Председательствующий: Ретуева О.Н. Дело № 33а-4997/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Круглова В.В., Шукеновой М.А.
при секретаре Малых А.С.
рассмотрела в судебном заседании 31 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 14 мая 2019 года, которым признан незаконным пункт 421/1/6 предписания №421/1/1-52 от 29 декабря 2018 года, вынесенного государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области в отношении АО «ТГК-11».
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
АО «ТГК-11» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 421/1/6 предписания № <...> от 29.12.2018, вынесенного государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области.
В обоснование указало, что оспариваемым пунктом предписания на Общество возложена обязанность в срок до 01.09.2020 для обеспечения беспрепятственного выезда (въезда) транспортных средств из пожарного депо установить светофор с дистанционным регулированием для остановки движения транспорта и пешеходов из пункта связи пожарного депо.
По мнению административного истца, указанный пункт предписания не может быть исполнен, поскольку АО «ТГК-11» не является ни правообладателем участка автодороги в районе пожарной части, ни лицом, в обязанности которого входит установка светофора.
Со ссылкой на положения ст. 77 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 3, 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12, 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 8, 210 ГК РФ просило оспариваемый пункт предписания признать незаконным и отменить его.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Омской области просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что требование ч. 7 ст. 77 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» распространяется на все типы пожарных депо, включая пожарные депо для охраны организаций. Часть 1 статьи 1 названного Федерального закона определяет сферу применения технического регламента в том числе к производственным объектам. Статья 97 <...> Федерального закона № 123 указывает на производственные объекты, на которых требуется создание подразделений пожарной охраны и размещение пожарных депо, а также содержит общие критерии, на основе которых определяются типы и количество необходимых пожарных автомобилей, также соблюдение требования о расположении выездов из пожарных депо таким образом, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных транспортных потоков. Таким образом, требования статей 77, 97 Федерального закона № 123-ФЗ должны применяться к производственным объектам защиты (пожарным депо) в совокупности, как дополняющие друг друга нормативные положения.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «ТГК 11» просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, заслушав представителя АО «ТГК 11» ФИО1, представителя ГУ МЧС России по Омской области ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «ТГК 11» принадлежит производственно-технологический комплекс ТЭЦ-<...>, расположенный по адресу: <...>, в составе которого имеется пожарное депо.
Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Центрального АО г. Омска по пожарному надзору от 28.11.2018 № <...> в отношении АО «ТГК-11» на период с 6 по 29 декабря 2018 года была назначена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации производственных объектов по адресу: <...>
По результатам проведенной проверки государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области ФИО3 вынесено предписание № <...> об устранении в срок до 09.09.2020 ряда нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
29.12.2018 предписание было вручено представителю Общества.
В пункте 421/1/6 предписания АО «ТГК 11» вменено нарушение п. 7 ст. 77 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно: для обеспечения беспрепятственного выезда (въезда) транспортных средств из пожарного депо отсутствует светофор для остановки движения транспорта и пешеходов с дистанционным регулированием из пункта связи пожарного депо.
Ссылаясь на то, что пункт 421/1/6 предписания необоснованно возлагает обязанность по выполнению содержащегося в нем требования, АО «ТГК-11» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Согласно ч. 1 ст. 33 названного Федерального закона здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на следующие типы:
1) I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны городских поселений;
2) II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны городских поселений;
3) III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны организаций;
4) IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны организаций;
5) V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских поселений.
В Федеральном законе N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV).
Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны предусмотрены главой 17 раздела II Федерального закона N 123-ФЗ. В частности, по правилам статьи ч. 7 ст. 77 главы 17 проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо должны быть оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора могут также осуществляться дистанционно из пункта связи пожарной охраны.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.
Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта предусмотрены главой 22 раздела IV Федерального закона N 123-ФЗ. Так, в соответствии со статьей 97 «Размещение подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах» (глава 22) пожарные депо на территории производственного объекта должны располагаться на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования (ч. 1). Выезды из пожарных депо должны быть расположены таким образом, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных транспортных потоков (п. 2).
Статья 98 (глава 22) Федерального закона N 123-ФЗ закрепляет требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта. В частности, производственные объекты с площадками размером более 5 гектаров должны иметь не менее двух въездов, за исключением складов нефти и нефтепродуктов I и II категорий, которые независимо от размеров площадки должны иметь не менее двух выездов на автомобильные дороги общей сети или на подъездные пути склада или организации (ч. 1). При размере стороны площадки производственного объекта более 1000 метров и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 метров (ч. 2). Огражденные участки внутри площадок производственных объектов (открытые трансформаторные подстанции, склады и другие участки) площадью более 5 гектаров должны иметь не менее двух въездов (ч. 3). К зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов (ч. 4).
Проанализировав положения Федерального закона N 123-ФЗ в совокупности иными нормативными документами по пожарной безопасности (свод правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181), свод правил "Пожарная охрана предприятий. Общие требования" (утв. Приказом МЧС России от 03.07.2015 N 341), суд верно исходил из того, что обязанность оборудовать светофором выездную площадку пожарных депо, созданных для охраны производственных объектов, законодательно на организации не возложена.
В этой связи суд пришел к правомерному выводу о том, что государственный инспектор в отсутствие на то правовых оснований установил в деятельности организации, эксплуатирующей производственный объект, нарушение ч. 7 ст. 77 Федерального закона № 123-ФЗ, устанавливающей обязательные требования к пожарным депо, предназначенным для охраны городских и сельских поселений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ч. 7 ст. 77 Федерального закона № 123-ФЗ распространяется на все типы пожарных депо, включая пожарные депо для охраны организаций, основано на неверном толковании приведенных положений закона.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, решение постановлено в соответствии с требованиями процессуального законодательства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи