ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4970/2023 от 15.06.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Корнев П.И.

Дело № 33а-4970/2023, 2а-59/2023

59RS0029-01-2022-001629-56

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Овчинниковой Н.А.,

судей Алексеева А.А., Никитиной Т.А.,

при секретаре Елоховой А.С.,

рассмотрела 15 июня 2023 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Нытвенского района к муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа о признании незаконными действий, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе администрации Нытвенского городского округа Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 1 февраля 2023 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Нытвенского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа.

Просил признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не разработке и в не утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программ комплексного развития-социальной инфраструктуры Нытвенского городского округа; возложить обязанность на администрацию Нытвенского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и передать на утверждение в Думу Нытвенского городского округа программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программу комплексного развития социальной инфраструктуры Нытвенского городского округа.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения администрацией Нытвенского городского округа требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией Нытвенского городского округа мер, направленных на разработку программы комплексного развития не принято, программа фактически не разработана и не утверждена Думой Нытвенского городского округа. Отсутствие программы нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания, доступности объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа, развития транспортной инфраструктуры, создания приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности, эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.

Решением Нытвенского районного суда Пермского края от 1 февраля 2023 года заявленные административным истцом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не разработке и в не утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программ комплексного развития-социальной инфраструктуры Нытвенского городского округа; на администрацию Нытвенского городского округа возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и передать на утверждение в Думу Нытвенского городского округа программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Нытвенского городского округа, программу комплексного развития социальной инфраструктуры Нытвенского городского округа.

Не согласившись с указанным решением суда, администрация Нытвенского городского округа Пермского края обратилась в суд с апелляционной жалобой. Полагает, судом первой инстанции не учтено, что в настоящее время программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нытвенского городского округа разработана в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» и утверждена постановлением администрации Нытвенского городского округа № 96 от 30 марта 2021 года. Административный ответчик согласен с требованиями административного истца в части разработки и утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры. Судом первой инстанции сделан неверный вывод о бездействии администрации округа и не дана надлежащая оценка действиям администрации при проведении мероприятий по разработке программ.

На апелляционную жалобу поступили письменные возражения прокурора Нытвенского района с просьбой оставить решение суда без изменения

Представитель административного ответчика – ФИО1, принимавшая участие в судебном заседании после перерыва, доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что утверждение программ входит в полномочия исполнительных органов местного самоуправления.

Представитель административного истца – прокурор Прокуратуры Пермского края Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу.

Заинтересованное лицо Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в судебное заседание представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено надлежащим образом.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда ввиду нарушения норм процессуального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По делу установлено, что решением Думы Нытвенского городского округа № 511 от 27 октября 2021 года утвержден генеральный план Нытвенского городского округа Пермского края (л.д. 14-17).

На основании письма Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 29 августа 2022 года прокуратурой Нытвенского района проведена проверка соблюдения администрацией Нытвенского городского округа требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, градостроительного законодательства, установлено, что администрацией Нытвенского городского округа не приняты меры, направленные на разработку программы комплексного развития, программа фактически не разработана и не утверждена Думой Нытвенского городского округа.

Заинтересованные лица, в силу части 1 статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются лицами, участвующими в деле.

Согласно части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (часть 1 статья 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о привлечении к участию в административном деле административного соответчика (административных соответчиков) или об отказе в этом судом выносится мотивированное определение

Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд, в том числе разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение (части 4 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.

В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 1440 утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015 N 1050 утверждены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов".

В соответствии с частью 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, муниципальных округов, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов.

Решением Думы Нытвенского городского округа от 13 декабря 2019 года № 88 принят Устав Нытвенского городского округа Пермского края (л.д. 27-35).

Структуру органов местного самоуправления Нытвенского городского округа составляют Дума Нытвенского городского округа, глава городского округа-глава администрации Нытвенского городского округа, администрация Нытвенского городского округа, Контрольно-счетная палата Нытвенского городского округа (часть 1 статьи 20 Устава Нытвенского городского округа Пермского края).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Нытвенского городского округа обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6.1 статьи 5 Устава Нытвенского городского округа Пермского края).

Таким образом, в Нытвенском городском округе, в том числе, органами местного самоуправления являются Дума Нытвенского городского округа (представительный орган), администрация Нытвенского городского округа (орган исполнительной власти).

Компетенция указанных органов в части обязанностей по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, Уставом Нытвенского городского округа Пермского края не разграничена и не определена.

Однако рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции не выяснил, к компетенции какого органа местного самоуправления относится обязанность по утверждению указанных программ.

Давая оценку оспариваемому бездействию администрации Нытвенского городского округа, суд первой инстанции признал такое бездействие незаконным, возложив при этом на администрацию обязанность передать программы на утверждение в Думу Нытвенского городского округа.

Полагая тем самым, что оба органа местного самоуправления (Администрация и Дума) компетентны в решении вопроса по утверждению местных программ, суд первой инстанции в нарушение пункта 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не определил надлежащий состав участников процесса, а именно – не разрешил вопрос о вступлении в административное дело Думы Нытвенского городского округа, не определил процессуальный статус данного органа

Таким образом, решением суда был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем решение суда на основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить круг лиц, участвующих в деле и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия не дает оценку доводам апелляционной жалобы, данные доводы могут быть приведены суду при новом рассмотрении дела по существу.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нытвенского районного суда Пермского края от 1 февраля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи