ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-489/2017 от 26.06.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Тимиров Р.В.

Дело № 33а - 489/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июня 2017 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Гаврикова И.В.,

судей Папуловой С.А., Токмачевой Н.И.,

при секретаре Шаровой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата,

по апелляционной жалобе Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО на решение Ленинского районного суда ЕАО от 20.04.2017, которым административный иск прокурора Октябрьского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворен.

Решение Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО от <...>№ <...> признано незаконным.

Бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО1, связанное с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами признано незаконным.

На Собрание депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО1 в связи с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Заслушав доклад судьи Папуловой С.А., пояснения председателя Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО2, старшего помощника прокурора ЕАО Витютнева К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования к Собранию депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО (далее - Собрание депутатов) о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Собрании депутатов выявлен факт непредставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, а именно, ФИО1, являясь депутатом Собрания депутатов, в нарушение антикоррупционного законодательства сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи с 01.01.2015 по 31.12.2015 не предоставил. По состоянию на <...> справки в Собрании депутатов отсутствовали.

30.12.2016 прокурором района в адрес Собрания депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и направлено предложение о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов ФИО1

21.02.2017 Собранием депутатов принято решение, которым отказано в удовлетворении требований прокурора района.

Просил признать решение Собрания депутатов от <...>№ <...> незаконным; признать бездействие Собрания депутатов в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутата Собрания депутатов ФИО1, связанное с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год незаконным; возложить на Собрание депутатов обязанность принять решение о прекращении полномочий депутата ФИО1 по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Определением суда от 29.03.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО1

Не согласившись с решением суда, председатель Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО2 обратился в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение. Мотивируя жалобу, указал, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал правовую оценку совокупности норм, регламентирующих антикоррупционное законодательство.

Указал, что на федеральном уровне не имеется нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, следовательно, у депутата, работающего на непостоянной основе, отсутствует обязанность предоставлять указанные сведения.

При этом решением Собрания депутатов от 29.09.2016 № 185 утверждено Положение «О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе или замещающими должности в Собрании депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи» (далее - решение от 29.09.2016 № 185).

На момент проверки прокуратурой информации о предоставлении депутатами Собрания депутатов сведений о своих доходах (расходах) и членов своей семьи, установлено, что ФИО1, в соответствии с указанным Положением, воздержался от предоставления данных сведений, так как не осуществляет свои депутатские полномочия на постоянной основе.

Считает, что суд вышел за пределы своих полномочий, обязав представительный орган принять конкретное решение, чем нарушил принцип разделения властей.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Октябрьского района ЕАО Б. просила решение суда оставить без изменения, указала, что федеральным законодательством прямо установлена обязанность депутатов представительного органа местного самоуправления, независимо от того, осуществляет он свою деятельность на постоянной основе или нет, соблюдать ограничения и запреты.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с этим, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Председатель Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО2 апелляционную жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что в Федеральный закон № 131-ФЗ внесены изменения, согласно которым проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции, высшее должностное лицо субъекта РФ обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Старший помощник прокурора Витютнев К.В. поддержал возражения на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Рассмотрев в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ административное дело в полном объёме, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 04.11.2015, в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ введена новая редакция ч. 7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Часть 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на всех депутатов, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность.

Из материалов дела установлено, что по итогам выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО по трехмандатному избирательному округу № <...><...>ФИО1 признан избранным депутатом Собрания депутатов.

ФИО1 в Собрание депутатов не предоставлены в 2016 году сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

30.12.2016 по результатам проведенной прокуратурой Октябрьского района ЕАО проверки за исполнением законодательства о противодействии коррупции в Собрании депутатов внесено представление об устранении нарушения законодательства о коррупции.

Решением Собрания депутатов от <...>№ <...> прокуратуре Октябрьского района ЕАО отказано в удовлетворении представления.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с исследованными доказательствами, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия правовых оснований для признания решения Собрания депутатов от <...>№ <...>, а также признания бездействие Собрания депутатов в части невыполнения законных требований прокурора незаконными.

Судебная коллегия с указанными выводами согласна.

Так, Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (ч. 2 ст. 1, ст. 70-71 Федерального закона № 131-ФЗ)

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случаях, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, иными федеральными законами (п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» полномочия депутата Собрания депутатов прекращаются досрочно: в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ (п. 11); неисполнения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (п. 12).

Анализ приведенных правовых положений позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что ФИО1, как депутат Собрания депутатов, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязан на основании вышеприведенных правовых положений предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.

Довод апелляционной жалобы о том, что на федеральном уровне не имеется нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следовательно, у депутата, работающего на непостоянной основе, отсутствует обязанность предоставлять указанные сведения, подлежит отклонению, поскольку не освобождает депутата от обязанности предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Наличие решения от 29.09.2016 № 185, регламентирующего предоставление сведений о доходах только депутатами, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, не освобождают иных депутатов в силу вышеприведенных положений федерального законодательства предоставлять указанные сведения, поскольку муниципальные правовые акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным правовым актам, стоящим выше в иерархии источников муниципального права и регулировать только те вопросы, которые ими не урегулированы.

Довод председателя Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО2 об отсутствии порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленного законом ЕАО, подлежит отклонению, как не имеющий правового значения по настоящему делу.

Вместе с тем довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы своих полномочий, обязав представительный орган принять конкретное решение, чем нарушил принцип разделения властей, заслуживает внимания.

По смыслу положений ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ неисполнение обязанности депутата по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера влечет досрочное прекращение полномочий депутата. При этом решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции соответствующего представительного органа местного самоуправления.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов ФИО1 выносился на рассмотрение представительного органа местного самоуправления.

Поскольку суд не наделен правом подменять полномочия представительного органа местного самоуправления, решение суда в указанной части подлежит изменению, на Собрание депутатов должна быть возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов ФИО1 в связи с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 20.04.2017 изменить в части возложения на Собрание депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО1.

Абзац четвертый резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

«Возложить на Собрание депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО ФИО1 в связи с неисполнением обязанности по предоставлению справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами».

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Собрания депутатов Октябрьского муниципального района ЕАО считать удовлетворенной частично.

Председательствующий

Судьи