РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Левченко Н.В. Дело № 33а-4947/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Костикова С.И.,
судей: Зеленского А.М., Быстровой М.А.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда г. Калининграда от 17 сентября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №8 по выборам в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва, председателю Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №8 по выборам в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва о понуждении к предоставлению места для развешивания агитационных материалов, к доведению перечня мест для развешивания агитационных материалов, признании незаконными действий (бездействия) председателя ТИК.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., заключение прокурора Ботвиной Л.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №8 по выборам в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва, председателю Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №8 по выборам в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва, мотивируя заявленные требования тем, что административный ответчик в нарушение п. 7 ст. 54 Федерального закона «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не обратилась в администрацию ГО «г. Калининград» с предложением по выделению мест для размещения печатных агитационных материалов, не довела до административного истца как до кандидата в депутаты Калининградской областной Думы перечень мест для размещения агитационных материалов, что нарушило его права как кандидата в депутаты, поскольку лишило его избирателей достоверной информации.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 7 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Судом установлено, что Калининград-Московской территориальной избирательной комиссией было принято решение от 23 июня 2016 года № 12/148-3 «О специальных местах для размещения печатных агитационных материалов на территории Московского района МО «ГО «г. Калининград» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва, депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва и депутатов городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва» (л.д. 15-18), приложением к которому являлся список специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории Московского района МО «ГО «г. Калининград» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва, депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва и депутатов городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва.
Администрация ГО «г. Калининград» издала постановление от 12 августа 2016 года № 1184 «О выделении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории ГО «город Калининград» при проведении выборов в единый день голосования 18 сентября 2016 года» (л.д. 21-27), приложением к которому являлся список специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории ГО «город Калининград» при проведении выборов в единый день голосования 18 сентября 2016 года. В пункте 2 Постановления содержится указание общему отделу администрации Го «г. Калининград» обеспечить опубликование постановления в газете «гражданин», и на официальном сайте администрации Го «г. Калининград» в сети Интернет.
Согласно ст. 13 Устава городского округа "Город Калининград" органы местного самоуправления городского округа "Город Калининград" регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития городского округа и его отдельных территорий, о принятых муниципальных правовых актах, о работе городского транспорта, жилищном строительстве, развитии сети муниципальных социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, и других вопросах, решение которых относится к компетенции органов местного самоуправления. В этих целях используются средства массовой информации. Официальным печатным изданием органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" является газета "Гражданин".
В сети Интернет на сайте www.grazdanin-gazeta.ru имеется фотокопия специального выпуска еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин» № 40-с (519) от 18 августа 2016 года, в котором опубликован текст постановления от 12 августа 2016 года № 1184 «О выделении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории ГО «город Калининград» при проведении выборов в единый день голосования 18 сентября 2016 года» и список специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории ГО «город Калининград» при проведении выборов в единый день голосования 18 сентября 2016 года (л.д. 39-42).
Текст данного постановления также был опубликован на официальном сайте администрации ГО «г. Калининград» www.klgd.ru в разделе «Информация о нормотворческой деятельности» во вкладке «Нормативные документы администрации», в которой по состоянию на 17 сентября 2016 года 15-20 часов постановление от 12 августа 2016 года № 1184 содержится на 2 странице в качестве 79 документа (л.д. 29-38).
На основании вышеизложенного суд пришел к правильному выводу о том, что информирование неопределенного круга лиц, в том числе административного истца как кандидата в депутаты Калининградской областной Думы, о территориальном местоположении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории ГО «город Калининград» произведено в соответствии с Уставом городского округа путем публикации в газете «Гражданин», и обязанности какого-либо дополнительного информирования кандидатов в депутаты на ТИК законом не возложена.
Не предусмотрена действующим законодательством и обязанность ТИК выделения каждому кандидату в депутаты персонально места для размещения агитационных материалов.
Ссылки ФИО1 на нормы Гражданского кодекса РФ не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку порядок проведения выборов установлен Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и норма гражданского законодательства к отношениям, связанным с избирательным процессом не применяются.
Кроме того, согласно ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
ФИО1 предъявляя иск о защите права на размещение агитационных материалов в суд только в 15 часов 10 минут 16 сентября 2016 года. ФИО1 не мог не осознавать, что возможность восстановления нарушенного, по его мнению, права, на момент предъявления иска в суд утрачена, так как с 00.00. часов 17 сентября 2016 года проведение предвыборной агитации запрещено. Следовательно, данное обращение в суд имело иные цели, чем указанные в административном исковом заявлении и обоснованно расценено судом как злоупотребление процессуальными правами.
Смыслом судебной процедуры является не только оценка соответствия закону действий государственных органов или должностных лиц, но и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца. Требования, не направленные на восстановление прав административного истца и не могут быть удовлетворены.
Злоупотребление процессуальными правами запрещено ч.7 ст. 45 КАС РФ.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не имеют правового значения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Калининграда от 17 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: