УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Челбаева Е.С. Дело № 33а-5030/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 05 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Трифоновой Т.П.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Фаворит», общества с ограниченной ответственностью «Благо» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 06 октября 2017 года, по которому постановлено:
административное исковое заявление Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Фаворит», общество с ограниченной ответственностью «Благо» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** в районе д. Екатериновка Барышского района Ульяновской области, в 1 километре на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер.
В иске к акционерному обществу «Ульяновская сетевая компания» Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» государственную пошлину в доход местного бюджета 150 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Благо» государственную пошлину в доход местного бюджета 150 руб.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя ООО «Фаворит» - Ильичевой Н.С., подержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Благо» - Булыгина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации МО «Барышский район» Ульяновской области – Чумаченко Д.В., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе с.Екатериновка, Барышского района Ульяновской области в 1500 метрах на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер, и произвести рекультивацию загрязненной территории.
В обоснование иска указало, что согласно акту рейдового задания от 15 мая 2017 года на земельном участке с кадастровым номером *** обнаружена свалка твердых коммунальных отходов на открытом грунте площадью около 7000 кв. м с объемом более 1000 куб.м.
Согласно объяснениям, данным директором ООО «Фаворит», чьи машины с отходами были обнаружены на месте свалки, разрешение на вывоз отходов на данный участок было дано Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области.
Земельный участок статуса полигона твердых коммунальных отходов не имеет, в реестр объектов размещения отходов не включен.
Данный земельный участок был передан в аренду ООО «Сим-Карс» под размещение полигона твердых бытовых отходов, но сведения о том, что последний имеет проект строительства полигона с положительным заключением экологической экспертизы, отсутствуют.
Просил возложить на ООО «Фаворит» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку и произвести рекультивацию загрязненной территории.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ООО «Благо» и АО «Ульяновская сетевая компания».
Определением от 19 сентября 2017 года прекращено производство по делу в части возложения обязанности произвести рекультивацию загрязненной территории в связи с отказом административного истца от административного иска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Фаворит»просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе указывает, что ООО «Фаворит» действительно вывозило твердые бытовые отходы на земельный участок по просьбе и с письменного разрешения администрации МО «Барышский район». Администрация заключила договор аренды земельного участка с ООО «Сим-Карс» под размещение полигона твердых бытовых отходов. В обязанности администрации и ООО «Сим-Карс» входило оборудование данного полигона.
В апелляционной жалобе ООО «Благо» просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. В основу решения суд положил показания свидетелей М*** А.Н. и А*** П.А., которые на фотографиях опознали автомобиль марки «Камаз», осуществлявший выгрузку мусора в месте несанкционированной свалки в районе д.Екатериновка. К показаниям данных свидетелей суду следовало отнестись критически, поскольку они являются действующими сотрудниками ООО «Фаворит», находятся в материальной зависимости от руководства. Также фотографии, представленные со стороны ответчика, сделаны не на месте несанкционированной свалки, а на городской свалке в г.Барыше, на фотографиях отсутствуют какие-либо опознавательные знаки автомобиля.
ООО «Благо» не занимается размещением отходов, оно их только собирает и передает ООО «Гео-Сервис», которое занимается приемом и захоронением твердых коммунальных отходов.
ООО «Благо» было привлечено к участию в деле по ходатайству ответчика, что является недопустимым. Каких-либо исковых требований истец к обществу не предъявлял.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «УСК» просит решение суда в части отказа Министерству в удовлетворении требований к АО «УСК» оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, ООО «Сим-Карс», АО «УСК» не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В ходе рассмотрения дела установлено, что в Барышском районе Ульяновской области в районе с.Екатериновка, в 1000 м на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 7000 кв.м с объемом более 1000 куб.м.
Земельный участок, с кадастровым номером ***, на котором расположена несанкционированная свалка, имеет вид разрешенного использования: под размещение полигона твердых бытовых отходов.
На основании постановления администрации МО «Барышский район» № 1876-А от 05.12.2013 и договора аренды земельного участка № 118 от 13.12.2013 указанный земельный участок передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» в аренду ООО «Сим-Карс» на срок до 01.12.2062.
Сведения о создании на указанном земельном участке объекта размещения отходов и внесение такого объекта в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, суду не представлены. Соответственно, основания для кого-либо использования указанного земельного участка в целях размещения, захоронения, складирования или временного хранения отходов производства и потребления в настоящее время отсутствуют.
В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.
Между тем, возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на ООО «Благо», ООО «Фаворит», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установлен факт размещения ООО «Фаворит» и ООО «Благо» на земельном участке отходов производства и потребления при отсутствии законных на то оснований.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным, он противоречит положениям действующего законодательства.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в РФ.
В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно п.1, 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель о загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных правовых норм указанных Федеральных законов, следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.
ООО «Фаворит» осуществляло деятельность по вывозу твердых бытовых отходов на земельный участок с разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район», поэтому оснований для возложения на общество обязанности по ликвидации данной свалки не имелось. Кроме того, общество вывозит мусор только с февраля 2017 года. Также в суде апелляционной инстанции представитель ООО «Фаворит» указал, что мусор на данный земельный участок вывозят жители г.Барыша.
Оснований для привлечения судом по своей инициативе ООО «Благо» к участию в деле в качестве соответчика применительно к ч.5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае не имелось, так как в связи с характером правоотношений рассмотрение дела без участия данной организации было возможным.
При этом истец, которому принадлежит право выбора ответчика, в ходе рассмотрения дела не предъявлял к ООО «Благо» соответствующих требований, а суд не вправе был самостоятельно разрешить данный вопрос.
В связи с указанным решение суда в части удовлетворения исковых требований к ООО «Благо» и ООО «Фаворит» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании судебных расходов подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 06 октября 2017 года в части удовлетворения исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Благо», обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании судебных расходов отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит», обществу с ограниченной ответственностью «Благо» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании судебных расходов отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи