарушает существо конституционных прав сторон исполнительного производства.
Вместе с тем, приходя к выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, судом не дана оценка действиям административного ответчика, направленных на исполнение решения суда.
Так, исходя из заявления о предоставления отсрочки исполнения решения суда и приложенных к нему документов следует, что после вынесения решения (<...> года) администрацией Русско-Полянского муниципального района Омской области приобретено и установлено <...> контейнеров, обустроено <...> контейнерные площадки четырех сельских поселениях. Согласно муниципальному контракту от <...> года запланировано строительство <...> площадок накопления твердых коммунальных отходов в <...>. Данный контракт на момент рассмотрения настоящей частной жалобы исполнен.
Таким образом, для выполнения названных мероприятий административным ответчиком затрачено около <...> месяцев.
Тогда как для исполнения решения суда является необходимым обустроить <...> контейнерных площадок, а также установить <...> контейнера, то есть большая часть населения муниципального района лишена доступа к местам сбора отходов.
Районный суд не принял во внимание, что администрацией Русско-Полянского муниципального района Омской области к исключительному обстоятельству для предоставления отсрочки по сути отнесено отсутствие собственных средств, поскольку район является высокодотационным. На иные обстоятельства администрация, в частности, необходимости временного периода для соблюдения процедуры, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также соблюдения температурного режима для строительства мест сбора твердых коммунальных отходов, не ссылалась.
Как справедливо отмечено прокурором в представлении администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области должна рассмотреть вопрос о внесении на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проекта решения о местном бюджете в срок до <...> текущего года в соответствии со ст. 185 БК РФ. Иными словами предпринять конкретные меры на исполнение решения суда за счет средств муниципального района, а не полагаться исключительно на возможность получения дотаций из средств областного бюджета, получение которых подтвержденным не является и не прогнозируется.
Как следует из пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исполнение судебного решения является составляющей частью судебного разбирательства, и сроки судебного разбирательства исчисляются со времени поступления искового заявления в суд до момента исполнения судебного акта. Неисполнение решения суда в свою очередь противоречит нормам Конвенции о защите прав человека и основных свобод, указывающим на то, что дело считается рассмотренным только в случае исполнения решения суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10. 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. С учетом этого при рассмотрении вопроса об отсрочке, рассрочке, изменения способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В данной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельство, на которое ссылается администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области, а именно необходимость обустроить <...> контейнерных площадок, установить <...> контейнера и изыскать источники финансирования позволяет предоставить отсрочку исполнения решения суда на разумный срок до <...> года.
Предоставление отсрочки до <...> года оправданным не является, поскольку значительно отдалит исполнение вступившего в законную силу решения суда и приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, рассматривая вопрос о предоставлении отсрочки, суд отсрочил решение суда в полном объеме, в том числе по признанию незаконным бездействия административного ответчика по созданию мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов) в соответствии с установленным п. 8.2.5 САнПИн 2.1.2.2645-10, что на законе не основано. Также суд отсрочил исполнение решения суда по информированию суда и прокурора об его исполнении в отсутствие просьбы об этом со стороны заявителя.
Применительно к изложенному определение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу о частичном удовлетворении заявления администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области с предоставлением отсрочки исполнения решения суда по возложению обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений и их включению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на срок до <...> года.
Руководствуясь частью 6 статьи 29, статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
представление прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить.
Определение Русско-Полянского районного суда Омской области от 7 июля 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Заявление администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области удовлетворить частично.
Предоставить администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области отсрочку исполнения решения Русско-Полянского районного суда Омской области от <...> в части обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений и их включению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на срок до <...> года.
В остальной части заявления отказать.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Н.Ф. Латышенко
Мотивированное определение составлено 01.09.2021 года