ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-506/2018 от 01.02.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-506/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 1 февраля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Морозковой Е.Е. и Муратовой С.В.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 ноября 2017 года об обязании организовать установку системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя администрации муниципального образования город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области – Акоповой Ю.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области – Махмудова Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Гатчинский городской прокурор Ленинградской области обратился в Гатчинский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации МО г. Коммунар по непринятию мер к устранению нарушений в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязать администрацию МО г. Коммунар в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях МО г. Коммунар, обеспечивающую соблюдение требований федерального законодательства.

Требования административного иска прокурора мотивированы тем, что в нарушение положений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не создана система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях муниципального образования г. Коммунар. Установленные на территории поселения технические средства (громкоговорители), входящие в систему единой дежурно-диспетчерской службы района, не обеспечивают в полном объеме доведения до всего населения сигнала «Внимание всем» и речевых сообщений. По данному факту Гатчинским городским прокурором главе администрации МО г. Коммунар внесено представление от 11.09.2017, по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению выявленных нарушений не принято.

Представитель административного ответчика Акопова Ю.Л. просила отказать в удовлетворении требований административного иска, отмечая в отзыве, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В 2012 году администрацией МО г. Коммунар разработана проектная документация системы оповещения, предусматривающая установку комплекса технических средств для звукового оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Данная проектная документация администрацией муниципального образования не реализована в связи с тем, что Правительство Ленинградской области в соответствии с распоряжением от 22.03.2013 № 160-р взяло на себя обязательство на 2014-2016 годы по созданию систем оповещения в муниципальных образованиях Ленинградской области и по дальнейшей их передаче органам местного самоуправления. Однако в 2017 году передачи систем оповещения не последовало. В этой связи постановлением администрации МО город Коммунар от 8.11.2017 № 609 внесены изменения в подпрограмму «Обеспечение безопасности на территории муниципального образования город Коммунар (ГО ЧС) на 2016-2024 годы» муниципальной программы «Социально-экономическое развитие муниципального образования город Коммунар на 2016-2024 годы».

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 ноября 2017 года требования административного иска прокурора удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации МО г. Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области по непринятию мер к устранению нарушений в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обязал администрацию МО г. Коммунар организовать установку системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в срок до 31 декабря 2018 года.

На постановленное судом решение администрацией МО г. Коммунар подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. В жалобе поддерживается правовая позиция административного ответчика, изложенная в суде первой инстанции. Указывается, что мероприятия по организации установки систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях запланированы на 2018-2024 годы, что исключает бездействие со стороны администрации. Кроме того, финансовые возможности средств местного бюджета ограничены, поэтому обязание исполнения решения суда в срок до 31 декабря 2018 года ограничивает самостоятельность администрации муниципального образования в планировании исполнения обязательств.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно пунктам "а", "в", "г", "м" ч. 2 ст. 11 названного Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения и территорий о чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, в силу ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пунктом 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

Судом первой инстанции правильно установлено и административным ответчиком не оспаривалось, что администрацией не выполнены установленные законом требования, в частности, система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях на территории МО город Коммунар Гатчинского муниципального района отсутствует. Данное обстоятельство создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Исходя из вышеприведенных норм права именно администрация муниципального образования город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области должна нести обязанность по организации установки системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Между тем, администрацией требования законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в этой части надлежащим образом длительное время не исполняются.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии администрации МО город Коммунар и о возложении на административного ответчика обязанности организовать установку системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, учитывает необходимость организации работы по организации установки системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях с привлечением специалистов, специализированных организаций, работа с которыми возможна только в пределах законодательства в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о необходимости установления срока исполнения решения до 2024 года являются необоснованными.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в местном бюджете муниципального образования денежных средств на исполнение возлагаемого судом обязательства правового значения для рассматриваемого спора не имеет и само по себе не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, поскольку обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования являются расходными обязательствами муниципального образования (ч.3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Руководствуясь ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Гиренко М.В.