Судья Романенко Ю.С. дело № 33а-500/2022
УИД 26RS0002-01-2021-002592-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 15 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,
судей Кострицкого В.А. и Полупан Г.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.И.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Ставрополю о возложении обязанности осуществить постановку на регистрационный учет.
по апелляционной жалобе административного истца С.И.Н. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2021 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кострицкого В.А., объяснения представителя административного истца С.И.Н. – П.А.Ю. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю К.А.С. возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С.И.Н. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – ГУ МВД России по СК), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ставрополю (Управлению МВД России по г. Ставрополю) о возложении обязанности осуществить постановку на регистрационный учет по месту жительства.
В обосновании иска указано, что административный истец С.И.Н. с 24 октября 2000 год по 19 января 2021 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
26 ноября 2020 года Семыкина Н.И., через своего представителя П.А.Ю.. обратилась в отдел по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г. Ставрополю с заявлением о снятии ее с регистрационного учета по названному адресу и постановке на регистрационный учет по адресу: <адрес> в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности.
9 января 2021 года отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Ставрополю произведено снятие с регистрационного учета С.И.Н. по адресу: г№, вместе с тем в постановке на регистрационный учет по адресу: г.<адрес>, ей было отказано, поскольку заявление о регистрации по месту жительства не представлено ею лично.
Не согласившись с отказом в постановке на регистрационный учет, С.И.Н. обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 17 июня 2021 года административные исковые требования С.И.Н. оставлены без удовлетворения.
Определением суда от 22 октября 2021 года процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на постановленное по делу решение административному истцу восстановлен.
В апелляционной жалобе административный истец С.И.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования удовлетворить. Полагает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что одновременно с заявлением, поданным в отдел по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г. Ставрополю о снятии с регистрационного учета ею подано заявление о постановке на регистрационный учет по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее –ЕГРН). В связи с тем, что С.И.Н. находится на территории Греческой Республики, г. Салоники, на представление своих интересов в отделе по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г.Ставрополю она уполномочила П.А.Ю.. на основании доверенности, через которую передала подписанное лично заявление в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 1 УМВД по г.Ставрополю, заверенное атташе Генерального консульства Российской Федерации в г. Салоники.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца С.И.Н.. – П.А.Ю. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ГУ МВД России по СК К.А.С. возражавшего доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для отмены судебного решения, предусмотренные статьей 310 КАС РФ отсутствуют.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон № 5242-I) местом жительства признается: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона № 5242-I (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 данного Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом предъявляются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом и другими федеральными законами, или его надлежащим образом заверенная копия.
Заявление, а также иные документы, указанные в данной статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении (далее - Правила № 713).
Приказом от 31 декабря 2017 года № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии с подпунктом 91.2 пункта 91 указанного Административного регламента орган регистрационного учета не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.
В пункте 92 указанного Административного регламента установлено, что заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента.
В соответствии с подпунктом 99.1 пункта 99 указанного Административного регламента работник многофункционального центра при обращении заявителя и наличии у многофункционального центра технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета с использованием СМЭВ в электронной форме проверяет в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Как установлено при рассмотрении дела, 27 марта 2018 года С.И.Н.. выдала П.А.Ю. доверенность на представление ее интересов, в том числе в муниципальном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», по всем вопросам, предусмотренным действующим законодательством. Доверенность удостоверена нотариусом К.Б.А.
26 ноября 2020 года П.А.Ю. от имени своего доверителя С.И.Н. обратилась в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 1 УМВД по г. Ставрополю по вопросу снятия С.И.Н.. с регистрационного учета и постановке на регистрационный учет по новому месту жительства, действуя на основании доверенности от 27 марта 2018 года № № и предоставив соответствующее заявление за подписью С.И.Н. удостоверенной атташе Генерального консульства Российской Федерации в г. Салоники Греческой Республики – Г.Е.А,
В предоставлении государственной услуги отказано ввиду отсутствия С.И.Н. при подаче документов о ее регистрации по месту жительства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что необходимая совокупность условий для удовлетворения требований С.И.Н. отсутствует, поскольку административными ответчиками при рассмотрении обращения ее представителя не допущено какого-либо бездействия по выполнению возложенных на них обязанностей, а права административного истца оспариваемым бездействием не нарушены.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном толковании и применении норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.
В соответствии с пунктом 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия С.И.Н. при подаче документов о снятии регистрационного учета и постановке на регистрационный учет по новому месту жительства является законным и права административного истца, в том числе владеть и распоряжаться принадлежащим жилым помещением, не нарушает.
Так, действующее законодательство прямо устанавливает правило, согласно которому при подаче документов через многофункциональный центр необходимо личное присутствие заявителя, поскольку при приеме документов должностное лицо многофункционального центра должно установить тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте гражданина Российской Федерации, и удостоверить подпись заявителя в заявлении о регистрации по месту жительства. В данном случае этого сделано не было ввиду неявки С.И.Н. фактически не прибывшей к новому месту жительства, а продолжающей проживать за пределами Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей.
Согласно пункту 1 статьи 185 названного Кодекса доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с главой IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности гражданина нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные названной главой: установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина (статья 42); проверить дееспособность гражданина, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (статья 43).
Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе пункт 4 статьи 182 ГК РФ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из приведенных норм права, отдельные действия ввиду их тесной связи с личностью в силу указаний закона или характера совершаемых действий не могут быть совершены никем иным, кроме самого правообладателя.
Представленное представителем административного истца в многофункциональный центр заявление административного истца о снятии с регистрационного учета и постановке на регистрационный учет по новому месту жительства с удостоверенной атташе Генерального консульства Российской Федерации в г. Салоники, Греческой Республики подписью административного истца не могло быть принято в качестве необходимого для регистрации по месту жительства документа, поскольку, как указано выше, законодательство Российской Федерации прямо устанавливает необходимость личного присутствия административного истца при подаче документов о его регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2022 года.
Председательствующий | В.Ю. Шишова | |
Судьи: | В.А. Кострицкий Г.Ю. Полупан |