ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4956/2015 от 08.12.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Арсланалиев А.Х.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 декабря 2015 г. по делу N 33а-4956/2015, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Ибрагимовой А.М.,

судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,

при секретаре – Агарагимовой М.Х.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. административное дело по апелляционной жалобе Расулова Р.А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 18 сентября 2015 года по административному иску членов Общественной наблюдательной комиссии по Республике Дагестан Расулова Р. А. и ФИО2 о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения СИЗО № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Дагестан (ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД) и Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан (УФСБ РФ по РД),

установила:

Члены общественной наблюдательной комиссии по Республике Дагестан Расулов Р.А. и Раджабова Н.Б. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД и УФСБ РФ по РД по недопуску членов Общественной наблюдательной комиссии по Республике Дагестан на территорию следственного изолятора, в камеры содержания заключенных под стражей Ахмедова З. и Акаева Р.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 18 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Расулов Р.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

До начала рассмотрения дела по существу члены Общественной наблюдательной комиссии по Республике Дагестан Расулов Р.А. и Раджабова Н.Б., явившиеся в зал судебного заседания для участия в судебном разбирательстве, покинули его, объяснив свой уход недоверием к суду.

Представители ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД Ахмедова Д.И., Расулов Ш.М., а также прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиева Ф.Д., полагая решение суда законным и обоснованным, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что отказ в допуске истца на территорию следственного изолятора не противоречит требованиям п. 4 ст. 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Федеральный закон от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ), так как заблаговременно о планируемом посещении учреждения уголовно-исполнительной системы с указанием времени его посещения ОНК РД не уведомила УФСИН России по РД и администрацию ФКУ СИЗО-1.

Данные выводы суда являются правильными.

Судом первой инстанции установлено, что согласно мандату № 1685 выданному Общественной палатой Российской Федерации, Расулов Р.А. является Членом ОНК РД по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

19 и 22 августа 2015 года Расулов Р.А. и член ОНК РД Раджабова Н.Б. не допущены на территорию ФКУ СИЗО-1.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка.

Согласно ч. 4 ст. 15 указанного Закона о планируемом посещении мест принудительного содержания общественная наблюдательная комиссия, указывая намеченные к посещению места принудительного содержания и даты посещения, уведомляет соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие места принудительного содержания, и вправе уведомить прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации, приравненных к нему военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.

В материалы дела представлены уведомления от 19 и 22 августа 2015 года, адресованные начальнику УФСИН России по РД, из которых следует, что члены ОНК РД Расулов Р.А., Шихаев Н.М. и Раджабова Н.Б. 19 и 22 августа 2015 года планируют посетить ФКУ СИЗО-1, без указания конкретного времени намеченного визита.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ общественная наблюдательная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном регламентом общественной наблюдательной комиссии, который утверждается на ее первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов.

Общественной наблюдательной комиссией Республики Дагестан утвержден Регламент работы общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Республики Дагестан.

Пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 указанного Регламента определено, что для организации посещения мест принудительного содержания членами наблюдательной комиссии формируется рабочая группа в составе не менее 2 человек. Состав группы формируется на заседании комиссии, либо по собственной инициативе членов комиссии. Рабочая группа выбирает руководителя группы и назначает дату посещения учреждения.

О принятом решении, о посещении учреждения уведомляется соответствующее региональное управление мест принудительного содержания. В уведомлении предоставляется информация о дате посещения, составе группы и ответственном лице. Текст уведомления представляется в региональное управление в письменной форме или факсимильным сообщением, либо явочным порядком.

В соответствии с п. 4 Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 28 ноября 2008 года N 652 о планируемых посещениях учреждений уголовно-исполнительной системы комиссия уведомляет соответствующий территориальный орган уголовно-исполнительной системы, указывая намеченные к посещению учреждения уголовно-исполнительной системы, даты и время посещения. Эти сведения сообщаются начальнику территориального органа уголовно-исполнительной системы или его заместителям. В случае отсутствия руководителей территориального органа уголовно-исполнительной системы данную информацию принимает оперативный дежурный по территориальному органу уголовно-исполнительной системы, который, в свою очередь, незамедлительно ставит в известность указанных выше руководителей.

По получении уведомления должностные лица, указанные в п. 4 настоящего Положения, информируют о предстоящем посещении членами комиссии начальников соответствующих учреждений уголовно-исполнительной системы или их заместителей, либо оперативного дежурного исправительной (воспитательной) колонии, дежурного помощника начальника следственного изолятора (тюрьмы), который, в свою очередь, незамедлительно информирует руководство учреждения уголовно-исполнительной системы (п. 5 названного Положения).

Таким образом, приведенными нормами закона; Регламента работы общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Республики Дагестан; Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, установлена следующая процедура посещения исправительного учреждения членами ОНК Республики Дагестан: создание рабочей группы членов ОНК Республики Дагестан, принятие ими решения о посещении учреждения уголовно-исполнительной системы, заблаговременное уведомление УФСИН России по Республики Дагестан о дате и времени посещения учреждения уголовно-исполнительной системы, и в свою очередь УФСИН России по Республики Дагестан извещает администрацию учреждения уголовно-исполнительной системы о дате и времени посещения территории членами ОНК Республики Дагестан.

Между тем, как следует из материалов дела, уведомления от 19 и 22 августа 2015 года о посещении членами ОНК Республики Дагестан территории ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД сведений о времени запланированного посещения следственного изолятора не содержат.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о правильности вывода суда первой инстанции о несоблюдении заявителями процедуры уведомления администрации следственного изолятора о посещении ее территории членами ОНК Республики Дагестан.

Кроме того, как правильно установлено судом, 22 августа 2015 года члены ОНК Республики Дагестан посетили заключенного Ахмедова З., а 10 сентября 2015 года – Акаева Р., что по существу указывает на отсутствии каких-либо препятствий со стороны ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД в посещении членами ОНК Республики Дагестан указанных лиц.

С учетом изложенного судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что извещение УФСИН России по РД о посещении членами ОНК Республики Дагестан территории следственного изолятора не является заблаговременным извещением, так как лишает УФСИН России по РД возможности своевременно уведомить администрацию ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД о посещении территории следственного изолятора членами ОНК Республики Дагестан, что является нарушением вышеописанной процедуры уведомления посещения членами ОНК Республики Дагестан территории учреждения уголовно-исполнительной системы.

При таких обстоятельствах, в связи с нарушением членами ОНК Республики Дагестан порядка посещения территории учреждения уголовно-исполнительной системы, отказ сотрудников ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по РД в их допуске 19 и 22 августа 2015 года на территорию следственного изолятора, является законным и обоснованным.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и правильном применении норм материального права. Доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Расулова Р. А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи