Председательствующий – Сумачаков И.Н. дело № 33а-509
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2018 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Черткова С.Н., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Володиной Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Свиридова А.С. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 марта 2018 года, которым
административное исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании бездействия незаконным и возложении обязанности определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по не установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай.
На Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай возложена обязанность в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знаки в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр.
Отказано Горно-Алтайскому межрайонному природоохранному прокурору Республики Алтай в удовлетворении административных исковых требований к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействия по неустановлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта: озера Теньгинское и возложении обязанности в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - озеро Теньгинское, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знаки в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратились в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействия по неустановлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов: части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, озера Теньгинское, возложении обязанности в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, Теньгинского озера, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знаки в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр. Административные исковые требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Алтай проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай водного законодательства. Река Бия и озеро Теньгинское включены в государственный водный реестр, являются федеральной собственностью. Река Бия протекает по территории Республики Алтай и Алтайского края. Длина реки составляет 301 км, площадь бассейна 37 000 кв.км. Среднемноголетний расход воды в нижнем течении 477 куб.м/с. Питание реки смешанное, в основном снеговое и дождевое. Значительную часть водосбора реки Бия обеспечивает река Чулышман, питающая Телецкое озеро. Проверкой установлено, что данные о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Бия и озеро Теньгинское на всем их протяжении в государственном водном реестре отсутствуют. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей. Мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в отношении части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай и озеро Теньгинское не включались в соответствующий перечень и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали. В перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетами Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2018 году, подготовленных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов, не указаны и не утверждены работы по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы на всем протяжении указанных водных объектов. Часть реки Бия с 25 км до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай в указанный перечень не включена, а также озеро Теньгинское. Согласно утвержденным исходным данным для расчета субвенций из федерального бюджета указана общая протяженность береговой линии реки Бия и ее притоков 260 км, что не охватывает в полном объеме указанные части рек.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Свиридов А.С., в апелляционной жалобе указывает, что Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай не может единолично обеспечить исполнение полномочий по установлению границ водного объекта в рамках предоставленных полномочий, оно вправе только предложить включить водный объект в перечень мероприятий. Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Бия включены в перечень мероприятий целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на период 2012-2020 годов» и в программу «Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Обь». Такие действия являются надлежащим исполнением возложенных на министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай обязанностей. Сроки исполнения обязанностей законодательно не установлены и осуществляются в объемах средств, предоставленных Российской Федерацией.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Свиридова А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, помощника Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай Малчинова А.С., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, старшего помощника прокурора Республики Алтай Тюхтеневу И.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай водного законодательства установлено, что административным ответчиком мероприятия, направленные на установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы участка реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, а также озера Теньгинское, не проводились и не согласовывались, что исключает возможность получения Министерством субвенций из федерального бюджета на указанные мероприятия.
В государственном водном реестре отсутствуют сведения об установленных границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы названного участка реки Бия и озера Теньгинское.
Судом установлено, что органом, обязанным совершать охранные мероприятия в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай, является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 года № 629.
В силу данных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 18.03.2008 года №61.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что условием осуществления административным ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.
Как следует из материалов дела, река Бия и озеро Теньгинское являются водными объектами общего пользования, находятся в федеральной собственности. Длина реки Бия составляет 301 км, площадь бассейна 37 000 кв.км, вытекает из Телецкого озера, протекает по территории Республики Алтай и Алтайского края. Озеро Теньгинское – горное озеро, расположенное в центральной части Республики Алтай на территории Онгудайского района, находится в 12 км от села Теньга Онгудайского района, длина озера 1650 м, ширина 1 400 м, глубина до 8 м.
Из сообщений Горно-Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 19.02.2018 года, от 26.03.2018 года следует, что река Бия и озеро Теньгинское являются водными объектами рыбохозяйственного значения высшей категории.
Согласно ответу отдела водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского бассейнового водного управления от 26.03.2018 года озеро Теньгинское не включено в схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Обь (далее - СКИОВО-Обь).
Установив, что озеро Теньгинское не включено в СКИОВО-Обь, пришел к правомерному выводу об отсутствии у Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай оснований для проведения водоохранных мероприятий в отношении данного водного объекта, включения его в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в связи с чем обоснованно отказал Горно-Алтайскому межрайонному природоохранному прокурору Республики Алтай в удовлетворении административных исковых требований к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействия по не установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы и возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - озеро Теньгинское. В указанной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Руководствуясь ст.ст. 6, 26, 33, 65 Водного кодекса РФ, оценив имеющиеся в материалах административного дела доказательства, принимая во внимание то, что река Бия включена в СКИОВО-Обь, однако до настоящего времени границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос данного водного объекта не установлены и мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай не включены в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, суд первой инстанции признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по не установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай и возложил на административного ответчика обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Обращаясь с административным иском, административный истец указал на бездействие административного ответчика, выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай.
Из материалов дела следует, что река Бия включена в Схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Обь.
Согласно ответу отдела водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского бассейнового водного управления от 20.03.2018 года мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай не включены в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, соответственно, на их финансирование денежные средства в виде ассигнований из федерального бюджета не поступали.
Однако из ответа отдела водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского бассейнового водного управления №06-19/529 от 27.06.2018 года на запрос суда апелляционной инстанции усматривается, что мероприятие по установлению местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Бия с 25 км (село Кебезень Турочакского района) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай включено в Перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и в исходные данные для расчета субвенций из федерального бюджета, представляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. В перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, включено мероприятие «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Бия от села Кебезень до границы Республики Алтай» протяженностью 215 км. Реализация мероприятия запланирована на 2019 год.
В пояснениях в суде апелляционной инстанции представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Свиридов А.С. указал, что мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Бия выполняются. В настоящее время в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, включены водные объекты с более высокой антропогенной нагрузкой, включение в указанный Перечень водного объекта - реки Бия запланировано на 2019 год.
Доказательства того, что водный объект – река Бия обладает большим приоритетом, чем водные объекты, включенные в настоящее время в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, учитывая, что водный объект – река Бия включен в СКИОВО-Обь, Целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», принимая во внимание отсутствие каких-либо установленных законодательством сроков включения водного объекта в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, доказательств, дающих основания полагать, что до конца срока реализации Целевой программы не будут выполнены мероприятия по включению реки Бия в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень, а также доказательств наличия приоритета у данного водного объекта перед другими водными объектами, включенными в указанный Перечень, судебная коллегия приходит к выводу о том, что подача административного иска Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором Республики Алтай, является преждевременной, и не находит оснований для его удовлетворения в настоящее время.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда в части удовлетворения административного искового заявления Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай о признании бездействия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по не установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай незаконным и возложении на него обязанности в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы данного водного объекта нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием по административному делу в указанного части нового решения об отказе в удовлетворении таких требований.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 марта 2018 года отменить в части удовлетворения административного искового заявления Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании бездействия по не установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай незаконным и возложении обязанности в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействия по не установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, возложении обязанности в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта - части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знаки в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр, отказать.
В остальной части решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 марта 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - С.Н. Чертков
А.О. Имансакипова