ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5027/2016 от 20.09.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5027/2016


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 20 сентября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Астапенко С.А. и Муратовой С.В.

при секретаре Михейкиной М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе

представителя Б.А.Н., И.И.В., П.А.Г., Н.А.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 июня 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление К.С.О. об отмене результатов выборов депутатов совета депутатов по избирательному округу №3, обязании избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области провести повторный подсчет голосов избирателей по избирательным участкам , повторно определить результаты выборов депутатов совета депутатов по избирательному округу №3.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения заинтересованных лиц Б.А.Н., Н.И.В., П.А.Г., представителя заинтересованного лица Б.А.Н.- Д.А.В., представителей заинтересованных лиц Б.А.Н., Н.И.В., П.А.Г., И.И.В.- А.М.А., М.К.В., представителя административного истца К.С.О.- П.Е.А., представителей административного ответчика- Ф.В.В., Ч.В.С., В.С.А., представителей заинтересованных лиц Ч.П.А., В.С.А., а также показания свидетелей свидетель 2, свидетель 1, свидетель 4, свидетель 3, обозрев видеозаписи с участием специалистов специалист 2 и специалист 1, заслушав заключение прокурора М.Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

14 февраля 2016 года состоялись досрочные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, которым в период с 03.02.2016 по 09.02.2016 предшествовало досрочное голосование в избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17.02.2016 № 213 утвержден итоговый протокол избирательной комиссии муниципального образования с полномочиями окружной избирательной комиссии по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 о результатах выборов.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17.02.2016 №214 установлены общие результаты досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по избирательным округам №№1,2,3.

Названные постановления избирательной комиссии опубликованы в газете Ладожские новости от 18.02.2016.

К.С.О., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по избирательному округу №3, обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просил:

-отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о результатах выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыв по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, оформленного протоколом о результатах выборов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 от 17.02.2016, постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области №213 от 17.02.2016 и постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» №214 от 17.02.2016(в части Морозовского пятимандатного избирательного округа №3);

-обязать избирательную комиссию муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» произвести повторный подсчет голосов избирателей по избирательному участку , избирательному участку , повторно определить результаты выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовсое городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3.

В обоснование требований указал, что несмотря на постановления избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области(далее- избирательная комиссия муниципального образования), признавшей в постановлениях от 13.02.2016, что оклейка конвертов с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей прозрачной лентой не противоречит закону, в день голосования 14.02.2016 участковыми избирательными комиссиями избирательных участков и (а также участковыми избирательными комиссиями по избирательным участкам ) при вскрытии конвертов с досрочного голосования, оклеенных прозрачной клейкой лентой, сделаны отметки о недействительности избирательных бюллетеней. На избирательном участке признано недействительными 82 бюллетеня, на участке - 16 бюллетеней.

Постановлениями избирательной комиссии муниципального образования от 14.02.2016 года решения участковых избирательных комиссий отменены, с обязанием участковых избирательных комиссий учесть названные избирательные бюллетени как действительные. При подсчете голосов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу участковыми избирательными комиссиями избирательных участков избирательные бюллетени досрочно проголосовавших избирателей признаны недействительными (аналогичные действия совершены и участковыми избирательными комиссиями по избирательным участкам ).

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 отменены итоги голосования по избирательным участкам , (составляющим избирательный округ №1), по избирательному участку (избирательный округ №2) и по избирательным участкам и (составляющим избирательный округ №3) и приняты решения о повторном подсчете голосов избирателей. 16.02.2016 года состоялся повторный подсчет голосов избирателей по избирательным участкам .

Повторный подсчет голосов по избирательным участкам и не состоялся, так как избирательной комиссией муниципального образования ранее принятые постановления о проведении повторного подсчета голосов по избирательным участкам и отменены.

В нарушение п.9 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несмотря на то, что итоги голосования отменены и принято решение о проведении повторного подсчета голосов, постановлениями избирательной комиссии муниципального образования от 17.02.2016 года утвержден итоговый протокол по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, и признаны состоявшимися и действительными выборы по избирательному округу №3.

Административный истец полагал, что административным ответчиком нарушены его права, так как по результатам голосования он получил 508 голосов, что на 67 голосов меньше, нежели чем в случае учета голосов избирателей с досрочного голосования. Проведение повторного подсчета голосов с учетом голосов с досрочного голосования может повлиять на волеизъявление избирателей округа в целом.

В судебное заседание представитель административного истца К.С.О.П.Е.А. заявленные требования поддержал, указав также, что избирательная комиссия муниципального образования незаконно отменила вынесенные ранее комиссией решения о повторном подсчете голосов по избирательным участкам , . Считал, что требование об отмене результатов выборов подано в рамках срока, предусмотренного п.3 ст.240 КАС РФ. Решения о результатах выборов оспариваются и по тем основаниям, что они приняты при отсутствии утвержденных итогов голосования по избирательным участкам и .

Представители административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области В.С.А. и Ч.В.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, не отрицали, что решение об отмене итогов голосования было протокольным и не отменялось. Решение об отмене решения о повторном подсчете голосов было немотивированным, к этому времени комиссия уже устала. По делу представлено письменное возражение относительно заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ленинградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В возражении в письменной форме относительно заявленных требований председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.В.П. просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на истечение срока, предусмотренного ч.2 ст.240 КАС РФ. Постановления избирательной комиссии муниципального образования от 17.02.2016 №№209 и 210 являются действующими, срок их обжалования истек. Принимая оспариваемые решения, избирательная комиссия муниципального образования выполнила требования ч.1 ст.52 областного закона от 15.03.2012 №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области».

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В возражении в письменной форме относительно заявленных требований председатель территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области Ц.В.В. полагал, что административный иск К.С.О. подлежит удовлетворению в полном объеме, так как избирательная комиссия муниципального образования не могла законно установить результаты выборов по отмененным итогам голосования.

Представитель заинтересованного лица председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка Ч.А.В. представил возражения относительно заявленных требований, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пропуск установленного законом процессуального срока, на отсутствие оснований для отмены результатов выборов. Явившись в судебное заседание, покинул заседание по семейным обстоятельствам.

Представитель заинтересованного лица-председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка Ч.П.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать по аналогичным основаниям, представив письменные пояснения, в которых также отразил, что протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования являются действительными, так как отсутствует решение избирательной комиссии муниципального образования об отмене итогов голосования.

Заинтересованное лицо Г.А.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В возражении в письменной форме относительно заявленных требований административный иск К.С.О. поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Б.А.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо И.И.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованных лиц Б.А.Н., И.И.В., П.А.Г. и Н.А.В.-А.М.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, представив письменные возражения относительно заявленных требований, в которых, в частности, утверждал об отсутствии решения избирательной комиссии муниципального образования об отмене итогов голосования, о пропуске процессуального срока обжалования, отсутствие правовых оснований для отмены результатов выборов.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 июня 2016 заявленные требования удовлетворены.

Отменено решение избирательной комиссии МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о результатах досрочных выборов депутатов совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, оформленное протоколом от 17.02.2016 года о результатах выборов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, с признанием недействительными постановления избирательной комиссии МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» №213 от 17.02.2017 года «Об определении результатов досрочных выборов депутатов совета депутатов МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, и постановления избирательной комиссии МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» №214 от 17.02.2016 года «Об установлении общих результатов досрочных выборов депутатов совета депутатов МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва в части признания состоявшимися и действительными проведенных 14.02.2016 года досрочных выборов депутатов совета депутатов МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3.

Избирательная комиссия МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» обязана провести повторный подсчет голосов избирателей по досрочным выборам депутатов совета депутатов МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по избирательным участкам и и определить результаты досрочных выборов депутатов совета депутатов МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3.

В апелляционной жалобе заинтересованные лица Б.А.Н., И.И.В., П.А.Г., Н.А.В. просят решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать. В обоснование указывают, что дело рассмотрено составом суда с нарушением требований ч.3 ст.28 КАС РФ, по существу административный иск направлен на оспаривание итогов голосования по избирательным участкам , , следовательно, пропущен процессуальный срок обжалования, установленный ч.2 ст.240 КАС РФ. Решение избирательной комиссии муниципального образования относительно признания избирательных бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей действительными является незаконным и не должно влиять на действия участковых избирательных комиссий. Вмешательство вышестоящей избирательной комиссии в процедуру голосования и подсчета голосов допустимо только в случае обжалования протокола. Судом необоснованно отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела видеозаписи заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность проведения пересчета голосов при сохранении не отмененного в установленном порядке протокола об итогах голосования. Суд не указал на основании какого из положений, содержащихся в ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, пришел к выводу о том, что обжалуемые акты подлежат отмене. Административный истец не ссылается на нарушение участковой избирательной комиссией процедуры признания избирательных бюллетеней недействительными. Представленный протокол заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 является фальсифицированным доказательством. В нарушение требований ст.150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц без выяснения причин их отсутствия; административное дело рассмотрено в отсутствие надлежащего представителя административного ответчика. Прокурор не принимал участие в исследовании материалов дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованные лица Б.А.Н., П.А.Г., Н.А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц Б.А.Н., Н.А.В., И.И.В.П.А.Г.А.М.А. полагал, что решение суда подлежит отмене.

Представитель заинтересованного лица Б.А.Н.- Д.А.В. полагал, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Представитель заинтересованных лиц Б.А.Н., И.И.В., П.А.Г., Н.А.В.-М.К.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, отметив, что показания свидетелей противоречивы, а исследованная судебной коллегией видеозапись не содержит следы монтажа.

Представитель заинтересованного лица –председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка Ч.П.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, представив письменные пояснения.

Представитель административного ответчика-председатель избирательной комиссии муниципального образования Ф.В.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отметив, что на заседании избирательной комиссии муниципального образования 15.02.2016 действительно принималось решение об отмене решений участковых избирательных комиссий об утверждении итогов голосования по 5 избирательным участкам. С решением суда согласен.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Ч.В.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что в настоящем судебном заседании и в суд первой инстанции были представлены различные карты памяти. Решение суда полагал правильным.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования и заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области В.С.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отметив, что суд обоснованно учел непоследовательность действий избирательной комиссии муниципального образования. Наличие сомнений является основанием для проведения повторного подсчета голосов. Комиссия была обязана провести повторный подсчет голосов. Единственный способ восстановить нарушенные права граждан-это провести повторный подсчет голосов. Представленная видеозапись не является допустимым доказательством. Члены избирательной комиссии муниципального образования подтвердили, что голосовали за отмену итогов голосования.

В возражении в письменной форме относительно апелляционной жалобы представитель заинтересованного лица- председатель территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области Ц.В.В. решение суда полагал правильным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными.

Представитель административного истца К.С.О.-П.Е.А. доводы апелляционной жалобы полагал несостоятельными, так как подтверждено, что решение об отмене итогов голосования принималось. Представленная видеозапись является ненадлежащим доказательством. Утверждение о том, что требования направлены на оспаривание итогов голосования является неверным.

В заключении прокурор М.Э.Т. решение суда считал законным и обоснованным, указав, что правовых оснований для отмены решения суда не имеется, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств. Утверждение о том, что решение об отмене итогов голосования не принималось избирательной комиссией муниципального образования не соответствует показаниями свидетелей, протоколом заседания избирательной комиссии муниципального образования. К представленной видеозаписи надлежит отнестись критически.

Привлеченная к участию в деле согласно ч.7 ст.243, 308 КАС РФ Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации для дачи заключения по делу своего представителя для участия в деле не направила, заключение по делу не представила.

Иные лица, участвующие в деле, о слушании дела извещены, представителей для участия в судебном разбирательстве не направили.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав дополнительные доказательства в соответствии с частью 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(далее-Федеральный закон 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В силу п.1 ст.67 Федерального закона 67-ФЗ участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, обработка итогов голосования, порядок определения результатов выборов установлены ст.ст.68-70 Федерального закона 67-ФЗ.

Так, согласно п.п.1, 2 ст.69 Федерального закона 67-ФЗ первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум(п.1).

2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума (п.9 ст.69 Федерального закона 67-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.70 Федерального закона 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона 67-ФЗ предусмотрено, что если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

В пункте 2 ст.77 Федерального закона 67-ФЗ установлены основания при наличии которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатов соответствующих выборов после определения результатов выборов.

Одним из названных оснований является установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (подпункт «е»).

Пунктом 4 статьи 77 Федерального закона 67-ФЗ определено, что суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

В части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата.

Согласно части 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования №2 от 21.12.2015 года назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва на 14.02.2016 года.

Полномочия окружных избирательных комиссий Морозовского пятимандатного избирательного округа №№1,2,3 на период подготовки и проведения досрочных выборов Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возложены на избирательную комиссию муниципального образования.

К.С.О., выдвинутый Всеволожским местным отделением Всероссийской Политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 31.12.2015 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3.

Постановлениями избирательной комиссии муниципального образования от 13.02.2016 отклонены жалобы кандидатов Б.А.Н., Н.А.В., содержащие просьбы не учитывать бюллетени досрочного голосования(по избирательным участкам , ), так как имеются следы вскрытия конвертов(наличие скотча на конвертах с избирательными бюллетенями).

На основании актов от 14.02.2016 участковыми избирательными комиссиями по избирательным участкам и в указанную дату приняты решения о признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных их конвертов для досрочного голосования. Участковой избирательной комиссией по избирательному участку признаны недействительными 16 бюллетеней, а участковой избирательной комиссией по избирательному участку -82 избирательных бюллетеня.

Постановлениями избирательной комиссии муниципального образования от 14.02.2016 №№198,199 решения участковых избирательных комиссий признаны незаконными, противоречащими п.8 ст.65 Федерального закона 67-ФЗ; участковые избирательные комиссии обязаны признать действительными указанные выше избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов с досрочного голосования.

Решениями участковых избирательных комиссий от 14.02.2016 постановления избирательной комиссии муниципального образования участковыми избирательными комиссиями приняты к сведению, решения участковых избирательных комиссий от 14.04.2016 о признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов с досрочного голосования оставлены в силе.

15.02.2016 участковой избирательной комиссией составлен протокол об итогах голосования составлен протокол об итогах голосования по избирательному участку по досрочным выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, в котором названные выше избирательные бюллетени из конвертов с досрочного голосования (16 избирательных бюллетеней) учтены как недействительные.

15.02.2016 участковой избирательной комиссией составлен протокол об итогах голосования составлен протокол об итогах голосования по избирательному участку по досрочным выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, в котором названные выше избирательные бюллетени из конвертов с досрочного голосования (82 избирательных бюллетеней) учтены как недействительные.

15 февраля 2016 года состоялось заседание избирательной комиссии муниципального образования(копия протокола заседания комиссии приобщена к материалам дела, подлинный протокол заседания комиссии от 15.02.2016 обозревался судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции).

Как следует из протокола заседания избирательной комиссии от 15.02.2016 в повестку дня был включен вопрос о об утверждении итогов голосования по избирательным участкам . На заседании присутствовали члены избирательной комиссии с правом решающего голоса: Ф.В.В., свидетель 2, свидетель 1, Ч.В.С., свидетель 4, свидетель 3

В протоколе отражено, что на заседании комиссии приняты следующие решения:

1) отменить решения участковых избирательных комиссий об утверждении итогов голосования по указанным избирательным участкам;

2) провести повторный подсчет голосов избирателей по досрочным выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по избирательному участку избирательной комиссией муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

В целях обеспечения гласности и открытости повторного подсчета голосов с учетом необходимости обеспечения присутствия при проведении повторного подсчета голосов лиц, указанных в пункте 9 статьи 69 Федерального закона №67-ФЗ, повторный подсчет голосов избирателей провести в помещении ДК им.Чекалова «Синий зал» по адресу: <адрес> второй этаж.

Аналогичные указанному в пункте 2 решения приняты и в отношении избирательных участков , что отражено в пунктах 2-6 названного протокола заседания избирательной комиссии от 15.02.2016.

Пунктом 7 протокола заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 постановлено провести повторный подсчет голосов по досрочным выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по избирательным участкам , , , , избирательной комиссией муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» 16 февраля 2016 года в 08час. 00 мин. Установлено, что повторный подсчет голосов будет производиться в следующей последовательности: избирательный участок , , , , .

Перечисленные решения приняты единогласно.

Протокол заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 подписан председателем избирательной комиссии Ф.В.В., секретарем избирательной комиссии Ч.В.С., членами избирательной комиссии с правом решающего голоса: свидетель 3, свидетель 2, свидетель 1, свидетель 4

Решения, указанные в пунктах 2-7 протокола заседания избирательной комиссии муниципального образования, оформлены также постановлениями избирательной комиссии муниципального образования №№200-205 от 15.02.2016, подписанными председателем и секретарем избирательной комиссии.

В частности, постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 №202 решено провести повторный подсчет голосов избирателей по избирательному участку вследствие наличия жалоб от наблюдателей на нарушения, допущенные при проведении подсчета голосов, неисполнение постановления избирательной комиссии муниципального образования о признании незаконным и об отмене решения участковой избирательной комиссии о признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов с досрочного голосования в помещении избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», с учетом возникших сомнений в правильности составления протокола об итогах голосования по избирательному участку , на основании п.9 ст.69 Федерального закона 67-ФЗ.

В постановлении избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 №203 приведены аналогичные основания для проведения повторного подсчета голосов по избирательному участку .

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 17.02.2016 №209 с учетом требований ст.52 областного закона от 15.03.2012 №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» о сроке определения результатов выборов принято решение об отмене повторного подсчета голосов избирателей по избирательному участку .

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 17.02.2016 №209 с учетом требований ст.52 областного закона от 15.03.2012 №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» о сроке определения результатов выборов принято решение об отмене повторного подсчета голосов избирателей по избирательному участку .

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 17 февраля 2016 года №213 «Об утверждении результатов досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3» утвержден итоговый протокол избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» с полномочиями окружной избирательной комиссии по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 о результатах выборов согласно приложению.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 17 февраля 2016 года №214 «Об установлении общих результатов досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва» проведенные 14 февраля 2016 года досрочные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва

по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №1 признаны состоявшимися и действительными;

по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №2 признаны состоявшимися и действительными;

по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 признаны состоявшимися и действительными.

Установлено, что в результате досрочных выборов в совет депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» избрано 15 депутатов.

Избранными депутатами совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 признаны: Б.А.Н., Г.А.А., И.И.В., Н.А.В., П.А.Г.

Сославшись на положения п.п.13,14,16 ст.28 Федерального закона 67-ФЗ, ст.9 областного закона Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», разъяснения, содержащиеся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд пришел к выводу о том, что составление решения избирательной комиссии муниципального образования в форме протокола заседания комиссии от 15.02.2016 не противоречит требованиям действующего законодательства в указанной правовой сфере регулирования.

Суд полагал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность по извещению лиц, указанных в п. 3 ст.30 Федерального закона 67-ФЗ об отмене итогов голосования.

Суд установил, что основанием для проведения повторного подсчета голосов по избирательным участкам и явились нарушения, указанные в п.9 ст.69 Федерального закона 67-ФЗ, оговорив, что в силу закона избирательной комиссии не предоставлено право отменять принятое ранее этой же избирательной комиссией решение о проведении повторного подсчета голосов.

Ссылка на ч.1 ст.52 областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 320-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» без учета требований Федерального закона 67-ФЗ судом признана необоснованной.

Установив, что результаты выборов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 установлены при наличии неотмененных постановлений избирательной комиссии муниципального образования от 14.02.2016 №№198,199, а также при наличии решения избирательной комиссии муниципального образования, указанного в п.1 протокола заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016, об отмене решений участковых избирательных комиссий по избирательным участкам , об утверждении итогов голосования по названным избирательным участкам, суд пришел к выводу о наличии нарушения процедуры определения результатов выборов, установленной ст.ст.67-70 Федерального закона 67-ФЗ, указав, что вследствие допущенных нарушений избирательного законодательства невозможно выявить действительную волю избирателей.

Право же суда на принятие решения о проведении повторного подсчета голосов предусмотрено п.4 ст.77 Федерального закона 67-ФЗ с учетом положений ст.244 КАС РФ.

При рассмотрении настоящего административного дела в суде апелляционной инстанции по апелляционной жалобе заинтересованных лиц Б.А.Н., Н.А.В., И.И.В., П.А.Г. в соответствии с правилами статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о принятии и исследовании новых доказательств, а именно: о допросе свидетель 2свидетель 1, свидетель 3, свидетель 4; о приобщении видеозаписей заседания избирательной комиссии муниципального образования 15.02.2016.; в судебном заседании повторно исследован подлинный протокол заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016.

Допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель 2 показала, что является членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. На заседании избирательной комиссии муниципального образования 15.12.2016 присутствовала, на указанном заседании приняты решения об отмене итогов голосования и о повторном подсчете голосов по избирательным участкам. Первый вопрос был об итогах. Представленный судебной коллегией протокол заседания избирательной комиссии от 15.02.2016 подписан ею.

Допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель 1 показала, что является членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. На заседании избирательной комиссии муниципального образования 15.02.2016 присутствовала, на заседании сначала отменили итоги голосования затем приняли решения о повторном подсчете голосов. Представленный судебной коллегией протокол заседания избирательной комиссии от 15.02.2016 подписан ею.

Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель 3 показал, что является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. На заседании избирательной комиссии муниципального образования 15.02.2016 присутствовал, на данном заседании были приняты решения об отмене решений участковых избирательных комиссий об утверждении итогов голосования, затем приняты решения о проведении повторного подсчета голосов. Представленный судебной коллегией протокол заседания избирательной комиссии от 15.02.2016 подписан им.

Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель 4 подтвердил показания, данные им в судебном заседании 30.08.2016, подтвердив, что на заседании избирательной комиссии муниципального образования 15.02.2016 принимались решения об отмене итогов голосования по избирательным участкам и о назначении повторного подсчета голосов. Представленный судебной коллегией протокол заседания избирательной комиссии от 15.02.2016 подписан им.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции с участием специалистов специалист 2 и специалист 1 в присутствии названных выше свидетелей исследована видеозапись на карте памяти МИКРО СД, объемом 32 гб.(9файлов), а также видеозапись на флеш-карте DataTraveler G4 32 GB (9файлов).

На указанных видеозаписях отражено в том числе, заседание избирательной комиссии муниципального образования 15 февраля 2016 года.

В ходе просмотра видеозаписи на карте памяти МИКРО СД, объемом 32 гб. специалист 1 пояснил, что в «свойствах» файлов видеозаписи имеется указание о том, что файлы созданы 18.08.2016, изменены 15.02.2016, что означает, что карта не оригинал и копирование произошло 18.08.2016. Замечаний по поводу видеозаписи не поступило.

специалист 2 пояснил, что 15.02.2016 внесена запись в этот файл, 18.08.2016 возможно его открывали. Может быть и неточный перевод. Сомнений в подлинности видеозаписи не имеется, это достоверная запись, произведенная 15.02.2016.

В ходе просмотра видеозаписи на флеш-карте DataTraveler G4 32 GB установлено, что в разделе «свойства» файлов указано: дата создания- 23.06.2016, дата изменения -15.02.2016. Каких-либо замечаний или дополнений от специалистов в отношении указанной видеозаписи не поступило.

После просмотра названных видеозаписей в присутствии свидетелей свидетель 2, свидетель 1, свидетель 3, свидетель 4 указанные свидетели подтвердили данные ими ранее показания.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав новые доказательства, в том числе показания свидетелей, представленные видеозаписи с учетом пояснений специалистов, судебная коллегия полагает выводы суда о нарушении порядка определения результатов выборов, установленного ст.ст.67-70 Федерального закона 67-ФЗ, выразившегося в утверждении результатов выборов при отмененных итогах голосования и как следствие об отсутствии у избирательной комиссии муниципального образования правовых оснований для принятия решения об утверждении результатов выборов по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3, правомерными, основанными на собранных по делу доказательствах и приведенных нормах Федерального закона 67-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с доводами суда о том, что установленное нарушение не позволяет с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей, что в совокупности свидетельствует о наличии правового основания, предусмотренного п.п. «е» п.2 ст.77 Федерального закона 67-ФЗ для отмены решений избирательной комиссии муниципального образования об утверждении результатов выборов в оспариваемой части.

Соответствует вышеприведенным федеральным нормам и суждение суда о допустимости оформления решения избирательной комиссии муниципального образования в виде протокола заседания избирательной комиссии.

Судебная коллегия соглашается и с утверждением суда о том, что нормами Федерального закона 67-ФЗ и вышеназванных областных законов Ленинградской области избирательной комиссии муниципального образования не предоставлено право отменить принятое ранее этой же избирательной комиссией решение о проведении повторного подсчета голосов.

Мотивы, по которым суд пришел к таким заключениям, подробно изложены в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия не находит оснований не согласиться.

Решение суда в части удовлетворения требования об обязании избирательной комиссии муниципального образования провести повторный подсчет голосов избирателей по досрочным выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по избирательным участкам и и об обязании определить результаты досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу №3 основано на положениях п.4 ст.77 Федерального закона 67-ФЗ и соответствует требованиям статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Ссылку представителей избирательной комиссии муниципального образования на ч.1 ст.52 областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области», содержащей предписание по установлению результатов выборов не позднее чем в трехдневный срок со дня голосования, суд правомерно признал необоснованной, руководствуясь положениями Федерального закона 67-ФЗ, не содержащего такое ограничение и на необходимость соблюдения баланса публичных интересов. Вывод суда согласуется с основными принципами проведения выборов, закрепленными в ст.3 Федерального закона 67-ФЗ.

Кроме этого, исходя из сравнительного анализа ст.ст.69 и 77 Федерального закона 67-ФЗ судебная коллегия полагает, что повторный подсчет голосов избирателей может быть проведен как при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.69, так и при наличии оснований, указанных в п.1 ст.77 Федерального закона 67-ФЗ. При этом, проведение повторного подсчета голосов по основаниям п.9 ст.69 Федерального закона 67-ФЗ не предполагает отмену итогов голосования как одного из обязательных условий проведения повторного подсчета голосов избирателей.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Допрошенные в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетели свидетель 2, свидетель 1, свидетель 3, свидетель 4 дополнительно подтвердили, что на заседании избирательной комиссии муниципального образования 15.02.2016 было принято решение об отмене решений участковых избирательных комиссий об утверждении итогов голосования в том числе и по избирательным участкам .

С учетом положений статьи 76 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пояснений специалистов специалист 2 и специалист 1, представленные видеозаписи на носителях: МИКРО СД, объемом 32 гб. (9файлов), на флеш-карте DataTraveler G4 32 GB (9файлов) не могут быть признаны надлежащими доказательствами, так как неясно, являются ли представленные видеозаписи подлинниками или копиями с подлинной видеозаписи (из указанных в разделе «свойства» сведений не ясны даты изготовления и изменения файлов).

В указанной связи судебная коллегия отмечает, что в суде первой инстанции представлялась видеозапись, сделанная на ином носителе (Микро СД Transcend премиум 300х64гб.), которая не читалась и запись не была воспроизведена.

Судебная коллегия не может признать обоснованной ссылку в апелляционной жалобе на нарушение положений ч.3 ст.28 КАС РФ, так как Указом Президента Российской Федерации от 18.03.2014 Витер Л.В. назначена на должность заместителя председателя Всеволожского городского суда Ленинградской области, в соответствии же с приказом и.о. председателя Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27.04.2016 №38 на заместителя председателя Всеволожского городского суда Ленинградской области Витер Л.В. возложены также обязанности по распределению административных исковых заявлений между судьями.

Утверждение о том, что по существу оспариваются итоги голосования, а не результаты выборов, вследствие чего срок обжалования в судебном порядке пропущен, является необоснованным, так как административным истцом оспорены в судебном порядке результате выборов по Морозовского пятимандатному избирательному округу №3, что следует из текста его административного искового заявления, доводов, изложенных в ходе судебного разбирательства.

Довод о том, что представленный протокол заседания избирательной комиссии муниципального образования от 15.02.2016 является фальсифицированным, проверен как судом первой инстанции, так и судебной коллегией и не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Ходатайство о приобщении видеозаписи судом первой инстанции разрешено в соответствии с правилами ст.166 КАС РФ и не привело к вынесению неправильного и необоснованного решения. Кроме этого, видеозаписи приняты судебной коллегией в порядке ч.2 ст.308 КАС РФ, исследованы и оценены при рассмотрении апелляционной жалобы.

Полномочия представителя избирательной комиссии муниципального образования оформлены в соответствии с требованиями ст.56-57 КАС РФ с учетом положений ст.21 областного закона Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области».

По существу, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании норм федерального и областного законодательства в сфере регулирования порядка проведения выборов и сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, предусмотренных ст.310 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А.Н., И.И.В., П.А.Г., Н.А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи