ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4984/18 от 10.07.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Кулакова С.А.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-4984/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 10 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Каракич Л.Л.

судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.

при секретаре Матрозе Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синкевич Н.В. к Министерству сельского хозяйства Иркутской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности устранить нарушения

по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства Иркутской области

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 марта 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением министерства от 08.11.2017 Номер изъят ей отказано во включении в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат ряда граждан, молодых семей, молодых специалистов по тем основаниям, что не представлен документ, подтверждающий наличие областного материнского (семейного) капитала (неполное представление гражданином, молодой семьей, молодым специалистом документов, указанных в подп.подп. 20, 65 Порядка). По мнению административного истца, такое решение является незаконным, не соответствует Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 Номер изъят-пп, нарушает ее право на улучшение жилищных условий.

Просила отменить решение министерства сельского хозяйства Иркутской области от 08.11.2017 Номер изъят «Об отказе во включении в сводный список» в части отказа во включении в сводный список участника мероприятий - получателя социальной выплаты - молодой семьи Синкевич Н.В.; возложить обязанность включить молодую семью Синкевич Н.В. в сводный список и (или) обязать осуществить ей указанную социальную выплату в соответствии с действующим законодательством.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19 марта 2018 года требования Синкевич Н.В. удовлетворены в части.

Решено признать незаконным отказ министерства сельского хозяйства Иркутской области от 08.11.2017 Номер изъят «Об отказе во включении в сводный список» в части отказа во включении в сводный список участника мероприятий - получателей социальных выплат Синкевич Н.В..

Возложить обязанность на министерство сельского хозяйства Иркутской области повторно рассмотреть заявление Синкевич Н.В.

В апелляционной жалобе представитель Министерства сельского хозяйства Иркутской области по доверенности К.С., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным.

Приводит доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

Отмечает, что административному истцу будет отказано во включение в сводный список на основании абз. 3 п. 28 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 № 188-пп).

В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Иркутской области Б.А., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.

Постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 № 188-пп в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598), государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2013 № 568-пп) утвержден порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В соответствии с п. 8 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 № 188-пп), право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 15 настоящего Порядка, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном п. 19 настоящего Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; г) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к Программе). Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 20 Порядка гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления муниципального района по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению № 6 к Программе с приложением (далее - заявление): а) копий 2, 3, 5 - 12 страниц паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи; б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подп. «б» п. 8 настоящего Порядка, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала; г) копию заполненной работодателем формы № 2 «Отчет о финансовых результатах», формы № 6-АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса», утверждаемых ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (для подтверждения факта работы в агропромышленном комплексе). В случае непредставления указанных форм орган местного самоуправления муниципального района области запрашивает их у соответствующего работодателя; д) документа, подтверждающего признание гражданина и членов его семьи (при наличии) нуждающимися в улучшении жилищных условий; е) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; ж) копии разрешения на строительство жилья, а также документов, подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению): проектно-сметной документацией, подтверждающей стоимость и площадь строительства индивидуального жилого дома или пристроя к жилому помещению; предварительным договором купли-продажи жилого помещения; предварительным договором об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (квартиры); свидетельством о государственной регистрации права (выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, удостоверяющей государственную регистрацию права) на имеющийся жилой дом (в случае пристроя к жилому помещению). В случае непредставления гражданином копии разрешения на строительство жилья, копии свидетельства о государственной регистрации права (выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, удостоверяющей государственную регистрацию права) на имеющийся жилой дом (в случае пристроя к жилому помещению) орган местного самоуправления муниципального района области самостоятельно запрашивает указанные документы в порядке межведомственного информационного взаимодействия; з) копии заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 47, по форме согласно приложению 1 к указанному Положению.

В силу п. 20 Порядка наличие собственных и (или) заемных средств у заявителя и (или) членов его семьи подтверждается следующими документами: сберегательной книжкой гражданина; договором займа, с указанием срока и суммы займа, с приложением расписки или иного документа, подтверждающего факт приема-передачи денежных средств; платежным документом, подтверждающим внесение денежных средств на расчетный счет или в кассу подрядчика или заказчика-застройщика в счет оплаты или предварительной оплаты строительных работ; кредитным договором, заключенным с кредитной организацией в целях строительства (приобретения) жилья; выпиской из лицевого счета по вкладу, выданной кредитной организацией; отчетом об оценке объекта не завершенного строительством жилого дома, подготовленным в соответствии с требованиями ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и свидетельством о государственной регистрации права собственности (выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, удостоверяющей государственную регистрацию права собственности) на объект незавершенного строительства; распиской продавца о получении от участника мероприятий средств в счет стоимости приобретаемого жилья (в случае представления документов для получения свидетельства); извещением кредитной организации о принятии положительного решения о кредитовании с указанием суммы кредита (в случае представления документов для получения свидетельства).

При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданина могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.07.2017 Синкевич Н.В. обратилась с письменным заявлением в администрацию МО «<адрес изъят>» о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года» по категории «молодая семья», указав, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства жилого дома в МО <адрес изъят>, состав семьи: муж и трое детей, (данные изъяты) года рождения.

Исследованными документами подтверждено, что к заявлению были приложены: копия паспорта (2 экз.), копия свидетельства о рождении (3 экз.), копия свидетельства о брака (1 экз.); копия государственного сертификата на материнский капитал (1 экз.); копия сертификата на областной МСК (1 экз.), копия договора займа (1 экз.), копия расписки к договору займа (1 экз.), копия постановления Номер изъят от 26.06.2017 (1 экз.), копия уведомления о постановке на учет ФНС РФ (1 экз.), копия листа записи ЕГРИП (1 экз.), копия разрешения на строительство ( 1 экз.), копия объектно-сметного расчета (1 экз.).

08.11.2017 министерством сельского хозяйства Иркутской области подготовлено уведомление на имя мэра муниципального образования «<адрес изъят>» «Об отказе во включении в сводный список» ряда граждан, молодых семей, молодых специалистов, в том числе административного истца Синкевич Н.В., в качестве основания для отказа во включении в сводный список указано о том, что не представлен документ, подтверждающий наличие областного материнского (семейного) капитала.

Поскольку представленные Синкевич Н.В. документы с уведомлением об отказе во включении ее в сводный список были возвращены в адрес администрации <адрес изъят>, переданы главному специалисту по технической политике ОСХ МО «<адрес изъят>» М.Л. (отметка в журнале регистрации граждан Российской Федерации, проживающих и работающих в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, и изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты) 21.11.2017, административный истец обратился с административным исковым заявлением 10.02.2017.

В соответствии с п. 28 Порядка министерство рассматривает документы, указанные в п. 20 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения в срок до 1 ноября текущего года принимает решение об отказе гражданину, молодой семье, молодому специалисту во включении в сводный список на очередной финансовый год и сводный список на плановый период в следующих случаях:

- неполное представление гражданином, молодой семьей, молодым специалистом документов, указанных в п.п. 20, 65 настоящего Порядка;

- несоответствие гражданина, молодой семьи, молодого специалиста условиям, указанным в п.п. 8, 61, 62 настоящего Порядка;

- несоответствие представленных документов условиям и требованиям, указанным в п.п. 20, 65 настоящего Порядка;

- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Анализируя установленные обстоятельства, принимая во внимание, что предоставление сертификата на областной материнский (семейный) капитал действующим Порядком не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Министерства включить в сводный список Синкевич Н.В., мотивированный не предоставлением областного материнского (семейного) капитала, не основан на законе, противоречит утвержденному Правительством Иркутской области Порядку предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (прилагается), нарушает право административного истца на рассмотрение ее заявление в соответствии с утвержденным в регионе Порядком.

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что поскольку при принятии оспариваемого решения об отказе во включении в сводный список Синкевич Н.В. установленный в Иркутской области порядок принятия такого решения административным ответчиком не был соблюден, чем было нарушено право административного истца, представившего в орган местного самоуправления соответствующее заявление, на рассмотрение такого заявления в установленном порядке, в соответствии со ст. 227 КАС РФ имеются основания для возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Синкевич Н.В.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 марта 2018 года, по административному исковому заявлению Синкевич Н.В. к министерству сельского хозяйства Иркутской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности устранить нарушения, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Каракич

Судьи: Р.И. Харин

Л.В. Гусарова