ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5017/19 от 05.06.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Барышников Е.Н.

Дело № 33а-5017/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июня 2019 года город Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.

при секретаре Богдан Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца З. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 марта 2019 года по административному делу по административному иску З. к администрации г. Новоалтайска Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

З. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Новоалтайска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее также – уведомление о несоответствии) от ДД.ММ.ГГ*** и возложении обязанности выдать уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции, установленным параметрам и допустимости его размещения на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в <адрес>.

В обоснование требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГ ею получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. В связи с изменениями в параметрах планируемого строительства жилого дома ДД.ММ.ГГ она обратилась в администрацию г.Новоалтайска с соответствующим уведомлением, на что ей выдано уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГ***. В качестве основания принятого решения указано на несоблюдение требований СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» от ДД.ММ.ГГ***, а именно: расстояние от проектируемого жилого дома на земельном участке по <адрес> до проектируемого жилого дома на земельном участке по <адрес> ориентировочно составляет 7,5 м., тогда как расстояние между жилыми домами должно составлять 12 м. З., ссылаясь на градостроительный план, соответствующее пятно застройки, указывает, что расстояние между домами составляет 10,01 м., что соответствует допустимому расстоянию между жилым домом II степени огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности С1 на земельном участке по <адрес> и жилым домом III степени огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности С1 на земельном участке по <адрес>. Как следствие, уведомление о несоответствии является незаконным и необоснованным, нарушает права административного истца как собственника земельного участка.

Судом в качестве заинтересованного лица ДД.ММ.ГГ к участию в деле привлечена собственник смежного земельного участка Н.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении административного искового заявления З. отказано.

В апелляционной жалобе З. просит отменить решение суда и принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование указывает, что суд необоснованно не принял во внимание заключение о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям, подготовленное ООО «Итог». В то же время судом в качестве доказательства принят акт, подготовленный специалистами структурного подразделения администрации г. Новоалтайска ДД.ММ.ГГ, которого не имелось на момент направления оспариваемого уведомления о несоответствии; в основу выводов суда положены показания свидетеля Б., который не является специалистом, имеющим право давать заключения о степени огнестойкости объектов недвижимости; администрация г. Новоалтайска не имеет право проверять соответствие параметров объекта требованиям пожарной безопасности и санитарно-техническим нормам. Кроме того, ссылаясь на статью 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полагает, что администрация города не имела право выдавать уведомление о несоответствии, поскольку ранее З. было получено разрешение на строительство в установленном законом порядке.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Новоалтайска полагает решение суда законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца В. на удовлетворении жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев дело по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 14 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4-13 настоящей статьи.

Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства от уполномоченного на выдачу разрешения на строительство органа местного самоуправления считается согласованием строительства объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять его строительство согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (часть 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Случаи, когда застройщику может быть направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, З. является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***. ДД.ММ.ГГ ей выдано разрешение на строительство одноэтажного жилого дома в соответствии с градостроительным планом. При этом площадь застройки жилого дома составляла 36 кв.м. (6,00 м х 6,00 м), материал стен проектируемого жилого дома – брус без внешней отделки, материал перекрытия – дерево, материал кровли – металлопрофиль. Место расположения индивидуального жилого дома определено на схеме планировочной организации земельного участка.

В связи с изменением параметров планируемого строительства, а именно - площадь застройки увеличилась с 36 кв.м. до 88 кв.м. (8,00х11 м), изменился материал стен на газобетон с облицовкой металлосайдингом, изменились отступы от границ земельного участка (в частности, отступ от границы со смежным земельным участком по <адрес> уменьшился с 11 м. до 4,08 м.), ДД.ММ.ГГЗ. обратилась с соответствующим уведомлением в администрацию г.Новоалтайска Алтайского края.

ДД.ММ.ГГ администрацией <адрес> Алтайского края застройщику направлено уведомление *** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам со ссылкой на то, что планируемые параметры, указанные в уведомлении об изменении параметров строительства, не соответствуют требованиям СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Противопожарное расстояние от проектируемого жилого дома, расположенного на земельном участке <адрес>, до проектируемого жилого дома на земельном участке <адрес> ориентировочно составляет 7,50 м.; согласно таблицам 1, 2 подразделов 4.13, 5.3 раздела 4 Свода правил противопожарные расстояния между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать 12,0 м.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что уведомление о несоответствии принято уполномоченным органом в установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия, исходя из нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, и представленных по делу доказательств, с выводами суда соглашается.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Требования к содержанию такого уведомления установлены частью 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно части 3 статьи 4 названного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 года N 474, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Указанный СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в этом перечне документов приведен.

Поскольку измененные значения параметров, указанные в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства, не соответствуют требованиям СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, у уполномоченного органа имелись основания для направления застройщику уведомления о несоответствии. Уведомление от 06 декабря 2018 года соответствует предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации к таким уведомлениям требованиям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обосновывая свои выводы, суд не принял во внимание подготовленное ООО «Итог» заключение от ДД.ММ.ГГ о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям и регламентам использования территории, о незаконности решения не свидетельствуют.

Так, в соответствии с пунктом 4.4. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий и сооружений. При наличии выступающих более чем на 1 метр конструкций зданий и сооружений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями. Согласно таблицам 1, 2 подразделов 4.13, 5.3 раздела 4 противопожарные расстояния между жилыми домами соседних земельных участков определяются в зависимости от степени огнестойкости зданий и класса их конструктивной пожарной опасности.

В оспариваемом уведомлении о несоответствии указано, что противопожарное расстояние от проектируемого жилого дома, расположенного на земельном участке <адрес>, до проектируемого жилого дома, расположенного на земельном участке <адрес>, составляет 7,5 м., тогда как должно составлять 12 м.

При этом, как следует из показаний свидетеля Б., при проверке параметров, указанных в уведомлении, противопожарное расстояние устанавливалось на основе сопоставления данных изначальной строительной документации - разрешения на строительство, выданного ДД.ММ.ГГ, и уведомления об изменении параметров планируемого строительства от ДД.ММ.ГГ. Указанное расстояние в 12 м. определено исходя из отнесения дома по <адрес> с учетом материала стен, наличия пристройки в виде гаража, нахождения объекта под одной крышей, а также наличия деревянных перекрытий здания к IV степени огнестойкости, а дома по <адрес>, построенного из бруса, к IV - V степени огнестойкости.

Из представленного в материалы дела акта от ДД.ММ.ГГ, составленного специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации г.Новоалтайска, следует, что по итогам произведенного замера противопожарное расстояние от стены жилого дома по <адрес> до стены жилого дома по <адрес> составляет 10 метров. Противопожарное расстояние от стены жилого дома по <адрес> до выступающей более чем на 1 метр конструкции жилого дома (свеса кровли) по <адрес> составляет 8,5 метров. Основания не принимать указанный акт обследования отсутствуют.

В заключении, подготовленном ООО «Итог», также указано, что противопожарное расстояние между жилыми домами составляет 10 метров, при этом сведений о том, что это расстояние измерено от выступающей более чем на 1 метр конструкции жилого дома (свеса кровли) по <адрес>, выполненной из горючих материалов, не отражено, отнесение жилого дома по <адрес> к II степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности С1, не мотивировано, в связи с чем данное заключение изложенных в уведомлении о несоответствии выводов не опровергает и обоснованно не принято судом.

С учетом имеющихся в деле доказательств оснований для вывода, что противопожарное расстояние между домами с учетом степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности домов должно составлять менее 12 м., а расстояние в 8,5 м. (10,0 м.) соответствует установленным противопожарным требованиям, не имеется.

Доводы жалобы о том, что судом необоснованно приняты во внимание показания допрошенного в качестве свидетеля Б., признаются несостоятельными, поскольку оснований не принимать показания указанного лица, занимающего должность заместителя главы администрации города по градостроительству, не имеется.

Из системного анализа положений статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченным органом осуществляются исключительно с целью установления соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Таким образом, в рамках проведения проверки уполномоченный орган обязан проверить соответствие указанных в уведомлении изменяемых параметров объекта, в том числе и противопожарным требованиям.

Ссылка в жалобе на положения статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации в обоснование утверждения о том, что административным ответчиком неправомерно выдано уведомление о несоответствии, тогда как необходимо было провести процедуру публичных слушаний, ошибочна. Названная норма регламентирует выдачу разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, тогда как З. с заявлением о предоставлении такого разрешения не обращалась. Административным ответчиком проведена проверка соответствия указанных в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства.

Поскольку в рассматриваемом случае строительство жилого дома с учетом изменения параметров осуществлено до получения в установленном порядке уведомления о соответствии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что направление в адрес застройщика уведомления о несоответствии нарушение его прав не повлекло. Исходя из положений статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о соответствии указанных в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства установленным параметрам, вопреки утверждениям в жалобе, подлежит получению до начала строительства с изменением параметров планируемого строительства.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Доводы апелляционной жалобы содержащихся в решении выводов суда не опровергают, направлены на их переоценку, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.

Нарушений норм материального права и норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом допущено не было.

При установленных обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: