ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5030/17 от 05.12.2017 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

Судья Челбаева Е.С.                                                                     Дело № 33а-5030/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                     05 декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Трифоновой Т.П.,  

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным  жалобам               общества с ограниченной ответственностью «Фаворит»,  общества с ограниченной ответственностью «Благо» на решение Барышского городского суда  Ульяновской области от 19 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 06 октября 2017 года, по которому постановлено:

административное исковое заявление Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Фаворит», общество с ограниченной ответственностью «Благо» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** в районе д. Екатериновка Барышского района Ульяновской области, в 1 километре на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер.

В иске к акционерному обществу «Ульяновская сетевая компания» Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» государственную пошлину в доход местного бюджета 150 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Благо» государственную пошлину в доход местного бюджета 150 руб.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения представителя                     ООО «Фаворит» - Ильичевой Н.С.,   подержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Благо» - Булыгина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя   администрации МО «Барышский район» Ульяновской области – Чумаченко Д.В., поддержавшего доводы  апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Министерство  сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную  в районе                           с.Екатериновка, Барышского района Ульяновской области в 1500 метрах на юго-запад по  полевой дороге,  ведущей в старый щебенчатый карьер, и произвести рекультивацию загрязненной территории.

В обоснование  иска  указало, что согласно акту рейдового задания от 15 мая 2017 года на земельном участке с кадастровым номером *** обнаружена свалка твердых  коммунальных отходов на открытом грунте  площадью около 7000 кв. м с объемом более 1000 куб.м.

Согласно объяснениям, данным директором ООО «Фаворит», чьи машины с отходами были обнаружены на месте свалки, разрешение на вывоз отходов на данный участок было дано Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области.

Земельный участок статуса полигона твердых коммунальных отходов не имеет, в реестр объектов размещения отходов не включен.

Данный земельный участок  был передан в  аренду ООО «Сим-Карс» под размещение полигона твердых бытовых отходов, но сведения о том, что последний имеет проект строительства полигона с положительным заключением экологической экспертизы, отсутствуют.

Просил возложить на ООО «Фаворит» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку и  произвести рекультивацию загрязненной территории.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ООО «Благо» и АО «Ульяновская сетевая компания».

Определением  от 19 сентября 2017 года   прекращено производство по делу в части  возложения обязанности произвести рекультивацию загрязненной территории в связи с отказом административного истца от  административного иска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Фаворит»просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.  В жалобе указывает, что ООО «Фаворит» действительно вывозило твердые бытовые отходы на земельный участок  по просьбе и с письменного разрешения администрации МО «Барышский район».  Администрация  заключила  договор аренды  земельного участка  с ООО «Сим-Карс» под размещение полигона твердых бытовых отходов. В обязанности администрации и ООО «Сим-Карс» входило оборудование данного полигона.

В апелляционной жалобе ООО «Благо» просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что  решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. В основу решения суд положил показания свидетелей М*** А.Н. и А*** П.А., которые  на фотографиях опознали автомобиль  марки «Камаз»,  осуществлявший  выгрузку мусора в месте несанкционированной свалки в районе д.Екатериновка.  К показаниям  данных  свидетелей суду следовало отнестись критически, поскольку они являются действующими сотрудниками ООО «Фаворит», находятся в материальной зависимости от руководства. Также фотографии, представленные со стороны ответчика, сделаны не на месте несанкционированной свалки, а на городской свалке в г.Барыше, на фотографиях отсутствуют какие-либо опознавательные знаки автомобиля.

ООО «Благо»  не занимается  размещением отходов, оно их только собирает и передает ООО «Гео-Сервис», которое занимается приемом и захоронением твердых коммунальных отходов.

ООО «Благо» было привлечено к участию в деле по ходатайству ответчика, что  является недопустимым. Каких-либо исковых требований  истец к обществу не предъявлял.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «УСК» просит  решение суда в части   отказа Министерству  в удовлетворении   требований к АО «УСК» оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции  представители Министерства  сельского, лесного  хозяйства и природных ресурсов  Ульяновской области,                  ООО «Сим-Карс», АО «УСК»  не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002      № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В ходе рассмотрения дела установлено, что в Барышском районе Ульяновской области в районе с.Екатериновка, в 1000 м на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер, расположена несанкционированная  свалка твердых коммунальных  отходов площадью 7000 кв.м с объемом более 1000  куб.м.

Земельный участок, с кадастровым номером ***,   на котором расположена несанкционированная свалка, имеет вид разрешенного использования: под размещение полигона твердых бытовых отходов.

На основании постановления администрации МО «Барышский район»                  № 1876-А от 05.12.2013  и договора аренды земельного участка № 118 от 13.12.2013  указанный земельный участок передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» в аренду ООО «Сим-Карс» на срок до 01.12.2062.

Сведения о создании на указанном земельном участке объекта размещения отходов и внесение такого объекта в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, суду не представлены. Соответственно, основания для кого-либо использования указанного земельного участка в целях размещения, захоронения, складирования или временного хранения отходов производства и потребления  в настоящее время отсутствуют. 

В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.

Между тем,  возлагая  обязанность по ликвидации  несанкционированной  свалки на ООО «Благо», ООО «Фаворит»,  суд  первой инстанции  пришел к выводу о том, что  установлен факт размещения ООО «Фаворит» и ООО «Благо»   на земельном  участке  отходов производства и потребления при отсутствии законных на то оснований.

Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным, он противоречит положениям действующего законодательства.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно  п.1, 2  ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия;  защите земель о загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного  кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из приведенных правовых норм указанных Федеральных законов, следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.

ООО «Фаворит»  осуществляло деятельность по  вывозу твердых бытовых отходов  на земельный участок  с разрешения  Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район», поэтому оснований для возложения на общество обязанности по ликвидации данной свалки не имелось. Кроме того, общество  вывозит мусор только с февраля 2017 года.  Также в суде апелляционной инстанции представитель ООО «Фаворит»  указал, что  мусор на данный земельный  участок  вывозят жители г.Барыша.

Оснований для привлечения судом по своей инициативе  ООО «Благо» к участию в деле  в качестве соответчика применительно к ч.5 ст. 41 Кодекса административного  судопроизводства  Российской Федерации в данном случае не имелось, так как в связи с характером  правоотношений рассмотрение дела без участия данной организации  было возможным.

При этом истец, которому принадлежит право выбора ответчика, в ходе рассмотрения дела  не предъявлял к  ООО «Благо»  соответствующих требований, а суд не вправе был самостоятельно разрешить данный вопрос.

В связи с  указанным решение суда в части  удовлетворения исковых требований к ООО «Благо» и ООО «Фаворит» об обязании ликвидировать несанкционированную  свалку, взыскании судебных расходов  подлежит отмене, с принятием  в данной части нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2017 года, с  учетом определения того же суда об исправлении описки от 06 октября 2017  года   в части удовлетворения исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Благо», обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» об обязании ликвидировать несанкционированную  свалку, взыскании судебных расходов отменить.

Принять в данной части  новое решение, которым в  удовлетворении  административного   искового  заявления Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит», обществу с ограниченной ответственностью  «Благо»  об обязании  ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании судебных расходов  отказать.

В остальной части  решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи