Судья Лисютина О.В. Дело № 33а-504/2022
УИД: 76RS0023-01-2021-002204-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,
судей Федотовой Н.П., Малахова В.А.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
25 января 2022 года
административное дело по апелляционной жалобе и уточненной апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28.09.2021 года, которым постановлено:
«Взыскать с ФИО1 в доход бюджета задолженность по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, за 2018 год на обязательное пенсионное страхование 7 373 рубля 61 коп., пени – 6 920 рублей 59 коп., за 2017 год на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей, за 2018 год на обязательною медицинское 1 622 рубля 22 коп., пени 1 393 рубля 53 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 1 559 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через районный суд с момента составления мотивированного решения».
Заслушав доклад судьи Громовой А.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 и просит взыскать в доход бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в сумме 4 590 руб., за 2018 год в сумме 1 622,22 руб., пени - 1 393,53 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 23 400 руб., за 2018 год в сумме 7 373,61 руб., пени - 6 920,59 руб.; а всего 45 299,95 руб. В иске указано, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области. С 01.01.2017 по 10.04.2018 годы ФИО1 зарегистрирована в налоговом органе в качестве оценщика. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщиков, занимающихся частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой. Исчисление и уплата страховых взносов данной категорией плательщиков страховых взносов производятся самостоятельно. При неуплате взносов в установленный срок необходимую сумму определяет налоговый орган. Уплату страховых взносов за 2017 год необходимо было произвести не позднее 09.01.2018 года, за 2018 год - не позднее 25.04.2018 года. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от 09.11.2020 года № <данные изъяты> на общую сумму 45 299,95 руб. Срок для добровольной уплаты налога определенный требованием истек 30.11.2020 года. Инспекция 23.12.2020 года обращалась в судебный участок № 3 Красноперекопского судебного района г. Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика, требования инспекции были удовлетворены. По заявлению административного ответчика судебный приказ был отменен 12.04.2021 года. Обязанность по уплате задолженности административным ответчиком не исполнена, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, просил заявленные требования удовлетворить. Представитель административного истца пояснила, что на учет в качестве оценщика административный ответчик поставлена на учет по представленным сведениям, снята в 2018 году на основании сведений поступивших 02.10.2020 года. Требование было направлено, но с пропуском срока, но это не вина налоговой инспекции, поскольку налоговая работает со сведениями, поступающими из соответствующей организации. К административному истцу информация поступила о снятии, о постановке не поступала. Все обрабатывается в электронном виде. Налогоплательщик сам исчисляет страховые взносы и должен оплатить, уведомление по страховым взносам не направляется.
Административный ответчик в судебном заседании требования не признала, пояснила, что ей, как налогоплательщику, сведения о постановке на налоговый учет не поступали, в личном кабинете налогоплательщика данная информация не отображалась, поэтому ответчик не знала, что является должником. В конце 2020 года в личном кабинете появились сведения о наличии не понятной задолженности.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и уточненной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалоб сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, изучив письменные материалы настоящего дела, заслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области по доверенности ФИО2, возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогоплательщика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 и 2018 налоговые периоды, соблюдения административным истцом принудительного порядка взыскания недоимки и сроков обращения в суд за ее взысканием за указанный налоговые периоды.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и считает их основанными на законе и материалах дела.
В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются оценщики.
Статьей 432 НК РФ определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 425 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
С 01 января 2017 года функция регистрации плательщика страховых взносов передана налоговым органам. Федеральная налоговая служба ведет учет как плательщиков, зарегистрированных в качестве страхователя после указанной даты, так тех, кто состоял на учете в фондах до 01 января 2017 года.
В соответствии со статьей 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика по месту его жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве занимающегося частной практикой оценщика (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
Согласно пункту 6 статьи 83 НК РФ постановка на учет занимающихся частной практикой оценщиков осуществляется налоговым органом по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, направляемых в соответствии с пунктом 4.1 статьи 85 Кодекса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. В этот же срок налоговый орган обязан выдать указанным лицам уведомление о постановке на учет (пункт 6 статьи 83, пункт 2 статьи 84, пункт 4 статьи 85 НК РФ).
Согласно статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного закона, осуществляющие оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона N 135-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 НК РФ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика возникает с момента приобретения соответствующего статуса и до момента исключения из СРО.
Ранее аналогичная норма была закреплена в статье 14 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года, в соответствии с которой оценщик, занимающийся частной практикой, признавался плательщиком страховых взносов в фиксированном размере и обязан был уплачивать страховые взносы независимо от наличия доходов от предпринимательской деятельности.
Согласно статье 24 Закона № 135-ФЗ членство в СРО прекращается коллегиальным органом управления СРО, в том числе на основании заявления оценщика о выходе из членов СРО. При этом СРО не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства оценщика, обязан направить копию такого решения уполномоченному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов СРО.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 01.01.2017 года по 10.04.2018 года была зарегистрирована в налоговом органе в качестве оценщика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ индивидуальные предприниматели, а также иные лица, занимающиеся частной практикой, в том числе оценщики, должны заплатить страховые взносы за 2017 год в фиксированном размере не позднее 31 декабря 2017 года, но поскольку данная дата приходится на выходной день, срок уплаты переносится на первый рабочий день 09 января 2018 года. В связи с прекращением 10.04.2018 года деятельности ФИО1 в качестве оценщика, срок уплаты страховых взносов за 2018 года приходится на 25.04.2018 года.
ФИО1 возложенную на нее законом обязанность по исчислению и уплате налогов в установленный срок самостоятельно не исполнила, в связи с чем налоговым органом направлено в ее адрес требование об уплате недоимки и пени № <данные изъяты> от 09.11.2020 на общую сумму 45 299.95 руб. Срок для добровольной уплаты налога, определенный в требовании, истек 30 ноября 2020 года.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Как правильно установлено судом первой инстанции сроки обращения в суд, предусмотренные ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюдены.
23.12.2020 года инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в судебный участок № 3 Красноперекопского судебного района г. Ярославля о взыскании задолженности по страховым взносам с ФИО1
30.12.2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Красноперекопского судебного района вынесен судебный приказ № (3)2а-4323/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИНФС России № 5 по ЯО недоимки по страховым взносам на ОПС в сумме 30773,61 руб., пени 6920,59 руб., недоимки по страховым взносам на ОМС в сумме 6212,22 руб., пени 1393,53 руб., а всего 45 299,95 руб.
05.04.2021 года ФИО1 было подано заявление об отмене указанного судебного приказа, и определением от 12.04.2021 года судебный приказ №(3)2а-4323/2020 отменен.
С настоящим административным иском инспекция обратилась в суд 17.06.2021 года.
Согласно положениям ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании изложенного, сроки обращения в суд с данными требованиями административным истцом не пропущены.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы и уточненной апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, и потому не могут служить основанием к отмене решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи