ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4926/2016 от 23.03.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Хафизов А.М. Дело № 33а-4926/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2016 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Кормильцевой И.И., Шабалдиной Н.В.,

при секретаре Клевцове В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кинчиной А.А. к Администрации Полевского городского округа о признании постановления Администрации Полевского городского округа от 08 июля 2015 года № 270-ПА незаконным в части, признании права на получение финансовой поддержки как участника программы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной части долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)», возложении обязанности произвести выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту,

по апелляционной жалобе административного истца Кинчиной А.А.

на решение Полевского городского суда Свердловской области от 27 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., объяснения административного истца Кинчиной А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Васильевой М.А., судебная коллегия

установила:

административный истец Кинчина А.А. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим постановления Администрации Полевского городского округа от 08 июля 2015 года № 270-ПА «О приостановлении действия муниципальных программ Полевского городского округа» в части приостановления в 2015 году муниципальной программы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2015 год в новой редакции (пункт 2 Приложения к постановлению). Также просила признать за ней право на получение финансовой поддержки как участника подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным кредитам», возложить обязанность до 31 декабря 2015 года произвести выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту как участнику подпрограммы. В обоснование требований указала, что в 2010 году ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, 06 июня 2011 года Постановлением Главы Полевского городского округа признана участником подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы. Полагает, что оспариваемое в части постановление необоснованно, так как участниками программы остались только три семьи, нарушает ее права, предусмотренные п. 2 ст. 7, ст. 40 Конституции Российской Федерации.

На административное исковое заявление Администрацией Полевского городского округа (далее Администрация) были представлены письменные отзывы. В отзывах от 14 сентября 2015 года, 23 октября 2015 года указано, что основным источником финансирования подпрограммы являются средства областного бюджета в виде субсидий и средства местного бюджета. Объем финансирования подпрограммы за счет средств местного бюджета устанавливается ежегодно решением Думы Полевского городского округа о бюджете Полевского городского округа на очередной финансовый год. При планировании ресурсного обеспечения подпрограммы учитывается реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере, а также реальная возможность ее реализации. Постановлением Администрации Полевского городского округа от 08 июля 2015 года № 270-ПА «О приостановлении действия муниципальных программ Полевского городского округа», решением Думы Полевского городского округа от 17 декабря 2013 года № 60 «Об утверждении бюджета Полевского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» и решением Думы Полевского городского округа от 18 декабря 2014 года № 238 «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» в связи с отсутствием финансирования в 2014, 2015 годах действие подпрограммы приостановлено. В настоящее время продлить реализацию подпрограммы не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования. С 2016 года реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года», участниками которой являются, в том числе, семьи, которые до 01 января 2011 года воспользовались ипотечным кредитованием. Семья Кинчиных признана участником данной подпрограммы. Полагает, что в соответствии с ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы может быть принято решение о необходимости ее прекращения или изменения (л.д. 55-56, 85-86). Также в отзыве от 26 ноября 2015 года указано, что отмена оспариваемого правового акта не повлечет за собой выплату истцу, поскольку в бюджете Полевского городского округа на 2015 год по программе денежных средств не заложено. Порядок подготовки и принятия правовых актов Главы Полевского городского округа и Администрации Полевского городского округа предусмотрен соответствующими муниципальными правовыми актами (л.д. 117-118).

Решением суда от 27 ноября 2015 года в удовлетворении административного иска Кинчиной А.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец Кинчина А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе указано, что суд при вынесении решения не учел положения ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не исследованы обстоятельства, по которым программа, принятая Постановлением от 01 сентября 2014 года № 456-ПА, стала неэффективной, не были исследованы обоснования и причины ее отмены. Полагает, что сроки внесения изменений в программу нарушены, так как бюджет Полевского городского округа на 2015 год принят 18 декабря 2014 года, а оспариваемое постановление принято 08 июля 2015 года.

Представителем административного ответчика Администрации поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда, доводы, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции.

В письменных возражения старшего помощника прокурора г. Полевского Забродиной Е.А. указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы, так как оспариваемый правовой акт принят Администрацией в пределах полномочий в соответствии с установленной процедурой, административным истцом не указано какие права нарушены данным актом при том, что финансирование муниципальной программы в 2015 году не осуществлялось.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика Администрации Полевского городского округа и заинтересованного лица Думы Полевского городского округа, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав заключение прокурора по административному делу, объяснения административного истца Кинчиной А.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как установил суд первой инстанции, постановлением Главы Администрации Полевского городского округа от 30 апреля 2010 года № 722 молодая семья в составе Кинчина А.В., его жены Кинчиной А.А. и их сына Кинчина Г.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальных выплат для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и федеральной целевой программы «Жилище».

09 декабря 2010 года Кинчины приобрели квартиру по адресу: г. Полевской, мкр.З.Бор-1, д.17, кв. 40, оформив для этого ипотечный кредит.

Постановлением Главы Администрации Полевского городского округа от 25 мая 2011 года молодая семья Кинчина А.В. исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы, как получившая ипотечный жилищный кредит на приобретение жилья.

Постановлением и.о. Главы Администрации Полевского городского округа от 06 июня 2011 года № 1349 молодая семья Кинчина А.В. признана участником подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы. Данная подпрограмма финансировалась из областного бюджета в виде субсидий и из местного бюджета.

Полагая свое право на получение финансовой поддержки как участника вышеуказанной подпрограммы нарушенным в связи принятием Администрацией 08 июля 2015 года постановления № 270-ПА «О приостановлении действия муниципальных программ Полевского городского округа», административный истец оспорила данное постановление в части приостановления в 2015 году муниципальной программы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2015 год в новой редакции.

Вместе с тем, административный истец ошибочно полагает, что оспариваемым постановлением приостановлена именно подпрограмма «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, поскольку Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 № 1634-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Свердловской области об утверждении целевых программ» Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы» признано утратившим силу еще с 01 января 2014 года. Следовательно, с указанного времени прекратила действие как указанная областная целевая программа, так и реализуемая в рамках данной программы подпрограмма «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)», на что обоснованно указал суд в своем решении.

В связи с тем, что на территории Свердловской области стала действовать государственная программа Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП, в состав которой входит и Подпрограмма 7 «Предоставление государственной финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)», Администрацией постановлением от 01.09.2014 № 456-ПА было признано утратившим силу постановление Администрации от 12.08.2014 № 383-ПА «Об утверждении муниципальной программы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на 2015 год (в редакции от 21.08.2014 № 426-ПП), и муниципальная программа на 2015 год была утверждена в новой редакции уже в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП.

Как следует из административного искового заявления Кинчиной А.А., ранее Администрацией в ответ на ее обращения уже сообщалась о невозможности финансовой поддержки в рамках указанной ею подпрограммы со ссылками на Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 Устава Полевского городского округа муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Свердловской области, - уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Свердловской области).

В силу ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03.11.2014 года, действовавшей на момент утверждения бюджета Полевского городского округа на 2015 год) объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Указанное нашло отражение и в самой муниципальной программе «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2015 год в новой редакции, согласно которой объем финансирования данной программы из средств местного бюджета устанавливается ежегодно решением Думы Полевского городского округа о бюджете Полевского городского округа на очередной финансовый год. При планировании ресурсного обеспечения программы учитывается реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на областном и местном уровнях, экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее реализации с использованием эффективного взаимодействия всех участников программы.

Из материалов дела следует, что Решением Думы Полевского городского округа от 18 декабря 2014 года № 238 был утвержден бюджет Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, и денежные средства на финансирование муниципальной программы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2015 год в новой редакции, не выделялись. Связано это было, в том числе, с тем, что установлен дефицит местного бюджета на 2015 года в размере 35522,00 тысяч рублей. Указанное решение Думы не оспаривалось (л.д. 31).

В связи с отсутствием финансирования в 2015 году, действие некоторых муниципальных программ, в том числе, и муниципальной программы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на 2015 год», в 2015 году было приостановлено Постановлением Администрации Полевского городского округа от 08 июля 2015 года № 270-ПА.

Суд первой инстанции, разрешая дело, проанализировав положения Устава Полевского городского округа, вышеуказанные нормативные акты Администрация Полевского городского округа, а также Положение о порядке подготовки и принятия (издания) правовых актов Администрации Полевского городского округа, утвержденного Постановлением Главы Полевского городского округа от 14 августа 2013 года № 2024, пришел к выводу, что администрация была уполномочена на принятие оспариваемого постановления с учетом принятого Думой Полевского городского округа решения от 18 декабря 2014 года № 238 «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», отсутствием финансирования муниципальной программы.

В соответствии с муниципальной программой «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Полевского городского округа, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2015 год в новой редакции, утвержденной Постановлением Администрации от 01.09.2014 № 456-ПА, ее реализация была признана эффективной, на 2015 год планировалось предоставить социальные выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) 3 молодым семьям, поэтому доводы административного истца об отсутствии оценки эффективности программы со стороны Администрации являются необоснованными, однако в данном случае при приостановлении действия программы был использован иной правовой механизм, предусмотренный ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы административного истца о нарушении Администрацией трехмесячного срока приведения муниципальной программы в соответствие с законом (решением) о бюджете со ссылками на абзац четвертый ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской, судебная коллегия находит несостоятельными, так как указанный срок является организационным и не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Более того, действие указанного абзаца Федеральным законом от 03.02.2014 № 1-ФЗ было приостановлено до 01.01.2015, а Федеральным законом от 03.03.2015 № 25-ФЗ – до 01.01.2016.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, отказал в удовлетворении требований.

Требование административного истца к Администрации о признании за ней права на получение финансовой поддержки как участника подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займа)» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы и возложении обязанности произвести выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту до 31 декабря 2015 года являлось по сути требованием имущественного характера и не подлежало рассмотрению в рамках дела об оспаривании нормативного акта по правилам административного судопроизводства. Административное дело в указанной части подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда от 27 ноября 2015 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Кинчиной Алены Аркадьевны к Администрации Полевского городского округа о признании права на получение финансовой поддержки в качестве участника подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» и возложении обязанности произвести выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту – отменить, прекратить производство по административному делу в указанной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кинчиной А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е.Соболева

Судьи И.И.Кормильцева

Н.В.Шабалдина