ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4888/19 от 27.06.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-4888/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 27 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Новожениной О.Р.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта по апелляционной жалобе департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия требованиям федерального и регионального законодательства постановления администрации города Оренбурга от 19 августа 2010 года № 5973-п, которым утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее по тексту - административный регламент), в ходе которой установлен факт противоречия пунктов 1.1, 3.2 административного регламента положениям Закона Оренбургской области от 27 октября 2016 года № 30/8-У1-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области».

С целью приведения административного регламента в соответствие с нормами федерального законодательства прокуратурой города Оренбурга 30 мая 2018 года был принесен протест, который администрацией города рассмотрен и удовлетворен. До настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт, не соответствующий требованиям федерального и регионального законодательства, применяется при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

Прокурор просил признать недействующими и не подлежащими применению пункты 1.1 и 3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 19 августа 2010 года № 5973-п и включить в муниципальный нормативный правовой акт нормы о разработке и утверждении программ профилактики нарушений требований законодательства в сфере земельных правоотношений.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействующим пункты 1.1, 3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации г. Оренбурга от 19 августа 2010 года № 5972-п с 03 апреля 2019 года - даты принятия настоящего решения.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.

С таким решением не согласился административный ответчик Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга. В апелляционной жалобе просит решение отменить в части удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что пункт 1.1 регламента соответствует Закону Оренбургской области, поскольку круг субъектов, установленных в регламенте, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль, соответствует кругу субъектов, указанных в Законе. Пункт 3.2 также соответствует Закону, поскольку иные виды муниципального контроля, не перечисленные в нем, содержатся в пункте 2.15 раздела 2 административного регламента.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель администрации города Оренбурга, Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга Демченко М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного истца прокурор Стиплин И.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).

Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений этой статьи.Таким образом, осуществление муниципального земельного контроля должно соответствовать нормам законодательства Российской Федерации и может реализовываться в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации города Оренбурга от 19 августа 2010 года № 5973-п утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург» - далее Административный регламент.

Рассматриваемый муниципальный нормативный правовой акт опубликован в газете «Вечерний Оренбург», № 13 от 30 марта 2011 года.

Пунктом 1.1 Административного регламента установлено, что настоящий административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург» определяет сроки и последовательность действий при реализации полномочий по муниципальному земельному контролю за использованием земель на территории муниципального образования «город Оренбург» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со статьёй 1 Закона Оренбургской области от 27 октября 2016 года № 30/8-У1-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области» настоящий Закон в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся субъектами муниципального земельного контроля.

Таким образом, муниципальный Административный регламент не в полной мере соответствует положениям закона субъекта, имеющим большую юридическую силу, поскольку не содержит правового регулирования осуществления земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан.

Пунктом 3.2 Административного регламента установлено, что муниципальный земельный контроль проводится в виде плановой или внеплановой проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Оренбургской области от 27 октября 2016 года № 30/8-У1-ОЗ (в редакции закона Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. № 1038/263- У1-ОЗ) муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых проверок, внеплановых проверок, мероприятий по контролю без взаимодействия с субъектами муниципального земельного контроля.

Следовательно, муниципальный Административный регламент не содержит предусмотренную законом субъекта форму муниципального земельного контроля – мероприятия по контролю без взаимодействия с субъектами муниципального земельного контроля.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора о признании недействующими пункты 1.1 и 3.2 Административного регламента, пришёл к выводу о противоречии их требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда о признании оспариваемых положений недействующими, поскольку это означало бы, что на территории муниципального образования «город Оренбург» будет отсутствовать правовое регулирование земельного контроля в отношении всех объектов контроля, в том числе и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В то время как Административный регламент в части осуществления земельного контроля в отношении этих объектов не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению с указанием на несоответствие оспариваемых норм закону субъекта и возложение на орган местного самоуправления обязанности привести Административный регламент в соответствие с действующим законодательством, с дополнением его положением о порядке осуществления земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан. Судебная коллегия с учётом пояснений представителя администрации МО «город Оренбург» полагает возможным установить срок исполнения решения один месяц со дня вступления определения в законную силу.

Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 3.2 соответствует Закону, поскольку иные виды муниципального контроля, не перечисленные в нем, содержатся в пункте 2.15 раздела 2 административного регламента, не обоснован, поскольку норма закона субъекта, указав в пункте 5 статьи 5 закона такую форму земельного контроля как мероприятия по контролю без взаимодействия с субъектами муниципального земельного контроля наряду с другими формами контроля, придаёт формам земельного контроля более расширительное толкование и возможности.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 апреля 2019 года изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

«административное исковое заявление прокурора г. Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить частично.

Признать пункты 1.1, 3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации г. Оренбурга от 19 августа 2010 года № 5973-п не соответствующим требованиям Закона Оренбургской области от 27 октября 2016 года № 30/8-У1-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области».

Обязать администрацию города Оренбурга в течение месяца со дня вступления определения суда в законную силу привести пункты 1.1, 3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург» в соответствие с требованиями Закона Оренбургской области от 27 октября 2016 года № 30/8-У1-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области.

Обязать администрацию города Оренбурга опубликовать сообщение о настоящем решении в течение месяца со дня его принятия в официальном печатном издании МО «город Оренбург».

В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать».

Председательствующий:

Судьи: