ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4900/19 от 25.02.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-4900/2019

Судья: Панова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2019 года апелляционную жалобу административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2018 года по административному делу №2а-1483/2018, принятое по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными разрешения на строительство многоквартирных жилых домов,

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административных истцов ФИО6, ФИО8, ФИО4, ФИО7, представителя заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга - ФИО9, представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук» - ФИО10, представителей заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Агентство по развитию территории «Созидание» - ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 Судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным разрешения на строительство:

1) от 15 февраля 2018 года №78-011-0349-2018, выданное Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее по тексту – Служба) Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство по развитию территории «Созидание» (далее по тексту – ООО «АРТ «Созидание», Общество) на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 62;

2) от 15 февраля 2018 года №78-011-0350-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 63.

21 августа 2018 года административными истцами подан второй административный иск к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными следующих разрешений на строительство объектов недвижимости:

1) от 30 мая 2018 года №78-011-0351-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 60;

2) от 30 мая 2018 года №78-011-0352-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом, распорядительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 68;

3) от 31 мая 2018 года №78-011-0353-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 70;

4) от 30 мая 2018 года №78-011-0361-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 64;

5) от 31 мая 2018 года №78-011-0362-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 69;

6) от 31 мая 2018 года №78-011-0363-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 73;

7) от 31 мая 2018 года №78-011-0364-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом, распорядительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 74;

8) от 28 июня 2018 года №78-011-0375-2018, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома (копус 1, корпус 2, корпус 3) со встроенными помещениями и подземным гаражом, распорядительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 56;

9) от 30 июня 2018 года №78-011-0315.1-2016, выданное Службой ООО «АРТ «Созидание» на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом, распорядительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, литера Р, участок № 57.

Также в административном иске, поданном административными истцами в суд 21 августа 2018 года, оспорены разрешения на строительство, выданные Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Акционерному обществу «Пулково-Цветы»: от 22 мая 2018 года № 78-011-0359-2018, от 22 мая 2018 года №78-011-0360-2018, от 09 июня 2018 года №78-011-0368-2018.

По ходатайству административных истцов административные дела № 2а-1483/2018 и 2а-3211/2018 в объединены в одно производство в части требований об оспаривании 11 разрешений на строительство, выданных Службой в 2018 году ООО «АРТ «Созидание». Требования административных истцов об оспаривании 3-х разрешений на строительство, выданных Службой Акционерному обществу «Пулково-Цветы» выделены в отдельное производство с присвоением административному делу номера 2а-3211/2018.

В обоснование требований о признании незаконными 11 разрешений на строительство, выданных Службой в 2018 году ООО «АРТ «Созидание» административные истцы указали, что оспариваемыми разрешениями на строительство объектов капитального строительства нарушено их права на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, право на сохранность объектов культурного наследия, на участие в осуществление градостроительной деятельности.

Административные истцы указали, что вышеперечисленные разрешения на строительство выданы с нарушением действующих нормативных предписаний, запрещающих строительную и иную хозяйственную деятельность в защитной парковой зоне ГАО РАН. По мнению административных истцов, нарушены требования: подпункта «б» пункта 5 Распоряжения Совнаркома СССР №4003-р «О восстановлении и реконструкции Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР в Пулково» от 11 марта 1945 года, которым установлена защитная парковая зона в радиусе 3 км. вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства; подпунктов «а», «б», «з» пункта 1 Решения Исполкома Ленгорсовета №147-2-б «О мероприятиях по восстановлению Главной Астрономической Обсерватории в Пулково» от 28 мая 1945 года, которым отведён земельный участок для Пулковской обсерватории, установлены границы защитной парковой зоны в радиусе 3 км. вокруг Обсерватории и запрещено промышленное и крупное жилищное строительство; пункта 1 и пункта 2 Приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 1996 года №833, которым утверждены границы территории Пулковской обсерватории и защитной парковой зоны, установлены ограничения на промышленное и крупное жилищное строительство на указанной территории.

«Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук» является особо ценным объектом культурного наследия федерального значения, работы по строительство жилых домов со встроенными помещениями могут оказать неблагоприятное воздействие на памятник архитектуры и безвозвратно ухудшат астроклимат в районе Пулковской обсерватории, что повлечет ухудшение условий, необходимых для проведения качественных наблюдений, а также к окончанию многолетних уникальных астрономических исследований.

Кроме того, административные истцы указали на отсутствие согласования проектной документации по строительству объектов капитального строительства с Министерством культуры Российской Федерации, необходимого в связи с нахождением земельного участка вблизи объекта Пулковская обсерватория, которая включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. По мнению административных истцов отсутствие согласование с Обсерваторией, а выданное Дирекцией Обсерватории согласование не может считаться законным, т.к. Уставом ГАО РАН не предусмотрен такой орган управления как Дирекция.

Также административные истцы ссылались на несоответствие проектной документации градостроительным регламентам в части количества этажей. В оспариваемых разрешениях указано количество этажей 6 при одном подземном этаже, в то время как максимальное количество этажей, допускаемое градостроительным регламентом 4 (включая мансардный этаж).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции административные истцы дополнили основания административного иска, указав на нарушение требований международных обязательств Российской Федерации по охране объекта всемирного наследия С 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», в частности Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, выразившееся в отсутствии согласования проектной документации с Центром всемирного наследия ЮНЕСКО.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

Не согласившись с постановленным судебным актом, административные истцы подали апелляционную жалобу, в которой просили отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец ФИО5, представитель административного ответчика Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, представители заинтересованных лиц - Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Данные участники судебного разбирательства извещены судом о времени и месте судебного разбирательства: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга – 11 февраля 2019 года путем направления извещения факсимильной связью. Кроме того, заказные письма с извещениями о вызове в суд получены уполномоченными лицами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 21 февраля 2019 года, Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга – 20 февраля 2019 года. Административный истец ФИО5 извещен по телефону 11 февраля 2019 года. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

25 февраля 2019 года в суд поступило ходатайство представителя Министерства культуры Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Согласно ч. 6 ст.226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся участников судебного процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что земельный участок №62, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №62 ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

29 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22705 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0006-17 (л.д.64-105 том 1).

15 февраля 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0349-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 62 (л.д.61-62 том 1).

Земельный участок №63, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе принадлежит на ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22718 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0007-17 (л.д.64-105 том 1).

15 февраля 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0350-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом (состоящий из жилого корпуса №1, жилого корпуса №2, жилого корпуса №3, жилого корпуса №4, жилого корпуса №5, встроено-пристроенной многоэтажной автостоянки на 245 машиномест, встроено-пристроенной подземной автостоянки на 103 машиноместа) на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 63 (л.д. 67-69 том 1).

Земельный участок №56, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №56 принадлежит ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22712 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «НСК-Проект», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 09 июня 2018 года № 78-2-1-3-0011-18.

28 июня 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0375-2018 на строительство многоквартирного дома (корпус 1, корпус 2, корпус 3) со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 56.

Земельный участок №57, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №57 принадлежит ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22710 земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 5, кадастровый номер №....

Проектная документация по строительству многоквартирного дома (корпус 1, корпус 2, корпус 3) со встроенными помещениями, встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом, трансформаторной подстанцией, разработанная в 2017 году ООО «НСК-Проект», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 28 февраля 2018 года № 78-2-1-2-0003-18.

30 июня 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение № 78-011-0315.1-2016 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 57 (л.д. 196-198 том 4).

Земельный участок №60, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22708 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0050-17.

30 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0351-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом (состоящий из жилого корпуса №1, жилого корпуса №2, встроено-пристроенной подземным гаражом на 145 машиномест) на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 60 (л.д. 178-179 том 4).

Земельный участок №62, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №62 принадлежит ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

29 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22705 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0006-17.

15 февраля 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0349-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительным пунктом с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 64 (л.д. 61-62 том 1).

Земельный участок №63, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №63 принадлежит ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22718 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0007-17.

15 февраля 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0350-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 64 (л.д. 67-69 том 1).

Земельный участок №64, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22723 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0051-17.

30 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0361-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 64 (л.д. 184-185 том 4).

Земельный участок №68, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22717 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0052-17.

30 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0352-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительным пунктом с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 68 (л.д. 180-181 том 4).

Земельный участок №69, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22716 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0053-17.

31 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0362-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 69 (л.д. 186-188 том 4).

Земельный участок №70, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22715 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0051-17.

30 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0054-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 70 (л.д. 182-183 том 4).

Земельный участок №73, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22714 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0055-17.

31 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0363-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 73 (л.д. 188-189 том 4).

Земельный участок №74, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером №..., находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА утвержден градостроительный план № RU78147000-22706 на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0056-17.

31 мая 2018 года Службой выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0364-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительного пункта с траснформаторнй подстанцией (состоящего из 4 жилых корпусов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 74 (л.д. 190-192 том 4).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года № 1747 «О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга», создана указанная Служба и утверждено Положение о ней.

Пунктом 1.2 упомянутого Положения о службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга предусмотрено, что служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), исходя из пункта 2.4 Положения является основной задачей Службы.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.

При этом часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов.

Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдаёт разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 этой же статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком и заинтересованным лицом ООО «АРТ «Созидание» представлены и судом исследованы документы, которые направлены застройщиком в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Список документов соответствует требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включает положительные заключения экспертизы проектно документации, согласовательные письма ГАО РАН, в связи с чем является достаточным для получения разрешений на строительство.

Как следует из выданных КГА градостроительных планов на земельные участки, воспроизводящих положения Закона Санкт-Петербурга №29-10 от 04 февраля 2009 года «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», все вышеперечисленные земельные участки находятся в территориальной зоне Т2Ж1 – зона малоэтажных многоквартирных жилых домов, расположены вне территории исторических пригородов Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связаны с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

Проектной документацией и оспариваемыми разрешениями на строительство предусматривается строительство 5 и (или) 6 этажных многоквартирных домов, включая подземный и мансардный этажи, высотой 18 м.

В соответствии с подпунктом 2.101.7.5 пункта 2.101 «Градостроительный регламент жилой зоны малоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторической застройки пригородов с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры)» Приложения № 8 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года №524 (в редакции от 28 июня 2018 года) «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений на земельных участках - 4 этажа, включая мансардный.

Этот же подпункт 2.101.7.5 пункта 2.101 Приложения № 8 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года №524 (в редакции от 04 июля 2017 года) предусматривал максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений на земельных участках - 3 этажа.

С учетом приведенных норм закона административные истцы, как в административном иске, так и в апелляционной жалобе указали, что оспариваемые разрешения на строительство не соответствуют требованиям градостроительных регламентов, поскольку допускают строительство многоквартирных домов больше разрешенной законом этажности.

Судебная коллегия полагает утверждения административных истцов о несоответствии оспариваемых разрешений на строительство ошибочными.

Земельные участки располагаются в границах территориальной зоны Т2Ж1 - жилая зона малоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторической застройки пригородов, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Приложение № 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»).

Одном из основных разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в зоне Т2Ж1 является малоэтажная многоквартирная жилая застройка- код 2.1.1 (подпункт 2.4.3 раздела 2 Приложения № 7 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № 524).

Согласно пункта 1.16 раздела 1 Приложения № 7 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № 524 описание видов разрешенного использования земельных участков, установленных в градостроительных регламентах для соответствующих территориальных зон, приведено в таблице 4 настоящего раздела и определено в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В соответствии с указанной таблицей малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1) предусматривает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный).

Вместе с тем пунктами 4.5, 4.6. Приложения №1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № 524 предусмотрены переходные положения, согласно которых:

- пункт 4.5. проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории за границами объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, приводятся в соответствие с Правилами до окончания расчетного срока Генерального плана Санкт-Петербурга в порядке, установленном действующим законодательством.

До приведения указанных проектов планировки территории, проектов планировки с проектами межевания территории в соответствие с Правилами, в случае противоречия между указанными проектами планировки территории, проектами планировки с проектами межевания территории и Правилами применяются проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории.

Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

- пункт 4.6. в случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, противоречат установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, и(или) режимам использования земель в границах территорий указанных зон, применяются Правила.

Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и законодательством Санкт-Петербурга.

В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, соответствуют установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, а также режимам использования земель в границах территорий указанных зон, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

При этом в случае несоответствия проектов планировки территории, а равно проектов планировки с проектами межевания, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, Правилам в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в Правилах, в отношении которых Законом о зонах охраны не установлены требования к градостроительным регламентам, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» земельные участки, на которых разрешено строительство многоквартирных домов, расположены в охранной зоне – ЗРЗ (14)09. Данным законом (Приложение №2 раздел 19) установлены требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в отношении высоты возводимых объектов капитального строительства в метрах без ограничения этажности возводимых объектов капитального строительства.

Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» дата окончания расчетного сока Генерального плана Санкт-Петербурга – 31 декабря 2018 года.

Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 года №29-10 (действовавшими до 21 июня 2016 года и на дату утверждения 18 декабря 2014 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1156 Проекта планировки и межевания территории) были установлены предельные параметры разрешенного строительства в части этажности - максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений - 4 этажа, допускается размещение дополнительного мансардного этажа в скатных крышах при соблюдении максимальной высоты зданий, строений, сооружений.

Проектом планировки и межевания территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 года №1156 (обосновывающая часть пояснительной записки том 2 часть 1 таблица 2.2) предусмотрено для жилых объектов, возводимых на земельных участках, этажность надземной части зданий 4+ (4 этажа плюс дополнительный мансардный этаж) и максимальная высота объектов капитального строительства не более 18 метров (приложение № 3 к Проекту планировки и межевания территории).

Данные положения воспроизводят выданные КГА градостроительные планы земельных участков.

В соответствии с пунктом В.1.6 Приложения В «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2033», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 24 декабря 2010 года №778, при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе, технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

Из оспариваемых разрешений на строительство следует, что ООО «Агентство по развитию территории «СОЗИДАНИЕ» разрешено строительство 6-этажных многоквартирных домов, из которых 1 этаж - подземный, 4 этажа – надземные и дополнительно мансардный этаж.

Таким образом, оспариваемые разрешения на строительство соответствуют требованиям вышеприведенных норм права. В связи с этим Служба законно и обоснованно выдала заинтересованному лицу все вышеприведенные оспариваемые разрешения на строительство многоквартирных домов.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии согласования строительства многоквартирных домов с Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук опровергается доказательствами, исследованными судом первой инстанции (далее-ГАО РАН).

Так, распоряжением Совета народных комиссаров СССР от 11 марта 1945 года №4003-р, вокруг Пулковской обсерватории установлена защитная парковая зона в радиусе 3 км. с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства и с согласованием всякого строительства в этой зоне с дирекцией Пулковской обсерватории.

Аналогичное предписание содержится в подп.3 п.1 решения Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 28 мая 1945 года №147-2-б и подп. «е» п.1 протокола бюро Исполкома Ленгорсовета от 28 мая 1945 года №147 «О мероприятиях по восстановлению главной Астрономической Обсерватории в Пулково».

Пунктом 2 приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 20 декабря 1996 года №833 установлено ограничение в использовании территории в виде воспрещения промышленного и крупного жилищного строительства в защитной парковой зоне радиусом 3 км от центра Круглого зала ГАО, определённой указанным распоряжением и решением.

Защитная парковая зона в радиусе 3 км. вокруг ГАО РАН отображена в Приложении №15 к Закону Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга» от 22 декабря 2015 года №728-99, и в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждённых постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года.

Согласно статьи 3.3 раздела 3 Приложения №7 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности.

В соответствии с указанным режимом вводятся следующие ограничения:

-на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук запрещено промышленное и крупное жилищное строительство (пункт 3.3.2.1.).

- любое иное строительство на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук допускается с согласования дирекции Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук. Согласование осуществляется в соответствии с Регламентом согласования строительства на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук, утвержденным в установленном порядке (пункт 3.3.2.2.).

Статьей 66 Главы 3 Приложения №3 к Закону Санкт-Петербурга от 26 июня 2014 года №417-65 «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» установлено, что на территории защитной парковой зоны Пулковской обсерватории (ГАО РАН) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности. Указанный режим включает требования обеспечения экологических условий для действия высокочувствительной аппаратуры, соблюдения астроклимата: максимально возможную чистоту, незадымленность атмосферы, минимальные фоновые засветки неба в часы наблюдений, минимальное микросейсмическое влияние на инструменты и регистрирующую аппаратуру (пункт 2 статьи 66). На территории указанной зоны запрещается любое капитальное строительство, нарушающее указанные в пункте 2 настоящей статьи требования (пункт 3 статьи 66).

Согласно пункта 4 статьи 66 Главы 3 Приложения №3 к Закону Санкт-Петербурга от 26 июня 2014 года №417-65 соблюдение ограничений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, при размещении объектов капитального строительства должно быть подтверждено согласованием Пулковской обсерватории.

Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что одним из условий выдачи разрешения на строительство является согласование с ГАО РАН возможности размещения объектов капитального строительства на территории защитной парковой зоны. В отсутствие такого согласования разрешение на строительство не может выдаваться.

Проект планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченного территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, Волхонским шоссе, проектируемыми проездами №7,8 и 6 в Московском районе Санкт-Петербурга, и проект межевания территории, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №10, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе Санкт-Петербурга утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1156 от 18 декабря 2014 года.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2018 года указанное Постановление Правительства Санкт-Петербурга признано не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2018 года №78-АПГ18-11 решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2018 года отменено. В удовлетворении административного иска о признании недействующим Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1156 от 18 декабря 2014 года, отказано. При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав содержание писем директоров ГАО РАНО <...> и <...> за период с 2011 года по 2014 годы, сделала вывод о выполнении требования закона согласовать строительства в границах 3-х километровой парковой зоны с Пулковской обсерваторией. Письмом № 19629-01.1-55-ОР от 01 декабря 2017 года Министерство культуры Российской Федерации согласовало проект планировки и проект межевания территории, которые впоследствии утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1156 от 18 декабря 2014 года.

В настоящем административном деле имеются следующие письма-согласования ГАО РАН:

-в отношении участка 56 – от 18 июня 2018 года №11222-1/9311-501,

-в отношении участка 57 – от 11 апреля 2018 года №11222-1/9311-347,

-в отношении участка 60 – от 21 февраля 2018 года №11222-1/9311-167,

-в отношении участка 62 – от 02 февраля 2018 года №11222-1/9311-116,

-в отношении участка 63 – от 02 февраля 2018 года №11222-1/9311-115,

-в отношении участка 64 – от 04 апреля 2018 года №11222-1/9311-299,

-в отношении участка 68 – от 21 февраля 2018 года №11222-1/9311-165,

-в отношении участка 69 – от 04 апреля 2018 года №11222-1/9311-298,

-в отношении участка 70 – от 21 февраля 2018 года №11222-1/9311-166,

-в отношении участка 73 – от 04 апреля 2018 года №11222-1/9311-300,

-в отношении участка 74 – от 04 апреля 2018 года №11222-1/9311-301 (л.д. 63-65 том 1, 70-72 том 1, 227-228 том 4, 230-232 том 4, 199-200 том 4, 211-213 том 4, 203-205 том 4, 214-216 том 4, 07-209 том 4, 219-221 том 4, 223-225 том 4).

Утверждение административных истцов о том, что выданные согласования не являются надлежащими и законными по причине отсутствия в Уставе ГАО РАН такого органа, как «Дирекция», Судебная коллегия считает ошибочным.

Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

05 ноября 2014 года руководителем Федерального агентством научных организаций (ФАНО) издан приказ №886, которым утверждён Устав Федерального государственного бюджетного учреждения науки главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук (л.д.221-237 т.3).

Пунктом 8 Устава определено, что в своей деятельности Учреждение руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Целью и предметом деятельности Учреждения является поведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в различных областях астрономии с использованием наземных и космических средств (п.20 Устава). К основным видам деятельности Учреждения, среди прочих, отнесено поведение мероприятий по обеспечению сохранности особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации - Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук (г.Санкт-Петербург).

Согласно пунктов 28, 31.4, 31.7, 31.13 Устава, директор является постоянно действующим исполнительным и распорядительным органом учреждения, осуществляет руководство учреждением на принципах единоначалия, организует работу учреждения в пределах своей компетенции и несёт ответственность за его деятельность; директор утверждает документы, регламентирующие деятельность работников учреждения; директор издаёт приказы, даёт указания в пределах своих полномочий, обязательные для исполнения работниками; директор осуществляет иные (не указные в Уставе) полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 38 Устава предусмотрена возможность образования коллегиальных совещательных органов, действующих на основании положений, утвержденных директором ГАО РАН (л.д.230 т.3).

Приказом директора ГАО РАН <...> № 376-ок от 10 ноября 2017 года введено в действие Положение о дирекции ГАО РАН (л.д. 218-219 т.3).

В соответствии с данным Положением дирекция ГАО РАН является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом во главе с директором, обеспечивающим реализацию решений директора, исполнение приказов, распоряжений и поручений по всем вопросам, касающимся текущей деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Ученого совета.

Среди прочего к задачам и функциям дирекции отнесено рассмотрение вопросов хозяйственной и строительной деятельности на территориях и в защитных зонах ГАО РАН (оборот Л.д.218 т.3).

Приказом ФАНО России от 26 октября 2016 года №533 утверждены изменения в Устав ГАО РАН, путем дополнения пункта 26 Устава подпунктом 26.18.1 следующего содержания: «согласовывать соблюдение ограничений при размещении объектов капитального строительства на территории защитной парковой зоны ГАО РАН в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Санкт-Петербурга в порядке, регламентированном локальными нормативными актами Учреждения.».

С целью регламентирования порядка согласования строительства на территории защитной парковой зоны ГАО РАН директором ГАОА РАН <...> приказом № 417-ок от 26 декабря 2017 года утвержден Регламент согласования строительства на территории защитной парковой зоны ГАО РАН (Л.д.153-155 т.1), который введен в действие с даты утверждения, т.е. с 26 декабря 2017 года.

В соответствии с указанным регламентом обращение заявителя о согласовании строительства в защитной парковой зоне ГАО РАН рассматривается на заседании дирекции, которая принимает решение с учетом возможного влияния объекта строительства на выполнение научных ГАО РАН в соответствии с Планом НИР в рамках Государственного задания, руководствуясь ограничениями, установленными ГАО РАН в Приложении № 1 к Регламенту о согласовании. Решение дирекции оформляется протоколом.

Впоследствии Директор ГАО РАН, учитывая решение дирекции, принимает решение о согласовании/отказе в согласовании строительства на территории защитной парковой зоны (пункт 2.10 Регламента – л.д. 154 т.1).

Как следует из материалов дела, дирекция ГАО РАН рассмотрела обращения застройщика о согласовании строительства на своих заседаниях: 02 февраля 2018 года - в отношении земельных участков 62,63; 18 июня 2018 года – в отношении земельного участка 56; 10 апреля 2018 года – в отношении земельного участка 57; 03 апреля 2018 года – в отношении земельных участков 64,69,73,74; 20 февраля 2018 года – в отношении земельных участков 68,60,70 и согласилась с утверждением застройщика о том, что представленные проектные решения не препятствуют выполнению научных исследований ГАО РАН. Директор ГАО РАН также согласился с мнение дирекции и направил застройщику вышеприведенные в настоящем апелляционном определении согласовательные письма.

Таким образом, согласовательные письма ГАО РАН выданы в порядке, предусмотренном Уставом ГАО РАН, Регламентом о согласовании, Положении о дирекции, в пределах полномочий директора ГАО РАН, следовательно, являются надлежащим доказательством выполнения застройщиком требований действующего градостроительного законодательства Санкт-Петербурга.

Оценивая доводы административных истцов о нарушении пункта 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия 1972 года, суд первой инстанции обоснованно счел их несостоятельными.

В 1990 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО за №540-001 включен «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Участок по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.103, литера Р, на котором предполагается строительство многоквартирного жилого дома, находится вблизи с территорией объекта «Пулковская обсерватория», являющегося элементом компонента №540-008 объекта Всемирного наследия С 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», включённого в Список всемирного наследия решением 14-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО №CONF 004 VII.A в 1990 году.

Согласно статье 4 Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» каждое государство- сторона настоящей Конвенции - признает, что обязательство обеспечить выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него. С этой целью стремится действовать, как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости посредством международной помощи и сотрудничества, которым оно может воспользоваться.

Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией.

В целях реализации Конвенции Межправительственным комитетом по охране Всемирного культурного и природного наследия разработано Руководство по ее исполнению, в пункт 171 которого Комитет рекомендует государствам – сторонам Конвенции сотрудничать с Консультативными органами, которые по просьбе и от имени Комитета осуществляют мониторинг и готовят отчеты о ходе работ, предпринятых для сохранения объектов, внесенных в Список всемирного наследия. В пункте 172 Руководства Комитет всемирного наследия призвал государства – стороны Конвенции сообщать Комитету, через секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешать на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта.

Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта

В то же время, вопросы выдачи разрешений на строительство в Российской Федерации регламентируются градостроительным законодательством.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы территориального планирования и градостроительного зонирования отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, обязанность проведения оценки воздействия по указанному объекту возлагается на Правительство Санкт-Петербурга.

Пунктом 5 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

В соответствии с п.1 ст.59 этого же Федерального закона, историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Согласно Перечню исторических поселений, утвержденному Приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 года №418/339, Санкт-Петербург отнесён к историческим поселениям.

В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен, как отмечено ранее, исчерпывающий перечень документов, которые должен представить застройщик для получения разрешения на строительство. В данном перечне не предусмотрено предоставление указанного в пункте 172 Руководства уведомления. Иных документов орган государственной власти в целях решения вопроса о выдачи разрешения на строительство требовать от застройщика не вправе.

Национальным законодательством на Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в рамках административных процедур, предшествующих выдаче разрешения на строительство, также не возложена обязанность по подготовке и направлению в адрес координ аторов по вопросам всемирного культурного наследия в России отчета об оценке воздействия предполагаемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия.

Таким образом, отсутствие уведомления, о котором идёт речь в пункте 172 Руководства, не является основанием для отказа в выдаче оспариваемого разрешения на строительство.

На основании вышеизложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию административных истцов, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: