№ 33а-5091/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 23 июня 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области к Козлову А.Ю. о взыскании недоимки по земельному налогу
по апелляционной жалобе Козлова А.Ю.
на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф.,
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что Козлов А.Ю. является собственником транспортных средств, недвижимого имущества и земельного участка. Согласно расчету, произведенному инспекцией Козлов А.Ю., обязан был в установленный законом срок уплатить в бюджет исчисленную сумму транспортного, имущественного и земельного налога в размере *** соответственно.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление об уплате всех видов налога за *** с указанием транспортных средств, земельных объектов, объектов недвижимого имущества. В связи с тем, что в установленный законом срок Козлов А.Ю. налоги не уплатил, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму неоплаченных налогов начислена пеня в размере *** по транспортному налогу, *** – по имущественному налогу, *** - по земельному налогу.
(дата) Козлову А.Ю. направлено требование об уплате налога, пени от №. Указанные в требовании суммы задолженности налогоплательщиком не уплачены, срок для добровольной уплаты истек.
Административный истец просил взыскать с Козлова А.Ю. сумму задолженности и пению по транспортному налогу ***, по имущественному налогу ***, по земельному налогу ***.
В ходе рассмотрения административного дела административный истец уменьшил сумму требований по недоимке земельного налога в связи с уточнением расчета, просил суд взыскать с административного ответчика земельный налог в размере *** и пени в размере ***.
От требований о взыскании с административного ответчика суммы транспортного и имущественного налога и пени по ним, в связи с добровольной оплатой данных недоимок в добровольном порядке истец отказался. Отказ принят судом, производство по делу в этой части требований прекращено определением суда от (дата).
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от (дата) удовлетворены требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области. С Козлова А.Ю. взыскана задолженность по земельному налогу и пени в сумме ***, а также в доход местного бюджета – государственная пошлина в размере ***.
Административный ответчик Козлов А.Ю. с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права при его вынесении. Полагает, что в качестве налоговой базы для исчисления налога за *** должна применяться кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Оренбургской области от (дата). Кроме того, налогоплательщик вправе применить новую кадастровую стоимость земельного участка при исчислении налога для той части налогового периода, которая следует за вступлением в силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный реестр.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом. Административный ответчик в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и ответчика.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
По смыслу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата) Козлову А.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: ***, общей площадью *** по адресу: (адрес). Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляла ***.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от (дата) по иску Козлова А.Ю. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости *** по состоянию на (дата). Решение суда вступило в законную силу (дата). Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости (дата).
Согласно представленному административным истцом расчету у Козлова А.Ю. имеется недоимка по уплате земельного налога за *** в размере *** из расчета: *** (кадастровая стоимость земельного участка на (дата))*1,5%(ставка земельного налога)*10/12 (отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).
За несвоевременную уплату земельного налога Козлову А.Ю. начислена пеня в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в размере ***
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее. Кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть учтена для целей налогообложения только после внесения территориальным органом Федеральной кадастровой палаты такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и только с 1 января следующего года, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Также суд указал на невозможность применения к спорным отношениям порядка, предусмотренного новой редакцией статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, введенной Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22 июля 2014 года, предусмотрены исключения из общего правила о том, что сведения о кадастровой стоимости используются с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Так, согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Закона № 225-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Указанные изменения применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений, поданных ранее, но не рассмотренных по состоянию на эту дату.
Таким образом, если кадастровая стоимость в размере рыночной установлена решением суда, принятым до 21 июля 2014 года включительно, то налоговая база по земельному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости, значащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Поскольку решение Арбитражного суда Оренбургской области от (дата), которым установлена кадастровая стоимость принадлежащего Козлову А.Ю. земельного участка в размере рыночной стоимости, принято до 21 июля 2014 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговая база по земельному налогу подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости, значащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на (дата).
Судебная коллегия с этими выводами соглашается, поскольку они законны, обоснованы и соответствуют материалам дела.
Как правильно указал суд, налоговая база по земельному налогу в отношении принадлежащего Козлову А.Ю. земельного участка, подлежит исчислению исходя из его кадастровой стоимости, значащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на (дата).
Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в новой редакции применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после (дата), а также заявлений, поданных ранее, но не рассмотренных по состоянию на эту дату, применение их к ранее возникшим отношениям прямо не предусмотрено.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы Козлова А.Ю. об обратном основаны на неверном толковании закона.
Возможность применения дифференцированного расчета в течение налогового периода закон также не предусматривает.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлова А.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: