ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5058 от 23.12.2015 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Усольцева Л.А.

Дело № 33а-5058

поступило 03.11.2015 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2015 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей Казанцевой Т.Б., Гимадеевой О.Л., при секретаре Федоровой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большуновой Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней К. к Администрации города Улан-Удэ, МУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ о признании незаконным бездействия Администрации города Улан-Удэ по необеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении, обязании предоставить у место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении

по апелляционной жалобе Администрации г.Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 сентября 2015г., которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования Большуновой Е.А. в интересах несовершеннолетней К.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Улан-Удэ, выразившееся в неорганизации обеспечения несовершеннолетней К.., ... года рождения, местом в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении на 2015-2016 учебный год.

Обязать Администрацию г.Улан-Удэ предоставить К.., ... года рождения, получение бесплатного дошкольного образования путем предоставления места в группе полного дня для детей в возрасте от 3 до 4 лет в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении или же путем посещения семейной дошкольной группы по месту проживания ребенка в <...> районе города Улан-Удэ.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Большуновой Е.А. – Эрдынеева А.Э., Орловскую А.Ю., представителей Администрации г.Улан-Удэ Донаканян И.Г., МУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Шараеву Ю.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Большунова Е.А. обратилась в суд с требованием о признании незаконным бездействия Администрации города Улан-Удэ, связанного с необеспечением ее малолетней дочери К..... рождения, местом в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении на 2015 учебный год, обязании предоставить ребенку место в группе полного дня для детей в возрасте от 3 до 4 лет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № <...>

В обоснование требований указала, что 04.09.2012г. дочь было поставлена в очередь для зачисления в одно из МАДОУ № <...>, расположенных по месту жительства. Однако в 2015г. в предоставлении ребенку места в детском дошкольном учреждении было отказано. Бездействие Администрации г.Улан-Удэ в создании необходимых условий для получения ребенком общедоступного бесплатного дошкольного образования является незаконным и нарушает права ее ребенка.

В ходе судебного разбирательства Большунова Е.А. уточнила исковые требования, просила обязать Администрацию г.Улан-Удэ предоставить возможность получения ребенком бесплатного дошкольного образования по месту проживания.

В судебном заседании Большунова Е.А. и ее представители Хонихоев В.В., Будуев H.Р. поддержали требования.

Представители ответчиков Администрации г.Улан-Удэ Донаканян И.Г., Шараева Ю.А., являющаяся также представителем МУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ, требования не признали, ссылаясь на отсутствие свободных мест в МАДОУ №№ <...>, невозможность предоставления места в МАДОУ № <...> в связи с тем, что автоматизированное распределение вакантных мест в указанных учреждениях на момент рассмотрения дела не произведено. Большуновой предоставлялась возможность воспользоваться иными вариативными формами получения ее ребенком дошкольного образования, с которыми она не согласилась. Изложенное свидетельствует о том, что Администрация г.Улан-Удэ не бездействует. Просили учесть, что удовлетворение требований повлечет нарушение прав других детей, находящихся в льготной очереди или в общей очереди ранее ребенка истца.

Обжалуемым решением требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация г.Улан-Удэ просит отменить решение, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что Администрацией г.Улан-Удэ совместно с Комитетом по образованию осуществляется полный комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию очереди на получение места в МДОУ и обеспечение дошкольного образования, что свидетельствует об отсутствии фактов бездействия со стороны Администрации. На момент рассмотрения дела Большуновой была предоставлена возможность получения бесплатного дошкольного образования по месту проживания в вариативной форме.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации г.Улан-Удэ Донаканян И.Г., МУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Шараеву Ю.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, против которых возражали представители Большуновой Е.А. – Эрдынеев А.Э., Орловская А.Ю.

Большунова Е.А. в судебное заседание, к котором была уведомлена надлежащим образом, не явилась.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ «Об образовании»).

Статьей 5 ФЗ «Об образовании» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом характера спора и содержания приведенных норм материального права на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права ребенка на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других общеобразовательных учреждениях

Как следует из материалов дела, ребенок Большуновой Е.А. - К.., ... года рождения, достиг установленного законом возраста для получения дошкольного образования и со стороны Большуновой Е.А. имело место обращение в установленном порядке о предоставлении места ребенку в дошкольном учреждении.

Комитетом по образованию г.Улан-Удэ 04.09.2012 года была принята заявка Большуновой Е.А. на предоставление ее ребенку К. места в МБДОУ № <...>.

В заявлении от 04.09.2012г. отец ребенка К. просил поставить в муниципальную очередь в дошкольное учреждение ребенка К.., ... г.р., в детские сады № <...>, или № <...>

11.09.2014 г. на обращение Большуновой Е.А. о предоставлении ребенку места в
дошкольном учреждении Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ направил
письмо о том, что ребенок поставлена на учет на октябрь 2014 г. (очередь под № <...>) и будет устроена в детский сад в порядке очередности.

27.07.2015 г.- 29.07.2015 г. Большунова Е.А. обратилась в Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ с заявлением о внесении изменений в выбранные ранее
образовательные организации № <...> приобщив заявление о предоставлении ребенку
К. места в детских садах № <...>.

Однако в установленный срок несовершеннолетней Красиковой А.В. место в дошкольном образовательном учреждении предоставлено не было.

Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела были исследованыпредставленные ответчиком в обоснование своих возражений доказательства, оценив которые, суд пришел к обоснованному заключению, что факт отсутствия свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях № <...> в рассматриваемый период ответчиком не доказан, исчерпывающая информация о принятых до 31.05.2015г. мерах по созданию достаточных мест в муниципальных дошкольных учреждениях не представлена, сведения о лицах, обладающих правом на преимущественное обеспечение местом в детском саду в спорный период отсутствуют. При этом утвержденный 23.04.2015 г. Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, как обоснованно указал суд, не содержит понятного алгоритма действий по предоставлению Комитетом свободных (освободившихся, вновь созданных) мест детям, и допускает наличие неучтенных в ЕАИС заявок заведующих ДОУ по дополнительному комплектованию учреждений.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению, что Администрация города Улан-Удэ, не предоставила доказательств, подтверждающих принятие достаточных мер для решения вопроса об обустройстве ребенка истца в другую общеобразовательную организацию, нежели указывались в заявке, при том, что были предоставлены доказательства наличия свободных мест как в избранных истцом, так и иных ДОУ г.Улан-Удэ, в дошкольных семейных группах.

Установленные судом обстоятельства обоснованно послужили основанием для удовлетворения иска.

Доводы жалобы о том, что, принимая решение, суд вышел за пределы исковых требований, во внимание быть приняты не могут.

Подпунктом 1 пункта 2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, разрешая вопрос о способе устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд не связан доводами административного истца и должен избрать способ, соответствующий характеру нарушения.

Принимая решение о способе устранения прав истца, суд исходил из установленных обстоятельств отказа ответчика в предоставлении свободного места в муниципальных дошкольных учреждениях или дошкольных семейных группах, указав, что нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения обязанности на Администрацию города Улан-Удэ по исполнению предусмотренных законом обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях на территории, закрепленной за местом жительства детей, вопрос о предоставлении места ребенку истца в конкретном дошкольном образовательном учреждении или конкретной семейной дошкольной группе возможно разрешить в порядке исполнения судебного решения.

Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не находит.

Судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Ж.В. Тубденова

Судьи: Т.Б. Казанцева

О.Л. Гимадеева