ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4929/18 от 24.10.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Герасимова Е.В. Дело № 33а-4929/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Струковой А.А.,

судей: Корнюшенкова Г.В., Зеленского А.М.,

при секретаре Овсепян Л.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 10 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел по Калининградской области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области об отказе в приёме в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности возобновить рассмотрение заявлений.

Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя ФИО1 и ФИО2 по доверенности – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и его супруга ФИО2 (далее также – административные истцы) обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что являются гражданами <данные изъяты>, находятся на территории России на основании разрешения на временное проживание сроком до 10 августа 2020 года. Переезд в Калининградскую область их семьи был обусловлен участием в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках реализации Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ДД.ММ.ГГГГ в Консульском отделе Посольства России в Республике Узбекистан было получено Свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. УВМ УМВД России по Калининградской области административным истцам было оформлено разрешение на временное проживание сроком с 10 августа 2017 года по 10 августа 2020 года. После получения РВП они были обязаны в течение 7 дней временно зарегистрироваться по месту жительства, как участникам Госпрограммы им предоставлялась возможность регистрации в пос. Северный Багратионовского района. Однако у ФИО2 начинались роды (ДД.ММ.ГГГГ родился сын), поэтому было принято решение зарегистрироваться в г. Калининграде. Они нашли человека по объявлению, неустановленный мужчина за 14000 руб. зашёл с паспортами в ОВМ Ленинградского района г. Калининграда, где находился несколько часов, после чего передал им паспорта, в которых была проставлена отметка о регистрации по адресу: <адрес>. Позже выяснилось, что оттиски штампов о регистрации являлись поддельными. По данному факту отделом дознания УМВД России по г. Калининграду было возбуждено уголовное дело. Паспорта граждан <данные изъяты> у административных истцов были изъяты в ходе осмотра места происшествия, признаны вещественными доказательствами, находились у дознавателя, и были возвращены административным истцам 11 января 2018 года. После получения документов, 30 января 2018 года административные истцы обратились в ОВМ Ленинградского района г. Калининграда с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации на основании части 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». 16 мая 2018 года было получено уведомление о принятом решении по итогам рассмотрения заявлений о приёме в гражданство <данные изъяты>, из которого следует, что срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Консульским отделом Посольства России в Узбекистане, истёк ДД.ММ.ГГГГ, на момент принятия решения о приёме ФИО1 и членов его семьи в гражданство <данные изъяты> отсутствует условие, установленное частью 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (статус участника Государственной программы). С указанным решением УВМ УМВД России по Калининградской области административные истцы не согласны, полагая его незаконным. Ссылаясь на изъятие их национальных паспортов на срок более двух месяцев, что препятствовало обращению с заявлениями о приёме в гражданство <данные изъяты>, также указывают, что заявления о приёме в гражданство <данные изъяты> были приняты 30 января 2018 года и при должной работе инспектора могли быть оформлены в срок до истечения срока действия свидетельства участника Госпрограммы. Полагая, что административный ответчик своим решением нарушает их право на уважение семейной жизни, лишает возможности содержать семью, несовершеннолетнего ребёнка, пользуясь всеми правами граждан <данные изъяты>, административные истцы, с учётом уточнения заявленных требований, просили суд признать незаконным решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области от 12 апреля 2018 года об отказе в приёме в гражданство <данные изъяты> ФИО1, ФИО2, возложить обязанность возобновить рассмотрение заявлений о приёме в гражданство <данные изъяты>.

Центральным районным судом г. Калининграда по административному делу вынесено решение от 10 августа 2018 года, изложенное выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, поскольку судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.

Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, граждане <данные изъяты> ФИО1 и ФИО2 прибыли в Калининградскую область из Республики Узбекистан по национальным паспортам.

ФИО1 являлся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее также – Госпрограмма), что подтверждено свидетельством серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32). Его супруга – ФИО2 являлась членом семьи участника Госпрограммы.

ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации у супругов ФИО4 родился сын – Е.

Как также усматривается из материалов дела, в ноябре 2017 года административные истцы обратились в ОВМ УМВД России по городу Калининграду по вопросу приобретения гражданства <данные изъяты>, предъявив национальные паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.

В ходе проверочных мероприятий было установлено, что регистрация по указанному адресу является фиктивной. В отделе дознания УМВД России по г. Калининграду было возбуждено уголовное дело , в ходе производства по которому были изъяты паспорта граждан <данные изъяты> ФИО1, ФИО2 и признаны вещественными доказательствами.

30 января 2018 года ФИО1 и ФИО2 обратились в отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Калининграду с заявлением о приёме в гражданство <данные изъяты> в упрощённом порядке на основании части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». УМВД России по Калининградской области 12 апреля 2018 года приняты заключения, в соответствии с которыми приём ФИО1 и ФИО2 в гражданство <данные изъяты> в упрощённом порядке признан невозможным в связи с отсутствием условия, предусмотренного частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а именно в связи с истечением сроков действия свидетельств участников Государственной программы ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения заявления ФИО1 и ФИО2 о приеме в гражданство по существу, срок действия выданных им свидетельств истек, в связи с чем вывод миграционного органа о невозможности принятия административных истцов в гражданство в упрощенном порядке является обоснованным. При этом, по мнению суда первой инстанции, то обстоятельство, что на момент подачи административными истцами документов срок выданных им свидетельств не истек, не имеет значение для правильного рассмотрения настоящего дела, поскольку условия, необходимые для приема лица в гражданство <данные изъяты> в упрощенном порядке должны существовать на момент принятия решения о приеме указанного лица в гражданство. Суд первой инстанции также исходил из того, что принятое УМВД России по Калининградской области решение не нарушает прав административных истцов, поскольку не уменьшает объем их прав, не возлагает на них каких-либо дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления прав и свобод.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.

Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлены условия приобретения гражданства Российской Федерации как в общем, так и в упрощённом порядке.

В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, действующего Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 19 марта 2008 года № 64, судебная коллегия приходит к выводу, что названными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы приёма в гражданство Российской Федерации, не установлен какой-либо предельный срок - до истечения срока действия свидетельств участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, в течение которого участниками Госпрограммы могут быть в уполномоченный орган поданы заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Таким образом, указанные заявления участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, членами семей участников Госпрограммы, могут быть поданы в течение всего срока действия соответствующего свидетельства.

В силу положений пункта 18 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289, участник Госпрограммы и члены его семьи, указанные в свидетельстве, утрачивают соответствующий статус, а следовательно и предоставляемые в силу данного статуса права и преимущества, только по истечении срока действия свидетельства.

Исходя из материалов дела, поданные административными истцами в уполномоченный орган 30 января 2018 года заявления о приеме в гражданство <данные изъяты> в упрощенном порядке на основании части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», были поданы ими до истечения срока действия свидетельства участника Госпрограммы (ДД.ММ.ГГГГ), и соответственно статуса члена семьи участника Госпрограммы.

Как также следует из материалов дела, указанные заявления административных истцов и представленные им документы, необходимые для приобретения российского гражданства, были приняты уполномоченным органом к рассмотрению.

Судебная коллегия также исходит из того, что статья 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.

В связи с тем, что заявления и необходимые документы для приобретения гражданства <данные изъяты> были приняты уполномоченным органом 30 января 2018 года, а на момент подачи заявления административные истцы имели соответственно статус участника Госпрограммы и члена семьи участника Госпрограммы, то по результатам проведенных проверок, согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации возможно принятие решения либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») об отклонении заявления.

Утрата статуса участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников на момент принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в качестве основания для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» не предусмотрена.

В то же время предусмотренных статьей 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» правовых оснований для отклонения поданных административными истцами заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации принятые УМВД России по Калининградской области заключения от 12 апреля 2018 года (л.д. 53-54 и 55-56) не содержат.

При названных обстоятельствах, решение УМВД России по Калининградской области, оформленное в виде заключений от 12 апреля 2018 года, не может быть признано законным и обоснованным.

Судебная коллегия также приходит к выводу, что оспариваемое административными истцами решение административного ответчика нарушает права и законные интересы административных истцов, имевших в силу закона, право на прием в гражданство <данные изъяты> в упрощенном порядке, поскольку объем прав и социальных гарантий, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством гражданину Российской Федерации, отличается от объёма прав и социальных гарантий иностранным гражданам, имеющим разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

По смыслу взаимосвязанных положений части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых решений закону, и нарушение ими прав и свобод административного истца, требующее устранения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение Центрального районного суда г. Калининграда от 10 августа 2018 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований ФИО1 и ФИО2

В соответствии с положениями части 3 статьи 227 КАС РФ на УМВД России по Калининградской области подлежит возложению обязанность рассмотреть принятые 30 января 2018 года заявления ФИО1, ФИО2 о приеме в гражданство <данные изъяты> в упрощенном порядке по существу.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 10 августа 2018 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел России по Калининградской области удовлетворить.

Признать незаконным оформленное в виде заключений решение УМВД России по Калининградской области от 12 апреля 2018 года об отказе в приеме в гражданство <данные изъяты> в упрощённом порядке ФИО1, ФИО2.

Обязать УМВД России по Калининградской области рассмотреть принятые 30 января 2018 года заявления ФИО1, ФИО2 о приеме в гражданство <данные изъяты> в упрощенном порядке по существу.

Председательствующий

Судьи