Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
при секретаре судебного заседания Седых М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации города Иркутска о признании незаконным и отмене пункта Административного регламента, возложении обязанности внесения изменений в Административный регламент
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 18 января 2017 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указал, что является отцом несовершеннолетнего <данные изъяты>. 18 августа 2016 года ФИО1 обратился в Департамент образования с заявлением о постановке в очередь в муниципальное образовательное учреждение детский сад <номер изъят>, расположенный <адрес изъят>, находящийся в территориальной доступности к месту постоянного проживания их семьи, в том числе и несовершеннолетнего ребенка. К заявлению приложил свидетельство о рождении ребенка, справку с поликлиники по месту жительства, в которой отражены сведения о месте жительства ребенка, паспорт матери несовершеннолетнего ребенка <данные изъяты>, поквартирную карточку формы-10 на квартиру <адрес изъят>, в которой указаны сведения о регистрации по месту жительства матери ребенка <данные изъяты>.
Письмом Департамента образования от 30 августа 2016 года в постановке на регистрационный учет для зачисления в муниципальное дошкольное учреждение его несовершеннолетнего сына отказано в связи с непредоставлением полного пакета документов, предусмотренного пунктом 6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», а именно, не представлена копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
Административный истец полагал, что действия административного ответчика нарушают законные права его сына на получение дошкольного образования, предусмотренного действующим законодательством, поскольку согласно Закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 5 этого же Закона гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации. Также считал, что отсутствие регистрации не может влечь ограничения какого-либо права, в том числе и право на постановку на очередь ребенка, а поэтому требование административного ответчика о предоставлении документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства или пребывания незаконно, так как незаконен абзац 6 пункта 6.1 административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года в этой части. Считал, что местом жительства ребенка в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является место жительства родителей, ответчику предоставлены документы, подтверждающие место жительства матери ребенка, что позволяло установить и место жительство самого ребенка применительно к требованиям действующего законодательства.
С учетом определения о выделении требования в отдельное производство и заявления об изменения административного искового заявления ФИО1 просил суд признать незаконным и подлежащим отмене дефис третий абзаца второго пункта 6.1 раздела II Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12 (в последней редакции от 2 июня 2016 года) в части, – «копия свидетельства о регистрации по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания», а также возложить на администрацию г. Иркутска обязанность внести изменения в пункт 6.1 раздела II Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12 в редакции постановлений администрации города Иркутска от 26 октября 2012 года № 031-06-2107/12, от 19 июня 2013 года № 031-06-1371/13, от 25 декабря 2013 года № 031-06-3002/13, от 27 января 2015 года № 031-06-37/5, от 2 июня 2016 года № 031-06-522/6: - «копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания»; возложить на администрацию города Иркутска обязанность внести изменения в пункт 6.1 раздела II Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12 в редакции постановлений администрации города Иркутска от 26 октября 2012 года № 031-06-2107/12, от 19 июня 2013 года № 031-06-1371/13, от 25 декабря 2013 года № 031-06-3002/13, от 27 января 2015 года № 031-06-37/5, от 2 июня 2016 года № 031-06-522/6 и принять дефис третий абзаца второго пункта 6.1 раздела II Административного регламента в следующей редакции: - «копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о месте жительстве ребенка или месте его пребывания».
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал.
Представитель административных ответчиков администрации города Иркутска и департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска ФИО2, действующая на основании доверенностей, административный иск не признала.
Прокурор Боровик Н.С. в заключении полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Решением суда в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новое решение и удовлетворить административный иск.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Полагает, что оспариваемым положением Административного регламента фактически установлено дополнительное основание для отказа в приеме ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска, противоречащее единственному основанию (отсутствие свободных мест), установленному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293.
Обращает внимание, что судом не дана оценка его доводам о том, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей. Каких-либо сроков по регистрации новорожденных детей Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» не предусмотрено.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции сделан несостоятельный вывод о том, что оспариваемое положение Административного регламента не нарушает права и законные интересы административного истца, не противоречит правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Ссылаясь на судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, считает, что регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации города Иркутска и департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска ФИО3, действующей на основании доверенностей, заключение прокурора Попова А.Б., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением Думы города Иркутска от 27 мая 2011 года № 005-20-2303/1 учрежден департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, основной задачей деятельности которого является проведение единой государственной политики в области образования города Иркутска.
В целях оказания муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих приему в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» администрацией города Иркутска принят административный регламент, который утвержден постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12, в который постановлениями администрации города Иркутска от 26 октября 2012 года № 031-06-2107/12, от 19 июня 2013 года № 031-06-1371/13, от 25 декабря 2013 года № 031-06-3002/13, от 27 января 2015 года № 031-06-37/5, от 2 июня 2016 года № 031-06-522/6, от 21 сентября 2016 года № 031-06-876/6 внесены изменения, в том числе в перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Административный регламент утвержден постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 № 031-06-742/12, в целях обеспечения возможности ознакомления с ним тех лиц, права и свободы которых он затрагивает регламент опубликован как на официальном сайте департамента образования и на информационных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Иркутска в сфере образования.
Как предусмотрено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая настоящий спор, оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что Административный регламент, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12, принят в пределах полномочий и компетенции администрации города Иркутска с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, утвержден уполномоченным лицом и доведен до сведения всех заинтересованных лиц (официально опубликован).
Проверяя соответствие оспариваемых ФИО1 нормативных положений Административного регламента федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил, что ФИО1 имеет несовершеннолетнего <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении <номер изъят>, выданным Отделом ЗАГС по Октябрьскому району администрации города Иркутска и свидетельством об установлении отцовства <номер изъят> от 12 июля 2016 года.
ФИО1 и его несовершеннолетний <данные изъяты> проживают <адрес изъят>, но не зарегистрированы по указанному адресу, не имеют регистрации в городе Иркутске ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
Судом также установлено, что 18 августа 2016 года ФИО1 обратился в департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска с заявлением о постановке на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад) его несовершеннолетнего сына.
Как следует из письма от 30 августа 2016 года департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска на поданное 18 августа 2016 года заявление ФИО1 о постановке на регистрационный учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (детские сады), его несовершеннолетнего сына, департамент образования принял решение об отказе в постановке ребенка <данные изъяты>, на регистрационный учет для зачисления в муниципальную дошкольную образовательную организацию, указав в качестве основания для отказа в постановке на очередь непредоставление копии свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или пребывания, предусмотренных пунктом 6.1 главы 6 раздела II административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (детские сады)».
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (детские сады)», утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12, органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска (пункт 2.1 раздела II Регламента); структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является департамент образования (пункт 2.2 раздела II Регламента).
Заявителями являются родители (законные представители) несовершеннолетних детей (пункт 3.1 раздела I Регламента).
Согласно пункту 3.1 раздела II административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача (направление) заявителю уведомления о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (детские сады); выдача (направление) заявителю мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Для предоставления муниципальной услуги в департамент образования заявителем подаются следующие документы: письменное заявление родителей (законных представителей) о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (детские сады), по форме согласно приложению № 1 к настоящему административному регламенту. К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя); оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав ребенка); копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; копия документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (для родителей (законных представителей) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства) (пункт 6.1 раздела II Регламента).
Отказывая в удовлетворении административного иска ФИО1, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293, постановления администрации города Иркутска от 26 января 2016 года № 031-06-26/6 «О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций за конкретными территориями города Иркутска», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые административным истцом нормы административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 19 апреля 2012 года № 031-06-742/12, в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, не противоречат закону, поскольку приняты во исполнение действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, такое правовое регулирование гарантирует каждому ребенку право на поступление в выбранное дошкольное образовательное учреждение на территории города Иркутска, в том числе то, которое расположено в непосредственной близости от его места жительства (пребывания). Кроме того, оспариваемые положения административного регламента права и законные интересы ФИО1 и его несовершеннолетнего <данные изъяты> не нарушают.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы в дополнительной проверке не нуждаются, сводятся к изложению правовой позиции ФИО1 при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права не имеется.
Существенных нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 18 января 2017 года по административному делу по административному иску ФИО1 к администрации города Иркутска о признании незаконным и отмене пункта Административного регламента, возложении обязанности внесения изменений в Административный регламент – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Л.В. Гусарова
Р.И. Харин