Судья Нагибина Е.Л. Дело №33а-4875/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Вдовиченко С.В., Колесниковой Д.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 20 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 марта 2018 года, с учетом вынесения определения суда от 17 июля 2018 года об исправлении описки, по которому
срок на обжалование приказа <Номер обезличен> от 26.01.2016 Управления Республике Коми по охране объектов культурного наследия Местной православной религиозной организации «Сыктывкарская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) - восстановлен.
Административный иск Местной православной религиозной организации «Сыктывкарская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) – удовлетворен.
Приказ <Номер обезличен> от 26.01.2016 «Об особенностях, составляющих предмет охраны культурного наследия регионального значения: «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре» (уточненное наименование «Церковь Вознесения Господня» Управления Республике Коми по охране объектов культурного наследия от 26.01.2016 <Номер обезличен> признан незаконным.
Заслушав доклад материалов дела судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителя административного истца местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г.Сыктывкара Республики Коми религиозной организации «Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» ФИО1, настоятеля Свято-Вознесенского храма г.Сыктывкара Республики Коми религиозной организации «Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» ФИО2, представителя административного ответчика Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия ФИО3, судебная коллегия
установила:
Местная православная религиозная организация «Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви» (Московский патриархат») обратилась в суд с административным иском к Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия о признании приказа <Номер обезличен> от 26.01.2016 незаконным.
Требований мотивированы тем, что издав оспариваемый приказ, административный ответчик вышел за рамки своих полномочий, предусмотренных Законом Республики Коми от 04.06.2004 N30-РЗ «О некоторых вопросах в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Республики Коми" (принят ГС РК 21.05.2004) и в нарушение норм действующего законодательства произвела изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, с федерального на региональное, в отсутствии государственной историко-культурной экспертизы, содержащей вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.
Суд постановил 30.03.2018 указанное выше решение. Определением суда от 17.07.2018 судом исправлена описка в указании даты вынесения решения от 21.03.2018 на дату 30.03.2018.
С решением суда не согласилось Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия, в апелляционной жалобе просит решение отменить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, доводы письменного возражения административного истца в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, пришла к следующему.
Приказом <Номер обезличен> от 26.01.2016 начальника Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия (далее по тексту - Управление) были утверждены особенности, составляющие предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище» в г.Сыктывкаре (построено в 1811-1822 годах)», уточненное наименование – «Церковь Вознесения Господня»), расположенного по адресу <Адрес обезличен>, согласно приложению на основании Закона №73-ФЗ, Закона РК «О некоторых вопросах в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия», а также в соответствии с Положением об управлении. Отделу по охране объектов культурного наследия поручено обеспечить согласование работ по сохранению объекта культурного наследия без изменения утвержденного предмета охраны памятника.
Судом установлено, что объект культурного наследия «Церковь Вознесения Господня» был принят на государственную охрану постановлением Совета Министров Коми АССР от 30.03.1971 №131 «О памятниках истории и культуры Коми АССР», как архитектурный памятник «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре (построено в 1811-1822 годах).
Постановлением Совета Министров Коми АССР от 17.08.1990 №176 создана историко-культурная заповедная территория «Старый Усть-Сысольск» в г.Сыктывкаре.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 N176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, утвержден представленный Правительством Рроссийской Федерации перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в состав которого входит Историко-культурная заповедная территория "Старый Усть-Сысольск" г.Сыктывкар.
Согласно выписке из реестра федерального имущества <Номер обезличен> от 26.01.2010 «Церковь Вознесения Господня», адрес (местоположение) <Адрес обезличен>, указан правообладатель - Российская Федерация. Документы – основания внесения в реестр: Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 №3020-1; Указ Президента РФ от 20.02.1995 N176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
В паспорте памятника «Церковь вознесения Господня», составленного 12.03.2006 Минкультуры и национальной политики Республики Коми, указана категория охраны – федеральная. Дата и № документа о принятии под охрану указаны - постановление Совета Министров Коми АССР от 30.03.1971 №131 «О памятниках истории и культуры Коми АССР»; Памятник входит в состав объектов историко-культурной заповедной территории «Старый Усть-Сысольск» – Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176.
04.09.2008 между Минкультуры Республики Коми и местной православной организацией - приход Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Сыктывкара Сыктывкарской и Воркутинской епархии русской православной Церкви заключен Договор <Номер обезличен> о сохранности и использовании недвижимого памятника истории культуры религиозного значения, по условиям которого памятник, имеющий категорию охраны - статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Указа Президента РФ от 20.02.1995 №176, передан Религиозному объединению в безвозмездное пользование на основании Указа Главы Республики Коми <Номер обезличен> от 23.06.1995.
10.10.2008 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлении. Госимуществом по Республике Коми и местной православной организацией - приход Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Сыктывкара Сыктывкарской и Воркутинской епархии заключен договор на предмет передачи Территориальным управлением местной православной церкви в безвозмездное пользование на балансовый счет здание Церкви Вознесения Господня, расположенное по адресу <Адрес обезличен>, являющееся объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Старый Усть-Сыссольск».
28.05.2010 был заключен Государственный контракт <Номер обезличен> на оказание услуг технического надзора от 28.05.2010 между ОАО «Мосстройреставрация» (исполнитель) и Министерство культуры Российской Федерации (государственный заказчик) на предмет исполнения оказания услуги технического надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры (находящиеся в федеральной собственности объектов религиозного значения) (Р08), согласно прилагаемого к настоящему Госконтракту перечню объектов (приложения №4), подлежащему уточнению путём заключения дополнительных соглашений, а государственный заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно Перечню (приложение №4) мероприятия, планируемые к реализации относится производство в Республике Коми ремонтно-реставрационных работ «Церковь Вознесения Господня» (Свято-Вознесенский кафедральный собор).
Приказом <Номер обезличен> от 24.08.2016 Министерства культуры Российской Федерации Памятник - Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре, расположенное по адресу было зарегистрировано как объект регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации (номер ...).
В паспорте объекта культурного наследия, оформленного 18.01.2018 Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия (форма которого утверждена Минкультуры РФ от 02.07.2015 №1906) здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре имеет отметку о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия - как объект «регионального значения».
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, ссылаясь на Постановление Совета Министров АССР от 30.03.1971 №131, необоснованно и формально статус объекта культурного наследия - Церковь Вознесения Господня определил как региональный, что недопустимо в целях сохранения особо ценных объектов культуры применительно. Заповедная территория «Старый Усть-Сысольск» была отнесена к объектам культуры федерального значения, на указанной территории (в Указе Президента РФ определены её границы), располагалась Церковь Вознесения Господня постройки 1811-1820 годов. Указанный памятник был взят в 1971 году и под местную охрану, как культурный объект, а в последующем, в составе заповедной территории «Усть-Сысольск», как объект федерального культурного значения. Ремонт храма оплачивался в соответствии с договором с Министерством культуры Российской Федерации. Издавая оспариваемый приказ, административный ответчик указанные обстоятельства не учел, не предпринял мер к назначению историко-культурной экспертизы для определения статуса объекта в соответствии с его культурной, архитектурной, исторической ценностью, соответственно безосновательно указанный объект при издании приказа отнес к объектам регионального значения. Признавая оспариваемый приказ незаконным и подлежащим отмене, суд пришел к выводу, что произвольное определение статуса объекта нарушает права Прихода, лишает его государственной защиты, как объекта федерального культурного значения, при установлении такого статуса.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N3612-1) задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Под культурным наследием народов Российской Федерации понимается - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. (ст.3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Статья 39 Основ законодательства Российской Федерации о культуре к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры, в том числе относит: охранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» также к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено, в том числе 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; 4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 4.1) осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия); 6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяет на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения – это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения – это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона №73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда. (ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)
В соответствии с Положением об Управлении Республики Коми по охране объектов культурного наследия (Постановление Правительства РК от 08.12.2015 N 499) (ред. от 08.12.2015) Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия (далее - Управление) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, предоставлению государственных услуг в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.(п.1). Управление осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Коми (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).(п.2).
Как верно установлено судом и подтверждено имеющимися в деле доказательствами, заповедная территория «Старый Усть-Сысольск» на основании Указа Президента РФ от 20.02.1995 №176 является объектом федерального культурного значения. Памятник «Церковь Вознесения Господня», расположенный по адресу <Адрес обезличен>, входит в состав объектов историко-культурной заповедной территории «Старый Усть-Сысольск», Указанный памятник был взят в 1971 году и под местную охрану, как культурный объект, а в последующем, в составе заповедной территории «Усть-Сысольск», как объект федерального культурного значения.
Таким образам, у Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), его Положения об Управлении, на дату издания приказа №27-од от 26.03.2016 не имелось полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в отношении объекта культурного наследия - Памятника «Церковь Вознесения Господня», расположенного по адресу <Адрес обезличен>, поскольку данный объект культурного наследия находится в собственности Российской Федерации и имел статус объекта культурного наследия федерального значения.
Доводы жалобы о том, что объект культурного наследия Памятник «Церковь Вознесения Господня», расположенный по адресу <Адрес обезличен> не входит в состав объекта Историко-культурной заповедной территории «Старый Усть-Сысольск», имеет место неправильное толкование Указа Президента РФ от 20.02.1995 №176, судебной коллегией отклоняются, поскольку опровергается установленными судом обстоятельствами и приведенными выше доказательствам. Так, именно на основании Указа Президента РФ от 20.02.1995 №176 данный объект - Памятник «Церковь Вознесения Господня», расположенный по адресу <Адрес обезличен>, был определен при оформлении паспорта Министерством культуры и национальной политики Республики Коми как Памятник входящий в состав объектов Историко-культурной заповедной территории «Старый Усть-Сысольск». Данный объект в 2008 году Министерством культуры Республики Коми был передан безвозмездно местной православной организации – приходу Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Сыктывкара Сыктывкарской и Воркутинской епархии русской православной Церкви на основании Договора <Номер обезличен> на сохранение и использование именно как памятник истории культуры религиозного значения, имеющего статус охраны - статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения со ссылкой на основании Указа Президента РФ от 20.02.1995 №176. В 2010 году Министерство культуры Российской Федерации, как государственный заказчик заключило Государственный контракт на предмет исполнения оказания услуги технического надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, находящиеся в федеральной собственности объектов религиозного значения.
Вместе с этим со стороны административного ответчика в нарушении ст.62 КАС РФ доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства представлены не были, как и доказательства того, что на дату вынесения оспариваемого приказа, данный объект имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, в том числе имело место изменении категории историко-культурного значения этого объекта культурного наследия с федерального на региональный в установленном законом порядке. (ст.22 ФЗ №73-ФЗ).
Суд первой инстанции верно учел, что объект культурного наследия - Памятник – Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г.Сыктывкаре, расположенный по адресу <Адрес обезличен> зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации как объект регионального значения на основании Приказа №38131-Р от 24.08.2016 Министерства культуры Российской Федерации, то есть уже после того, как Управлением был вынесен оспариваемый приказ.
Поскольку оспариваемый приказ <Номер обезличен> от 26.01.2016 вынесен при отсутствии у Управления на то полномочий, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании его незаконным и подлежащим отмене.
Восстанавливая срок на обжалование приказа от 26.01.2016, суд обоснованно учел, что о наличии изданного приказа <Номер обезличен> от 26.01.2016 административному истцу стало известно из письма Управления <Номер обезличен> от 18.01.2018. Доказательства, свидетельствующие об ином, суду не представлено.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют закону и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на их переоценку, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи