ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-498 от 30.01.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-498 судья Никитина Е.А. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2019 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре Коршуновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области, администрации г.Конаково и Ли М.Е. - Березина А.В. на решение Конаковского городского суда Тверской области от 28 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Конаковского межрайонного прокурора, поданные в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области удовлетворить в части.

Признать незаконными решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва:

№12 от 17 сентября 2018 года «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича»,

№16 от 17 сентября 2018 года «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково»,

№38 от 22 октября 2018 года №38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года №12 и №16»,

в остальной части административные исковые требования Конаковского межрайонного прокурора оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 03 декабря 2018 года».

установил:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исками к Совету депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области с требованиями о признании недействующим решения от 17.09.2018 года № 12 «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича» с момента принятия; о признании недействующим решения от 17.09.2018 года №16 «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково» с момента принятия.

В обоснование заявленных требований указано, что Конаковской межрайонной прокуратурой проверено соответствие требованиям федерального законодательства вышеуказанных решений Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 №12 и №16.

Указанными решениями Совет депутатов согласовал назначение на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича, а затем на него же с 17.09.2018 возложено временное исполнение полномочий Главы муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области до вступления в должность Главы города Конаково.

Прокурор полагал, что данные решения Совета депутатов города Конаково противоречат требованиям федерального законодательства. Так, в силу ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Приложением 1 к Закону Тверской области от 09.11.2007 №121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области. В соответ­ствии с разделом 1 Приложения 1 к указанному Закону Тверской области №121-ЗО, Первый заместитель главы местной администрации относится к высшей должности муниципальной службы в местной администрации. Аналогичная норма закреплена в Приложении к решению Совета депутатов города Конаково от 30.10.2014 № 131 «О Положении о муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципального образования «Городское поселение город Конаково».

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 2 Закона Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» лицами, замещающим муниципальные должности в Тверской области, являются глава муниципального образования; депутат представительного органа муниципального образования. В соответствии с п. 1,2 ч. 3 ст. 12.1 указанного Закона, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-­строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления.

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что по состоянию на 25.09.2018 Ли Максим Ефимович имеет статус индивидуального предпринимателя и является генеральным директором ООО «Консалт-Партнер» и ООО «Техком-СП». Таким образом, согласование назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича является незаконным, а решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 № 12 подлежит отмене.

При этом прокурор отметил, что решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 № 12 кандидатура Ли Максима Ефимовича согласована к назначению на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково, но на данную должность в установленном законом порядке он не назначен.

Из текста решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 № 16 «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково» следует, что Ли М.Е. исполняет обязанности Главы города Конаково как назначенный Первый заместитель Главы администрации города Конаково, тогда как фактически на данную должность он не назначен.

На основании вышеуказанных норм п. 2. Решения от 17.09.2018 № 16 о признании утратившим силу решения Совета депутатов города Конаково от 14.09.2018 года № 10 «О возложении временного исполнения полномочий Главы администрации муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области» также является незаконным. Таким образом, возложение временного исполнения полномочий Главы города Конаково на Ли Максима Ефимовича является незаконным, а решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 года №16 подлежит отмене.

09 ноября 2018 года требования прокурора объединены в одно производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ли Максим Ефимович.

Согласно письменным возражениям представителя Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области, администрации г.Конаково и Ли М.Е. - Березина А.В., поддержанным им в судебном заседании, на административные требования прокурора, в соответствии с пунктом 3 статьи 37.1 Устава муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области (далее -Устав города Конаково) заместителей Главы администрации города Конаково назначает на должность Глава администрации города Конаково. При этом, согласно пункту 2 статьи 38 Устава города Конаково Первый заместитель и заместители главы администрации города Конаково назначаются на должность по согласованию с Советом депутатов города Конаково. С учетом изложенного, назначению на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково предшествовало решение Совета депутатов города Конаково от 17.09.2018 г. № 12 «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича», принятое по представлению временно исполняющего полномочия Главы Администрации города Конаково, которым на основании решений Совета депутатов города Конаково от 14.09.2018 г. № 10 и от 17.09.2018 г. № 16 в период с 14 по 17 (25) сентября 2018 года являлась заместитель Главы Администрации города Конаково Владимирова Лариса Николаевна.

Кроме этого, решением Совета депутатов города Конаково от 04.10.2018 №32 «О протесте Конаковской межрайонной прокуратуры от 25.09.2018 №10в-18 на решение Совета депутатов города Конаково четвертого созыва от 17.09.2018 г. №12 «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича» обоснованно установлено, что согласно записи №2 в трудовой книжке Ли Максима Ефимовича 29 июня 2018 года он уволен в связи с переводом к другому работодателю с должности директора ООО «КОНСАЛТ-ПАРТНЕР», а согласно записи №4 - 14 сентября 2018 года уволен по собственному желанию с должности директора ООО «ТЕХКОМ-СП». При этом, 26 сентября 2018 года соответствующие сведения об изменении сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за <данные изъяты>; 17 сентября 2018 года Ли Максим Ефимович фактически прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, подав необходимые документы в регистрирующий орган, а 26 сентября 2018 года соответствующие сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за <данные изъяты> в связи с чем, 26 сентября 2018 года Ли Максим Ефимович утратил статус индивидуального предпринимателя.

17.09.2018 года временным исполняющим полномочия Главы Администрации города Конаково Владимировой Ларисой Николаевной подписано распоряжение Администрации города Конаково №3-к «О назначении на должность Первого заместителя Главы администрации Ли М.Е.».

Решением Совета депутатов города Конаково от 22.10.2018 № 38 внесены изменения в решения Совета депутатов города Конаково от 17.09.2018 №12 «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича» и № 17 «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково» согласно которым, дата согласования назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича и дата возложения на него временного исполнения полномочий Главы города Конаково изменены с 17 на 26 сентября 2018 года, а также с 17 на 26 сентября 2018 года изменена дата признания утратившим силу решения Совета депутатов города Конаково от 14.09.2018 № 10 о возложении временного исполнения полномочий Главы Администрации города Конаково на заместителя Главы Администрации города Конаково Владимирову Ларису Николаевну.

Также, решением Совета депутатов города Конаково от 22.10.2018 №38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года № 12 и №16» изменена дата возложения на Ли М.Е. временного исполнения полномочий Главы администрации города Конаково с 17 на 26 сентября 2018 года. Распоряжением Администрации города Конаково от 22.10.2018 года № 6-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Конаково от 17.09.2018 № 3-к» на основании решения Совета депутатов города Конаково от 22.10.2018 года № 38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 г. № 12 и № 16» изменена дата назначения Ли М.Е. на должность Первого заместителя Главы администрации города Конаково с 17 на 26 сентября 2018 года.

При этом, ссылка в указанном выше протесте Конаковской межрайонной прокуратуры на пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 22.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которому муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (причем, не только быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, то есть иметь этот статус, а именно заниматься предпринимательской деятельностью) как на правовую норму, являющуюся ограничением, в том числе, для принятия на муниципальную службу является необоснованной, так как такие ограничения установлены статьей 13 указанного федерального закона, а упомянутая в протесте статья 14 этого же закона, установившая запреты, связанные с муниципальной службой, могла быть согласно пункту 3 статьи 19 указанного закона, лишь основанием для досрочного расторжения трудового договора с таким муниципальным служащим, причем, по инициативе представителя нанимателя, которым Совет депутатов города Конаково в отношении Первого заместителя Главы Администрации города Конаково не является.

Ли М.Е. 17 сентября 2018 года фактически прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, подав 17 сентября 2018 года в регистрирующий налоговый орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р26001 и документ об оплате государственной пошлины, что подтверждается выданной ему Распиской в получении документов, представленных заявителем в налоговый орган. А 26 сентября 2018 года соответствующие сведения о прекращении им как физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за <данные изъяты> в связи с чем, 26 сентября 2018 года Ли Максим Ефимович утратил статус индивидуального предпринимателя.

Полагал, что решения Совета депутатов города Конаково от 04.10.2018 №31 и №32 об отклонении протестов Конаковской межрайонной прокуратуры от 25.09.2018 № 10в-18 на решение Совета депутатов города Конаково от 17.09.2018 года №12 и № 16 являются законным и обоснованным. Просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований Конаковской межрайпрокуратуры отказать.

26 ноября 2018 года Конаковской межрайонной прокуратурой представлено заявление в порядке ст. 46 КАС РФ изменены административные исковые требования, просил: признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 № 12 «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича» с момента принятия; признать недействующим Решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 17.09.2018 № 16 «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково» с момента принятия; признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва от 22.10.2018 № 38 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 г. № 12 и № 16» с момента принятия.

Помощник Конаковского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом поданных уточнений, просила требования прокурора удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Согласилась с тем, что прокуратурой допущена техническая описка в требованиях о признании решений недействующими с момента их принятия, просила признать оспариваемые решения Совета депутатов города Конаково №12 и №16 от 17 сентября 2018 года и №38 от 22 октября 2018 года незаконными, поскольку данные решения не являются нормативными правовыми актами. С доводами представителя административного ответчика и заинтересованных лиц не согласилась.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области, администрации г.Конаково и Ли М.Е. - Березин А.В. ставит вопрос об отмене решения суда с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ввиду нарушения судом норм материального права, неверным толкованием судом положений п. 1, 2, 10 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». С учетом заявленных прокурором требований предметом административного дела могло быть лишь рассмотрение законности распоряжения Администрации города Конаково от 17.09.2018 № 3-к «О назначении на должность Первого заместителя Главы администрации Ли М.Е.», однако оно не являлось предметом обжалования. Заявленные прокурором административные исковые требования не основаны на законе, так как каким-либо законом не предусмотрены специальные ограничения или запреты для согласования назначения на должность муниципальной службы, а также для возложения полномочий главы муниципального образования на первого заместителя главы местной администрации. Совет депутатов города Конаково в настоящем административном деле является ненадлежащим ответчиком, а административные исковые требования административного истца являются незаконными в связи с тем, что оспариваемые решения соответствуют нормативным правовым актам.

В письменных возражениях Конаковской межрайонной прокуратуры выражено несогласия с доводами апелляционной жалобы. Указано на правильность выводов суда первой инстанции, постановленных на исследованных материалах, фактических обстоятельств дела. При рассмотрении административного дела судом нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

В суде апелляционной инстанции представитель Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области, администрации г.Конаково и Ли М.Е. - Березин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал по указанным в ней основаниям, просил решение суда отменить, постановить новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В суде апелляционной инстанции прокурор Полещук Р.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем и на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав участвующих лиц, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково от 14.09.2018 №6 Председателем Совета депутатов избран Абрамов Д.В.

Решение Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково от 14.09.2018 №10 в связи с прекращением полномочий Шаталова О.В. с 14.09.2018, временное исполнение полномочий Главы администрации г.Конаково до вступления в должность Главы города Конаково, возложено на заместителя Главы администрации г.Конаково Владимирову Ларису Николаевну.

17 сентября 2018 года Ли Максим Ефимович обратился к Врио Главы администрации города Конаково Владимировой Ларисе Николаевне с заявлением о назначении его на должность первого заместителя Главы администрации города Конаково.

Временно исполняющая полномочия Главы Администрации города Конаково Владимирова Л.Н., действующая на основании решения Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково №10 от 14 сентября 2018 года обратилась к председателю Совета депутатов города Конаково Абрамову Д.А. с заявлением от 17 сентября 2018 года за №1968 о согласовании на должность Первого заместителя Главы администрации города Конаково - Ли Максима Ефимовича.

Из протокола заседания Совета депутатов города Конаково четвертого созыва №2 от 17 сентября 2018 года, которое открыто в 14 час.30 мин., следует, что на заседании утверждена повестка дня, в которой значатся вопросы: о согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича (вопрос 2), о возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково (вопрос 6). Среди приглашенных на заседание Совета депутатов указаны М.Е. Ли - член МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» с правом совещательного голоса, Л.Н. Владимирова - заместитель Главы администрации города Конаково.

При разрешении депутатами вопроса о согласовании на должность первого заместителя Главы администрации города Конаково Ли М.Е., заслушали заместителя главы администрации города Конаково Владимирову Л.Н., которая зачитала проект решения №12 от 17.09.2018 года. Депутаты единогласно (17 человек) дали согласие на назначение на должность Первого заместителя Главы администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича.

При этом в судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика и заинтересованных лиц - Березин А.В., присутствовавший на заседании Совета депутатов города Конаково 17 сентября 2018 года, указал, что каких-либо документов на присутствовавшего Ли М.Е. депутатам не требовалось, вопросов ему не задавалось, поскольку депутаты с Ли М.Е. знакомы.

17 сентября 2018 года между МУ Администрация гп г.Конаково и Ли М.Е. заключен трудовой договор №001/18 о назначении на должность Первого заместителя главы администрации г.Конаково.

Впоследствии врио главы администрации города Конаково Владимировой Л.Н. принято распоряжение №3-к от 17.09.2018 года «О назначении на должность Первого заместителя Главы администрации города Конаково, в соответствии с которым Ли М.Е. назначен на указанную должность с 17 сентября 2018 года, с оплатой труда согласно штатному расписанию и в соответствии с заключенным трудовым договором. Основания назначения: заявление Ли М.Е. и трудовой договор с Ли М.Е.

Далее, Совет депутатов города Конаково на заседании рассмотрел 6 вопрос повестки дня. Заслушали заместителя Главы администрации города Конаково, которая огласила распоряжение от 17 сентября 2018 №3-к. Председательствующий на заседании Совета депутатов огласил проект решения о возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково с 17 сентября 2018 года на Ли Максима Ефимовича.

Решением Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково от 17.09.2018 №16 «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково», в связи с прекращением полномочий Шаталова О.В., с 17.09.2018 временное исполнение полномочий Главы г.Конаково до вступления в должность Главы города Конаково, возложено на Первого заместителя Главы администрации г.Конаково Ли М.Е.. Признано утратившим силу решение Совета депутатов города Конаково от 14.09.2018 №10 «О возложении временного исполнения полномочий Главы администрации МО г.Конаково».

Распоряжением администрации г.Конаково от 17.09.2018 №46-р, в соответствии с Решением Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково от 17.09.2018 №16, Ли М.Е. приступил с 17 сентября 2018 года с момента принятия решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года №16 к временному исполнению полномочий Главы города Конаково.

Решением Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково от 22.10.2018 №38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года №12 и №16» в решение от 17.09.2018 №12 в пункте 1 указанного решения в конце предложения дополнено словами «с 26 сентября 2018 года»; в решение от 17.09.2018 №6 в пункте 1 указанного решения цифру «17» заменена цифрой «26», в пункте 2 указанного решения в конце предложения дополнено словами с 26 сентября 2018 года.

Распоряжением администрации г.Конаково от 22.10.2018 №6-к «О внесение изменений в распоряжение администрации г.Конаково от 17.09.2018 №3-к», в связи с принятием решения Совета депутатов МО Городское поселение - город Конаково от 22.10.2018 №38, в распоряжение администрации г.Конаково от 17.09.2018 №3-к внесены изменения, в пункте 1 указанного распоряжения цифра «17» заменена на цифру «26». Настоящее распоряжение вступило в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 26 сентября 2018 года.

Распоряжением администрации г.Конаково от 22.10.2018 №553-р, Ли М.Е. приступил с 26 сентября 2018 года к временному исполнению полномочий Главы города Конаково. Признано утратившим силу распоряжением администрации г.Конаково от 17.09.2018 №46-р. Настоящее распоряжение вступило в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 26 сентября 2018 года.

Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования в части признания незаконными решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва: №12 от 17 сентября 2018 года «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича»; №16 от 17 сентября 2018 года «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково»; №38 от 22 октября 2018 года №38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года №12 и №16», суд первой инстанции исходил из того, что на момент согласования Ли М.Е. на должность Первого заместителя Главы администрации города Конаково он еще являлся действующим индивидуальным предпринимателем.

В частности, депутатам представительного органа при согласовании назначения на должность Ли М.Е. 17 сентября 2018 года необходимо было руководствоваться положениями Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также законом субъекта Российской Федерации - Законом Тверской области от 15.07.2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области».

На основании пп. 1, 2 ч. 1 ст. 2 Закона Тверской области №76- ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» лицами, замещающим муниципальные должности в Тверской области, являются глава муниципального образования; депутат представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В статье 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" содержится перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.

Законодатель устанавливает применение статей 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в совокупности.

При надлежащем изучении личности претендента на высшую муниципальную должность муниципальной службы в местной администрации Совет депутатов города Конаково, чего сделано не было, избежал бы преждевременного принятия оспариваемого решения о согласовании назначения на должность Ли М.Е.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что постановленное решение подлежит изменению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37.1 Устава города Конаково (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) заместителей Главы администрации города Конаково назначает на должность Глава администрации города Конаково. В силу пункта 2 статьи 38 Устава города Конаково Первый заместитель и заместители главы администрации города Конаково назначаются на должность по согласованию с Советом депутатов города Конаково.

Согласно пункта 2 и 3 статьи 34 Устава города Конаково, полномочия Главы города Конаково прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; а также в случае несоблюдения ограничений, установленных федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

В случае досрочного прекращения полномочий Главы города Конаково, либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности, а также в случае его временного отсутствия, его полномочия временно исполняет Первый заместитель Главы Администрации города Конаково.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2). Развивая эти установления, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, в том числе согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

Вместе с тем в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; при допустимости ограничения того или иного конституционного права государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, четкой, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (постановления от 30 октября 2003 года N 15-П, от 22 марта 2005 года N 4-П, от 16 июня 2009 года N 9-П, от 30 июня 2011 года N 14-П, от 5 декабря 2012 года N 30-П и др.).

Пункт 10 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает обязанность муниципального служащего соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией.

Статья 12.1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. Так, согласно части 3 указанной статьи лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией, за исключением определенных случаев; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 2 Закона Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» лицами, замещающим муниципальные должности в Тверской области, являются глава муниципального образования; депутат представительного органа муниципального образования.

Приложением 1 к Закону Тверской области от 9 ноября 2007 года №121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» (в редакции от 16.07.2018 года) утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области.

Глава местной администрации, работающий по контракту, и первый заместитель главы местной администрации, согласно раздела 1 Приложения 1 к Закону Тверской области от 9 ноября 2007 года №121-ЗО относятся к высшей должности муниципальной службы в местной администрации.

Таким образом, Ли М.Е. с 17 сентября 2018 года замещал муниципальные должности, путем назначения на должность Первого заместителя Главы администрации г.Конаково, возложения ВРИО Главы города Конаково.

Заявляя требование о признании незаконными решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва №12 от 17 сентября 2018 года «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича», прокурор не учел, что <данные изъяты> года между МУ Администрация гп г.Конаково и Ли М.Е. заключен трудовой договор <данные изъяты> о назначении на должность Первого заместителя главы администрации г.Конаково. Оставление в силе трудового договора с Ли М.Е. в такой ситуации, фактически означает подтверждение правомерности занятия им должности Первого заместителя Главы Администрации города Конаково. Разрешая заявленные требования, суд не дал оценки тому обстоятельству, что прокурором по указанному требованию избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку избранный способ защиты не влечет восстановления нарушенных прав лиц, в интересах которых обратился прокурор, в связи с чем решение Конаковского городского суда Тверской области от 28 ноября 2018 года подлежит отмене в части признания незаконным решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва №12 от 17 сентября 2018 года «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича» с постановлением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Конаковского межрайонного прокурора.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконными решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва:

№16 от 17 сентября 2018 года «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково»,

№38 от 22 октября 2018 года №38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года №12 и №16».

Так, в силу хронологии событий 17 сентября 2018 года и процедуры назначения Ли М.Е. на временное исполнение полномочий Главы г.Конаково до вступления в должность Главы города Конаково, последний, находясь в статусе Первого заместителя Главы администрации г.Конаково, занимал соответственно должность муниципальной службы, в связи с чем на него распространялись ограничения, установленные положениями п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, статьи 12.1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, согласно записи № 2 в трудовой книжке Ли Максима Ефимовича 29 июня 2018 года он был уволен в связи с переводом к другому работодателю с должности директора ООО «КОНСАЛТ-ПАРТНЕР», а согласно записи № 4, 14 сентября 2018 года был уволен по собственному желанию с должности директора ООО «ТЕХКОМ-СП». При этом, 26 сентября 2018 года соответствующие сведения об изменении сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за <данные изъяты>

Из материалов дела следует, что 17 сентября 2018 года Ли Максим Ефимович подал в регистрирующий налоговый орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а 26 сентября 2018 года соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за <данные изъяты> в связи с чем 26 сентября 2018 года Ли М.Е. утратил статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по состоянию на 17 сентября 2018 года имелись ограничения по замещению Ли М.Е. муниципальной должности Главы города Конаково.

Решением Совета депутатов города Конаково от 22.10.2018 года №38 внесены изменения в решения Совета депутатов города Конаково от 17.09.2018 №12 «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича» и № 16 «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково», согласно которым дата согласования назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково меня, Ли Максима Ефимовича и дата возложения на него временного исполнения полномочий Главы города Конаково изменены с 17 на 26 сентября 2018 года, а также с 17 на 26 сентября 2018 года изменена дата признания утратившим силу решения Совета депутатов города Конаково от 14.09.2018 № 10 о возложении временного исполнения полномочий Главы Администрации города Конаково на заместителя Главы Администрации города Конаково Владимирову Ларису Николаевну.

Вместе с тем, по материалам дела, с 17 сентября 2018 года Ли М.Е., временно исполняя обязанности по муниципальной должности Главы города Конаково, фактически осуществлял полномочия Главы города Конаково, установленные статьей 33 Устава муниципального образования город Конаково, а также полномочия Первого заместителя Главы Администрации г.Конаково, в связи с чем изменение дат в решениях Совета депутатов города Конаково от 17.09.2018 №12 и № 16, является незаконным.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконными решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва:

№16 от 17 сентября 2018 года «О возложении временного исполнения полномочий Главы города Конаково»,

№38 от 22 октября 2018 года №38 «О внесении изменений в решения Совета депутатов города Конаково от 17 сентября 2018 года №12 и №16».

Выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего дела.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, судом второй инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 28 ноября 2018 года отменить в части признания незаконным решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области четвертого созыва №12 от 17 сентября 2018 года «О согласовании назначения на должность Первого заместителя Главы Администрации города Конаково Ли Максима Ефимовича». Постановить в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Конаковского межрайонного прокурора.

В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Совета депутатов муниципального образования городское поселение - город Конаково Конаковского района Тверской области, администрации г.Конаково и Ли М.Е. - Березина А.В., без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: