ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4888/2015 от 28.10.2015 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Алексеева Г.И. Дело № 33а-4888/2015

Судья Евстафьев В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2015 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Агеева О.В.,

при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу представителя Копышевой Н.Г. – Сочкова О.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 августа 2015 года по административному делу по заявлению Копышевой Н.Г. о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике по отказу во внесении сведений, о возложении обязанности внести в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек соответствующие сведения для снятия сведений о судимости.

Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия

установила:

Копышева Н.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (далее МВД по ЧР) по отказу во внесении Информационным центром МВД по Чувашской Республике (далее также ИЦ МВД по ЧР) в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек сведений для снятия судимости истца, о возложении обязанности внести в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек соответствующие сведения для снятия сведений о судимости истца.

Требования мотивированы тем, что приговором Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики истец была осуждена по ... Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) и приговорена к штрафу в размере ... рублей. Приговор суда исполнен, сумма штрафа ею оплачена. В соответствии с Федеральным законом № 162-ФЗ от 08 декабря 2003 года деяния, предусмотренные ст. ... УК РФ, в настоящее время декриминализированы, в положения УК РФ внесены изменения, ст. ... УК РФ утратила силу. 29 октября 2014 года ГУ МВД РФ ... Копышевой Н.Г. выдана справка о том, что в ФКУ «центр», Информационном центре ГУ МВД ..., ИЦ МВД ..., ИЦ МВД по ... имеются сведения о ее судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации: 09 февраля 2000 года осуждена Московским райсудом г. Чебоксары Чувашской Республики по ... УК РФ к штрафу в размере ... руб.

11 июня 2015 года Копышева Н.Г. обратилась в Отдел полиции ... с просьбой направить в ИЦ МВД по ЧР соответствующие сведения для снятия в системах учета сведений о ее судимости. Копия письма также была адресована в ИЦ МВД по ЧР. Однако из обоих ведомств она получила ответы об отказе внести соответствующие сведения для снятия в системах учета сведений о ее судимости со ссылкой на не действовавший на момент совершения «преступления» и не регламентирующий на тот момент формирование, ведение и использование централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно - криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации нормативно-правовой акт.

В обоснование своих требований Копышева Н.Г. сослалась на положения Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» о том, что обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (п. 7 ст. 5); в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган (п. 4 ст. 21).

Также указала, что нормы указанных федеральных законов отсылают к статье 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Россией Федеральным законом от 19 декабря 2005 года № 160-ФЗ, из смысла которой следует, что хранимые и обрабатываемые персональные данные должны быть точными и достоверными и обновляющимися в соответствии с динамичностью национального законодательства; должны обрабатываться не только на законной, но и справедливой основе; должны храниться только для законных целей, а не вопреки таковым; должны быть адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения.

Эти положения, по мнению Копышевой Н.Г., подкрепляются также и Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», согласно ч. 8 ст. 17 которого персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Поскольку согласно п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается по истечении одного года после исполнения наказания и погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней, Копышева Н.Г. полагает, что информация о ее погашенной судимости в настоящее время не имеет и не требует цели ее обработки и подлежит уничтожению. Имеющиеся в ИЦ МВД в указанном выше виде сведения существенно затрагивают ее права и законные интересы.

В судебное заседание суда первой инстанции Копышева Н.Г. не явилась, ее представитель Сочков О.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснил, что нарушение прав Копышевой Н.Г. может проявиться в будущем, так как она имеет педагогическое образование и в настоящее время существуют определенные ограничения для лиц, имевших судимости, для работы в сфере образования.

Представитель Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Васильев Р.Н. полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах для выполнения возложенных на нее обязанностей с последующим внесением информации о гражданах. В соответствии с Наставлением по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, ранее составленные учетные документы могут измениться согласно постановлению следователя, дознавателя и судьи. Сведения о судимости в любом случае остаются.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 августа 2015 года отказано в удовлетворении требований Копышевой Н.Г. о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, выраженных в отказе во внесении Информационным центром ... в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек сведений для снятия сведений о ее судимости; возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике в лице Информационного центра ... внести в автоматизированные базы централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек соответствующие сведения для снятия сведений о ее судимости.

Указанное решение обжаловано представителем Копышевой Н.Г. – Сочковым О.В. на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, нарушения норм материального права с вынесением нового решения об удовлетворении требований Копышевой Н.Г. Обжалуя решение суда первой инстанции, представитель Сочков О.В. ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что на момент совершения Копышевой Н.Г. преступления и позже действия МВД по ЧР регламентировались Приказом МВД России от 12 июля 2000 года № 752 ДСП «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации». Бездействие МВД по ЧР с учетом указанной нормы не оценено.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя МВД по ЧР Васильева Р.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, проверив дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит по следующим основаниям.

Из справки ГУ МВД России ... от 29 октября 2014 года следует, что в ФКУ «центр», Информационном центре ..., ИЦ МВД ... имеются сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации Копышевой (...) Н.Г. (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации: 09 февраля 2000 года осуждена Московским райсудом г. Чебоксары Чувашской Республики по ... УК РФ к штрафу в размере ... руб.; на основании ... УК РФ судимость погашается по истечении одного года после исполнения наказания.

11 июня 2015 года Копышева Н.Г. обратилась в Отдел полиции ... с просьбой направить в Информационный центр МВД ... соответствующие сведения для снятия в системах учета сведений о ее судимости, направив копию письма и в ИЦ ....

19 июня 2015 года врио начальника ИЦ ... Копышевой Н.Г. направлено сообщение о том, что формирование, ведение и использование централизованных учетов органов внутренних дел Министерством внутренних дел по Чувашской Республике осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», а также ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию. В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность органов внутренних дел, сведения на осужденных лиц, независимо от срока и вида назначенного наказании, при условии, что судимость снята или погашена, хранятся в информационных базах данных до достижения ими 80-летнего возраста.

25 июня 2015 года начальником Отдела полиции ... Копышевой Н.Г. сообщено, что внесение изменений в информационные базы данных относится к компетенции Информационного центра ..., в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность органов внутренних дел, сведения на осужденных лиц независимо от срока и вида назначенного наказания при условии, что судимость снята или погашена, хранятся в информационных базах данных до достижения ими 80-летнего возраста.

Доводы Копышевой Н.Г. о том, что информация о ее погашенной судимости не должна храниться в базе данных органов внутренних дел и на МВД по ЧР должна быть возложена обязанность внести в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек соответствующие сведения для снятия сведений о ее судимости, проверены судом первой инстанции и обоснованного признаны несостоятельными.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 года, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В соответствии с п.п. 27, 28 указанного Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; основаниями учета преступлений являются в том числе постановление о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. 40, 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно п.п. 2, 6 Типового положения об информационном центре МВД России (далее ИЦ), утвержденного Приказом МВД РФ от 28 марта 2002 года № 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях обеспечения статистической, оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией; ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе настоящим Типовым положением.

К основным функциям ИЦ отнесены формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.

Согласно Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление), утвержденному Приказом МВД РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы РФ, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 2012 года № 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп, определяющему порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем храпения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах), учетные документы хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости (подпункт «г» пункта 15.2).

Поскольку срок хранения информации о судимости в отношении Копышевой Н.Г. не истек, хранение информационными центрами органов внутренних дел сведений о ее судимостях действующему законодательству не противоречит, оснований для признании незаконными действий МВД по ЧР по отказу во внесении сведений и возложения на него обязанности внести в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек соответствующие сведения для снятия сведений о судимости Копышевой Н.Г. не имеется, в связи с чем ее требования удовлетворению не подлежали. По этим основаниям ссылка Копышевой Н.Г. в обоснование требований об удалении сведений об осуждении за совершение преступления на ч. 8 ст. 17 Федерального закона «О полиции», предусматривающую уничтожение персональных данных по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, несостоятельна.

Ссылка представителя Сочкова О.В. на возможное нарушение прав его доверителя в будущем, поскольку она имеет педагогическое образование и существуют определенные ограничения для работы в сфере образования для лиц, имевших судимости, не влечет удовлетворения требований.

Ст. 86 УК РФ установлено, что погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия. Вместе с тем наличие в банках данных МВД по ЧР информации о судимости Копышевой Н.Г. ее прав не ущемляет и не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью. Судом обоснованно отмечено, что доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Копышевой Н.Г. на трудоустройство вследствие выдачи справки с информацией о погашенной (снятой) судимости, заявителем суду не представлено, а также, что решение об отказе в допуске к трудовой деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить также, что МВД по ЧР, являясь территориальным органом МВД России на региональном уровне, осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе за деяние, которое новым уголовным законом не признается преступлением, и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такой судимости.

Учитывая, что порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен ведомственными правовыми актами, в том числе названным Наставлением, принципы обработки персональных данных, установленные ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», а также и охраняемые законом интересы Копышевой Н.Г. не нарушены, доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.

Доводы жалобы о вынесении судом решения без учета Приказа МВД России от 12 июля 2000 года № 725 ДСП «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», несостоятельны и основаны на неверном толковании норм права.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Копышевой Н.Г., изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции ее представителем, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, на которые ссылается представитель Сочков О.В. в апелляционной жалобе, влекущих отмену судебного решения, при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя Копышевой Н.Г. – Сочкова О.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 августа 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Н.П. Лысенин

Судьи: Г.И. Алексеева

О.В. Агеев