ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5050/18 от 05.07.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-5050/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 5 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Матыциной Е.И.,

при секретаре Лексиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Орска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска, Комитету по управлению имуществом города Орска об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, обязании устранить нарушения по апелляционной жалобам администрации города Орска Оренбургской области, Комитета по управлению имуществом города Орска Оренбургской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда грода Орска Оренбургской области от 30 марта 2018 года.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района города Орска обратился в суд с вышеназванным административным иском. указав, что проведенной прокуратурой Ленинского района города Орска проверкой соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения выявлены нарушения по содержанию улично-дорожной сети города Орска, расположенной вблизи образовательных учреждений.

Установлено, что технические средства организации дорожного движения - дорожные знаки, пешеходные переходы и ограждения, светофоры, а также искусственные неровности, размещенные вблизи образовательных учреждений Ленинского района г. Орска, не соответствуют установленным законом требованиям, оценка технического состояния указанных автомобильных дорог не проведена, право муниципальной собственности на дорогу' общего пользования местного значения по улице Юношеской протяженностью 0,3 км, расположенную в непосредственной близости от образовательного учреждения МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» не оформлено.

С учетом уточнения требований просил суд:

признать несоответствующим требованиям законодательства бездействие администрации города Орска, УЖКХ администрации города Орска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию и обустройству необходимыми элементами технических средств организации дорожного движения дорог, расположенных вблизи образовательных учреждений - МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко», МОАУ «СОШ № 4», МОАУ «СОШ № 6», МОАУ «СОШ № 8», МОАУ СОШ № 31 и МОАУ «Лицей № 1»;

признать несоответствующим требованиям законодательства бездействие администрации города Орска в части непринятия мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных вблизи образовательных учреждений Ленинского района города Орска:

автомобильной дороги общего пользования по проспекту Никелыциков протяженностью 2,5 км, расположенной перед зданием МОАУ «Лицей № 1»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Школьная, протяженностью 0,3 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 6»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Краматорская, протяженностью 3,4 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 6»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Б.Хмельницкого, протяженностью 1,3 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 4»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Ленинского Комсомола, протяженностью 1,9 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 8»;

автомобильной дороги общего пользования по проспекту Ленина, протяженностью 5,6 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 8»;

автомобильной дороги общего пользования по переулку Синчука, протяженностью 0,4 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 31»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Макаренко, протяженностью 1,3 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко»;

признать несоответствующим требованиям законодательства бездействие администрации г. Орска, муниципального учреждения «Комитет управления имуществом г. Орска» в части непринятия мер по постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 0,3 км, расположенной по ул. Юношеская;

обязать администрацию г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить восполнение недостающих элементов технических средств организации дорожного движения дорог, расположенных вблизи образовательных учреждений:

перед зданием МОАУ «Лицей № 1», расположенным по пр. Никелыциков, 54 г. Орска над проезжей частью нанести частично светоотражающие элементы на искусственные неровности;

перед зданием МОАУ «СОШ № 6» по ул. Школьная, 1, установить дорожный знак 1.23 «Дети».

перед зданием МОАУ «СОШ № 6» со стороны ул. Краматорская, установить искусственные неровности за 10-15 м до пешеходного перехода с обеих сторон проезжей части;

перед зданием МОАУ «СОШ № 4», расположенным по ул. Б.Хмельницкого, 8 установить пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода с обеих сторон дороги, светофор типа Т.7 и искусственную неровность, устроенную за 10-15 м до пешеходного перехода;

перед зданием МОАУ «СОШ № 8» расположенным по пр. Ленина, 32 установить искусственные неровности, устроенные за 10-15 м до пешеходных переходов с обеих сторон проезжей части и пешеходное ограждение на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со стороны д. 31 по пр. Ленина;

перед зданием МОАУ «СОШ № 8» расположенным по у л. Л.Комсомола, 16 установить дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и светофор типа Т.7;

перед зданием МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко» расположенным по ул. Макаренко, 7 установить светофор типа Т.7, пешеходные ограждения со стороны школы и искусственная неровность, устроенная за 10-15 м до пешеходного перехода;

обязать администрацию г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска в срок до 1 сентября 2018 года организовать и провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных вблизи образовательных учреждений Ленинского района г.Орска:

автомобильной дороги общего пользования по проспекту Никелыциков протяженностью 2,5 км, расположенной перед зданием МОАУ «Лицей № 1»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Школьная, протяженностью 0,3 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 6»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Краматорская, протяженностью 3,4 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 6»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Б.Хмельницкого, протяженностью 1,3 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 4»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Ленинского Комсомола, протяженностью 1,9 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ №8»;

автомобильной дороги общего пользования по проспекту Ленина, протяженностью 5,6 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 8»;

автомобильной дороги общего пользования по переулку Синчука, протяженностью 0,4 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 31»;

автомобильной дороги общего пользования по улице Макаренко, протяженностью 1,3 км, расположенной перед зданием МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко»;

обязать администрацию г. Орска, Муниципальное учреждение «Комитет управления имуществом г. Орска» в срок до 1 сентября 2018 года направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области заявление о постановке на учет автомобильной дороги местного значения, внести в реестр муниципального имущества и оформить право собственности на автомобильную дорогу местного значения по улице Юношеская (идентификационный номер 53 423 ОП МГ1 048), протяженностью 0,3 км.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С таким решением не согласился административный ответчик администрация города Орска. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что о проведенной прокуратурой проверке администрация г. Орска не была извещена; в материалы дела не представлено доказательств того, что имеется техническая возможность для исполнения недостающих элементов технических средств организации дорожного движения дорог, расположенных вблизи образовательных учреждений и на устройство пешеходного ограждения на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со стороны д. 31 по пр. Ленина, в г. Орске; надлежащим ответчиком по делу является УЖКХ администрации города Орска, являющееся самостоятельным юридическим лицом, наделенным соответствующими полномочиями; принятое решение суда фактически направлено на перераспределение бюджетных средств, что является вмешательством суда в финансовую деятельность органов местного самоуправления; заявленные требования носят имущественный характер и подлежат рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.

С апелляционной жалобой на решение также обратился Комитет по управлению имуществом администрации города Орска. Не согласен с решением суда в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 0,3 км, расположенной по ул. Юношеская, а также в части обязания в срок до 1 сентября 2018 года направить в Росреестр заявление о постановке данной дороги на учет. Просит решение в данной части отменить. Указывает, что названный участок дороги полностью проходит по придомовой территории многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Юношеская, д. 13, д. 11, д. 9, д. 7, д. 5, ул. Васнецова, д. 27а, то есть принадлежит собственникам помещений указанных многоквартирных домов в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации; данная дорога не сформирована как объект недвижимости.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска в своей апелляционной жалобе также выражает несогласие с решением суда. Указывает, что суд ссылается на утративший силу нормативный акт – Правила благоустройства, озеленения, санитарного состояния территорий и строений г. Орска, утвержденных решение Орского городского Совета депутатов от 25 февраля 2004 года № 397; в решении суда неверно отражена позиция представителя административного ответчика УЖКХ администрации города Орска по заявленным требованиям; полномочие организовать и провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных вблизи образовательных учреждений Ленинского района г. Орска закреплено за администрацией города Орска, а не за УЖКХ; в решении суда не указано основание, на котором проводилась прокурорская проверка. Полагает, что фактически исполнены требования прокурора об обязании установить искусственные неровности за 140-15 м до пешеходного перехода перед зданием МОАУ «СОШ № 6 со стороны ул. Краматорская, перед зданием МОАУ «СОШ № 4», расположенным по ул. Б. Хмельницкого, 8, перед зданием МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко», расположенным по ул. Макаренко 7, поскольку искусственные неровности уже фактически имеются в форме совмещенных с пешеходными переходами и эксплуатируются длительное время, и их демонтаж с установкой новых искусственных неровностей за 10-15 м от пешеходных переходов будет нецелесообразен.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Стиплин И.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 7 Устава муниципального образования «город Орск», принятого решением Орского городского Совета депутатов 27 ноября 2002 года № 273 (далее - Устав г. Орска), к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Решением Орского городского Совета депутатов от 6 сентября 2010 года № 68-1213 утверждено «Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска», в соответствии с которым отраслевым органом администрации г. Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, является Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), входящее в структуру администрации города.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Ленинского района г. Орска при участии старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Орское» Дорофина П.Ю. и специалиста производственно-технического отдела УЖКХ Гимгиной Л.М. проведена проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

Перед зданием МОАУ «Лицей № 1», расположенным по пр. Никельщиков, 54 г. Орска над проезжей частью отсутствует 1 дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход», не работает 1 светофор типа Т.7 и отсутствуют светоотражающие элементы на искусственных неровностях, чем нарушены пункт 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, пункт 4.3 ГОСТ Р 50597-1993 и пункт 4.5 ГОСТ Р 52605-2006 соответственно. Перед зданием МОАУ «СОШ № 6» по ул. Школьная, 1 не работают светофоры типа Т.7, отсутствуют 2 дорожных знака 5.19.1 «Пешеходный переход» и 1 дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», а также отсутствуют светоотражающие элементы на искусственных неровностях, чем нарушены пункт 4.3 ГОСТ Р 50597-1993, пункт 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 и пункт 4.5 ГОСТ Р 52605-2006 соответственно.

Перед зданием МОАУ «СОШ № 6» со стороны ул. Краматорская, отсутствуют искусственные неровности за 10-15м до пешеходного перехода с обеих сторон проезжей части, чем нарушен пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006.

Перед зданием МОАУ «СОШ № 4», расположенным по ул. Б.Хмельницкого, 8 отсутствуют пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от наземного пешеходного перехода с обеих сторон дороги, светофор типа Т.7 и искусственная неровность, устроенная за 10-15 м. до пешеходного перехода, чем нарушены требования пункты 8.1.27, 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 и пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 соответственно.

Перед зданием МОАУ «СОШ № 8», расположенным по пр. Ленина, 32, отсутствуют искусственные неровности, устроенные за 10-15 м до пешеходных переходов с обеих сторон проезжей части и пешеходное ограждение на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со стороны д. 31 по пр. Ленина, чем нарушены пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 и пункт 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004.

Перед зданием МОАУ «СОШ № 8», расположенным по ул. Л.Комсомола, 16, отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и светофор типа Т.7, чем нарушены требования пунктов 5.4.22 и 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.

Перед зданием МОАУ СОШ № 31, расположенным по пер. Синчука, 13 из-за деревьев ограничена видимость дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» при движении со стороны пл. Гагарина, и отсутствует светофор типа Т.7, чем нарушены пункты 5.1.4 и 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.

Перед зданием МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко», расположенным по ул. Макаренко, 7, отсутствуют светофор типа Т.7, пешеходные ограждения со стороны школы и искусственная неровность, устроенная за 10-15 м до пешеходного перехода, чем нарушены пункты 7.2.18 и 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006.

Данные нарушения частично устранены, в связи с чем прокурор уточнил требования иска. Перечисленные нарушения в уточненных требованиях имеют место на момент рассмотрения дела, что подтверждено фототаблицами.

Согласно информации УЖКХ администрации г. Орска работы по установке дорожных знаков включены в план работ 2018-2020 годы и будут выполнены исходя из наличия средств в городском бюджете.

Представитель административного ответчика возражал в части организации искусственной неровности на вышеуказанном участке дороги. Полагал, что применению подлежит пункт 6.4 ГОСТа, допускающий совмещение искусственной дорожной неровности с пешеходным переходом.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004, установка светофора Т7 обязательна в случаях если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.

Пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» предусматривает устройство искусственных неровностей за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

Суд, удовлетворяя заявленные требования в части установки искусственных неровностей возле образовательных учреждений, пришел к выводу о том, что поскольку спорные участки автомобильных дорог проходят непосредственно вдоль территории детских учреждений, а не вблизи него, то установка такого средства принудительного снижения скорости транспортных средств направлена в первую очередь на предотвращение ДТП с участием детей и носит профилактический характер. Отсутствие у детских учреждений указанного технического средства организации дорожного движения повлечет нарушение прав несовершеннолетних на обеспечение безопасности дорожного движения и гарантии охраны их здоровья.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года № 150, согласно пунктам 2-7 которого оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, при этом оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления либо уполномоченной им организацией не реже одного раза в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо быть метрологически аттестованным, а по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги должна быть установлена степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.

Судом первой инстанции установлено, что за администрацией г. Орска зарегистрированы права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования, расположенные вблизи образовательных учреждений Ленинского района г.Орска: на автомобильную дорогу общего пользования по проспекту Никелыциков протяженностью 2,5 км, расположенную перед зданием МОАУ «Лицей № 1»; на автомобильную дорогу общего пользования по улице Школьная, протяженностью 0,3 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 6»; на автомобильную дорогу общего пользования по улице Краматорская, протяженностью 3,4 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 6»; на автомобильную дорогу общего пользования по улице Б.Хмельницкого, протяженностью 1,3 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 4»; на автомобильную дорогу общего пользования по улице Ленинского Комсомола, протяженностью 1,9 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 8»; на автомобильную дорогу общего пользования по проспекту Ленина, протяженностью 5,6 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 8»; на автомобильную дорогу общего пользования по переулку Синчука, протяженностью 0,4 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 31»; на автомобильную дорогу общего пользования по улице Макаренко, протяженностью 1,3 км, расположенную перед зданием МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко».

Являясь законным владельцем указанных автомобильных дорог общего пользования, расположенных вблизи образовательных учреждений Ленинского района г. Орска, администрация г. Орска в нарушение вышеуказанных требований законодательства не принимает меры по организации выполнения и финансирования работ по проведению оценки технического состояния указанных автомобильных дорог, в результате чего УЖКХ администрации г. Орска данные работы не планируются и не выполняются.

Из материалов дела также следует, что право муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения протяженностью 0,3 км, расположенную по улице Юношеской, не зарегистрировано. Между тем, указанная дорога находится в непосредственной близости от образовательного учреждения МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» и на основании постановления администрации г. Орска от 8 июня 2015 года № 3153-п включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Орск».

Отсутствие права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу общего пользования местного значения, находящейся в непосредственной близости от образовательного учреждения МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска», препятствует администрации г. Орска реализовывать предусмотренные законом права по осуществлению дорожной деятельности в отношении указанной автомобильной дороги местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на ней, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лица, в том числе несовершеннолетних детей, посещающих указанное образовательное учреждение.

Поскольку названная автомобильная дорога не имеет собственника, в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является бесхозяйным недвижимым имуществом, в то время как в силу Положения о комитете по управлению имущества, утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 29 мая 2002 года № 207, к основным задачам КУИ относится обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество муниципального образования.

Удовлетворяя требования прокурора в данной части, суд указал, что обстоятельство, что на территории муниципального образования находится автомобильная дорога общего пользования, право собственности на которую не оформлено, а также технические средства организации дорожного движения, размещенные вблизи образовательных учреждений Ленинского района г. Орска и не соответствующие требованиям законодательства препятствует реализации принципов организации и обеспечения безопасности дорожного движения, противоречит интересам неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения, что может повлечь возникновение социальной напряженности в г. Орске.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы администрации города Орска о том, что надлежащим ответчиком по делу является УЖКХ администрации города Орска, являющееся самостоятельным юридическим лицом, наделенным соответствующими полномочиями, основанием для отмены решения суда не является, поскольку УЖКХ является отраслевым органом администрации города Орска, которому делегированы некоторые полномочия органа местного самоуправления, и контроль за их исполнением лежит на администрации города Орска.

Довод администрации города Орска о том, что принятое решение суда фактически направлено на перераспределение бюджетных средств, что является вмешательством суда в финансовую деятельность органов местного самоуправления, основан на неверном толковании норм права. Решением суда признано незаконным бездействие органа местного самоуправления по неисполнению возложенной на него законом обязанности, и оснований полагать такое решение вмешательством в компетенцию муниципального органа власти не имеется.

Довод администрации города Орска о том, что заявленные требования носят имущественный характер и подлежат рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства, также основан на неверном толковании права.

Исходя из части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Поскольку прокурор в рамках возложенных на него полномочий по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов обратился в суд с иском об обязании административных ответчиков к выполнению законных требований, имущественный характер спора в рассматриваемом деле отсутствует.

Довод апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом администрации города Орска о том, что участок автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 0,3 км, расположенной по ул. Юношеская, полностью проходит по придомовой территории многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Юношеская, д. 13, д. 11, д. 9, д. 7, д. 5, ул. Васнецова, д. 27а, то есть принадлежит собственникам помещений указанных многоквартирных домов в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, доказательствами не подтвержден. Между тем, из материалов дела следует, что указанная дорога находится в непосредственной близости от образовательного учреждения МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска», следовательно, решение в данной части также является законным и обоснованным.

Ссылки в жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска на применение судом утратившего силу нормативного акта не являются основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Доводы апелляционных жалоб о том, что о проведенной прокуратурой проверке административные ответчики не были извещены, а также о том, что судом не установлено основание проведения проверки, судебная коллегия во внимание не принимает, так как данный иск заявлен прокурором в порядке административного судопроизводства в интересах неопределенного круга лиц относительно исполнения ответчиком обязанностей в области эксплуатации дорог общего пользования. Соблюдение установленного законом порядка проведения прокурорской проверки подлежит оценке в рамках процедур, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы области, Комитета по управлению имуществом города Орска Оренбургской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: