Судья Ивашина Т.С. | Дело №33а-507/2022 |
УИД 26RS0017-01-2021-004907-09 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь | 29 марта 2022 года |
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи | Строчкиной Е.А., |
судей | ФИО1, ФИО2, |
с участием секретаря | ФИО3, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 20.12.2021 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Кисловодска Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», возложении обязанности по принятию мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,
установила:
прокурор г.Кисловодска Ставропольского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края (далее – Администрация), Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Министерство), в котором просил суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», возложить на Администрацию обязанность незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», а именно на постоянной основе обеспечить охрану и уборку территории памятника природы, при наличии постоянных источников образования отходов (торговля, туристическая деятельность), в том числе организованный вывоз отходов, меры по обеспечению режима особой охраны памятника природы, в том числе, путем реализации полномочий по сносу (демонтажу) стихийных незаконных торговых объектов, расположенных на территории указанного памятника природы и в границах его охранной зоны.
Обжалуемым решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 20.12.2021 административные исковые требования прокурора г.Кисловодска Ставропольского края удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору г.Кисловодска Ставропольского края в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что 08.10.2021 Администрацией принято постановление №1093 «О демонтаже самовольно установленных некапитальных объектов», принятию которого предшествовало выполнение ряда мероприятий, регламентированных порядком (выявление правообладателей, уведомление правообладателя объекта, установление срока на добровольное освобождение земельного участка, опубликование информации о предстоящем демонтаже), при этом административное исковое заявление прокурора г.Кисловодска Ставропольского края поступило в суд 11.11.2021, вследствие чего судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о бездействии Администрации. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции необоснованно возложена на Администрацию обязанность по сносу (демонтажу) стихийных незаконных торговых объектов, расположенных на территории памятника природы и в границах его охранной зоны, поскольку во исполнение постановления Администрации от 08.10.2021 №1093 Управлением городского хозяйства Администрации заключен муниципальный контракт от 25.11.2021 №123, который исполнен, что подтверждается актом выполненных работ.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой г.Кисловодска Ставропольского края представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав прокурора Ледовскую Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Ставропольского края прокуратурой г.Кисловодска Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой выявлены нарушения закона, допущенные в отношении памятника природы регионального значения «Кольцо гора». Вдоль грунтовой дороги, на склоне горы, расположен стихийный вещевой рынок. Стоянка и рынок санитарно-гигиенически не обустроены. Активные рекреационные воздействия на природный комплекс в совокупности вызвали дигрессию растительного покрова, захламление территории и частичную утрату привлекательности природного ландшафта. Для восстановления растительного покрова с территории памятника природы должен быть удален рынок, а прилегающая территория отвечать требованиям санитарных норм и правил. В результате стихийно возникшей торговли рекреационная дигрессия травяного покрова реликтовой степи максимально проявилась на юго-западном склоне памятника, где скапливается основной поток посетителей и ведется торговля. Густота травяного покрытия сократилась с 90% (по наблюдениям 1991 года) до 60-70%. Вдоль стихийных троп природные фитоценозы заместились рудеральными – амброзией полыннолистной, крапивой двудомной, щирицей, лебедой, горцем птичьим, морковью и другими преимущественно однолетними травами. Захламление территории особенно велико на автостоянке, возле кафе, на рынке и в искусственном лесу, примыкающем с запада к автостоянке. На территории охранной зоны данного памятника природы осуществляется торговая деятельность, самовольно установлено 48 некапитальных торговых павильонов.
С 2016 года предоставленные Администрации полномочия по демонтажу самовольных некапитальных строений не реализованы, стихийная торговля продолжается, угроза утраты памятника природы только возросла, действенные меры Администрацией не приняты. Территория памятника природы не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, захламлена мусором, доступ неопределенного круга лиц к памятнику, в связи с его разрушением, не ограничен, отсутствуют информационные таблички и предупреждающие знаки, не устранены надписи, а также не исполняются иные требования закона, направленные на сохранение данного природного объекта.
По результатам проведенной прокуратурой г.Кисловодска Ставропольского края проверки в адрес Администрации внесены представления об устранении выявленных нарушений от 15.04.2021 и 19.05.2021.
Также в Администрацию неоднократно обращалось и Министерство, направлялись письма о соблюдении установленного режима особой охраны памятника природы и приведении в соответствие территории памятника природы.
Письмом от 17.02.2015 №01/3-869 в адрес Администрации направлено обращение о проведении проверки осуществления торговой деятельности на территории памятника природы.
Письмом от 04.06.2021 №05/04-5467 Министерство вновь предложило Администрации проверить законность осуществления торговой деятельности на территории памятника природы, принять меры к устранению существующих нарушений и осуществить снос некапитальных торговых точек.
В адрес Администрации направлено повторное обращение от 01.09.2021 №05/04-8704 о необходимости осуществления мер, направленных на улучшение состояния памятника природы и устранение нарушений его режима.
ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» также направлено обращение в Администрацию о принятии мер по ликвидации либо переносе торговых точек за границы памятника природы по недопущению разрушения памятника природы, потери природной эстетической ценности.
Между тем, на момент обращения прокурора г.Кисловодска в суд с административным исковым заявлением, меры по устранению указанных нарушений Администрацией не выполнены.
В судебном заседании суда первой инстанции Администрацией представлен муниципальный контракт от 25.11.2021 №123 на выполнение работ по сносу самовольных строений в городе-курорте Кисловодске Ставропольского края в 2021 году, а также акт от 10.12.2021 о приемке выполненных работ, согласно которому в районе памятника природы «Кольцо-гора» произведена разборка индивидуальных металлических павильонов.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ) памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.04.2015 №97 утвержден Паспорт памятника природы краевого значения «Кольцо гора». Общая площадь памятника природы «Кольцо гора» составляет 1,24 га.
Граница памятника природы утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 04.02.2015 №39-п «О границах памятников природы краевого значения «Кольцо гора».
В соответствии с постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета Депутатов трудящихся от 15.09.1961 №676 «О мерах по охране природы в крае» памятник природы «Кольцо-Гора» взят под особую охрану.
Охранное обязательство на памятник природы «Кольцо гора» возложено на Администрацию и утверждено приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 08.07.2020 №285.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 №9 «О взятии под особую охрану памятников природы» установлен режим особой охраны памятников природы, запрещающий, в том числе, распашку грунта, уничтожение почвозащитной растительности, добычу строительных материалов, проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников природы.
В силу Федерального закона от 03.12.2008 №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» все земельные участки, находящиеся на границах курортов федерального значения, и не отнесенные к федеральной собственности или собственности субъектов РФ, относятся к собственности муниципальных районов и городских округов.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Согласно пунктам 11, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды России от 05.08.2020 №564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов» в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.
Все леса на территории Ставропольского края относятся к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ и частью 3 статьи 222 ГК РФ Администрации предоставлены полномочия по демонтажу самовольных некапитальных строений.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административным ответчиком не принимаются надлежащие меры, направленные на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», а проведение органом местного самоуправления мероприятий по демонтажу павильонов, в период рассмотрения административного дела после обращения прокурора г.Кисловодска Ставропольского края в суд с административным исковым заявлением, не свидетельствует о наличии оснований для вывода об отсутствии бездействия Администрации.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 20.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи