Дело № 33а-4947 судья Райская И.Ю. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2015 года г.Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Твери от 21 августа 2015 года, которым постановлено:
«Заявленные требования ФИО1 о признании незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок и действия (бездействие) Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона - обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций - оставить без удовлетворения»
судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок и действия (бездействие) организатора закупки - Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона - обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок было опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, согласно которому Управление муниципального заказа администрации города Твери выступает организатором торгов, а Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери выступает заказчиком торгов, проводимых в форме электронного аукциона, по выбору подрядчика на осуществление демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери. В соответствии с техническим заданием, являющимся Приложением № 1 к аукционной документации, демонтажу подлежат 49 рекламных конструкций, установленных в различных частях города Твери. Организатором торгов выдвинуто требование в соответствии с данным техническим заданием на предмет безопасности выполнения работ и обеспечение требований безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды, которые должны обеспечиваться Подрядчиком (п. 5 ч. 3 технического задания). При этом уполномоченный орган предъявляет всего одно требование к участникам аукциона - отсутствие информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, что нарушает права истца, что выражается в следующем. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. В соответствии с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) Заказчиком указан код 45.11.11.000, что в соответствии с «ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» является работы по сносу зданий и сооружений. Эта группировка включает: работы по демонтажу (разборке) и сносу зданий и сооружений. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ здания, строения и сооружения отнесены к объектам капитального строительства, а в соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. В соответствии с разделом III п. 10.5 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, исходя из объекта закупки на электронный аукцион выставлены работы, которые оказывают влияние на безопасность и выполнение которых требует свидетельства о допуске выданное СРО, в которой должно состоять лицо, выполняющее данные работы (фактически победитель аукциона). Она является жителем города Твери, любит совершать пешие прогулки, в том числе и в местах, где установлены предложенные к демонтажу рекламные конструкции. В связи с чем, полагает, что отсутствие ограничения для участия в электронном аукционе в виде необходимого членства в СРО и наличия свидетельства, выданного СРО о допуске на проведение работ, которые являются объектом закупки электронного аукциона, напрямую нарушает права, поскольку в случае, если аукцион выиграет лицо, не имеющее соответствующего свидетельства о допуске, выданном СРО, то это влечет выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций с нарушением требований действующего законодательства, что влечет угрозу причинения ей и её семье вреда жизни и здоровью, вреда и окружающей среде.
Определениями Центрального районного суда г. Твери от 03 августа 2015 года и от 12 августа 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Твери и ИП ФИО2
В судебном заседании заявитель ФИО1 и её представитель ФИО3 поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г. Твери ФИО4, представители заинтересованного лица Управления муниципального заказа администрации г. Твери ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявленных заявителем требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации г. Твери ФИО7, действующая на основании доверенности, и заинтересованное лицо ИП ФИО2 возражали против удовлетворения заявленных заявителем требований по основаниям, изложенным представителями заинтересованных лиц Управления муниципального заказа администрации г. Твери и администрации г. Твери в письменных отзывах.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Центрального районного суда города Твери от 21 августа 2015 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что вывод суда о том, что наличие у участника аукциона свидетельства о допуске СРО на выполнение работ, определенных аукционной документацией по коду 45.11.11.000 является дополнительным требованием к участнику, которое возможно предъявить на основании Постановления Правительства Российской Федерации не основан на нормах закона и не соответствует разъяснениям Минэкономразвития Российской Федерации, данным в письме от 6 апреля 2015 года № Д28и-893, согласно которым участник закупок должен представить свидетельство. Вывод суда об отсутствии доказательств нарушения её прав не соответствует обстоятельствам дела, поскольку отсутствие у участника аукциона свидетельства и необходимого членства в СРО нарушает не только её права, но и права других граждан, поскольку привлечение к работам лица, не имеющего свидетельства влечет выполнение работ с нарушением действующего законодательства, так как победитель не будет отвечать требованиям закона и повлечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью как её, так и её семьи, а также вреда окружающей среды.
В письменных возражениях, поданных представителями администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери, управления муниципального закона администрации города Твери указывается на законность принятого по делу решения и необоснованность доводов жалобы.
В связи с введением Федеральным законом от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и в соответствии с частью 2 статьи 3 указанного закона не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, уважительных причин не явки в адрес суда не представили, об отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, осуществляется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений статьи 63 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день; размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе; преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона; требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как усматривается из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ года на официальном сайте гос. закупок(http:/www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNu mber=№) в сети Интернет Управлением муниципального заказа администрации города Твери размещено извещение о проведении электронного аукциона № для демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери (л.д. 11-15).
В указанном извещении в графе преимущества и требования к участникам указано:
- преимущества – субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ);
- требования к участникам – отсутствие в предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиком (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющим функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ);
- ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии пункта 4 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ – участниками данного аукциона в электронной форме могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии со статьёй 4 ФЗ № 209-ФЗ от 27.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;
- дополнительная информация – отсутствует.
После размещения указанной информации, ДД.ММ.ГГГГ был проведен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на проведение работ по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери, победителем которого признан ИП ФИО2, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона (л.д. 35).
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд исходил из того, что оспариваемое извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, размещенное ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок, соответствует требованиям действующего законодательства, а со стороны Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери отсутствовало бездействие в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участником электронного аукциона - обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций, при этом права и интересы заявителя не были нарушены.
Позиция суда первой инстанции следует из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, который подробно изложен в обжалуемом решении суда.
Оснований не согласиться с приведенными в решении суждениями суда по указанным вопросам судебная коллегия не усматривает.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления по существу) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В рассматриваемом деле лицо, обращающееся с требованием о признании незаконным извещения о проведения электронного аукциона, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения на стадии опубликования извещения о проведении электронного аукциона, если таковые имеются, сами по себе не могут являться основаниями для признания извещения недействительным по иску лица, чьи права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной по результатам аукциона сделки.
Между тем, представленными в материалы дела документами подтверждается, что ФИО1 заявки на участие в аукционе для закупки № не подавала, соответственно в нем не участвовала, доказательств нарушения ее прав на жизнь, здоровье и благоприятную среду обитания оспариваемым извещением о проведении аукциона суду не представлено, а признание недействительным оспариваемого извещения не повлияет на объем прав и обязанностей заявителя.
Доводы жалобы о нарушении прав других граждан, членов семьи заявителя, не свидетельствуют на нарушение прав подателя жалобы.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, что не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 21 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: