ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5094/19 от 10.07.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

дело № 33а-5094/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

председательствующего судьи: Коноплевой И.А.,

судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства 10 июля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Галеева П. А. к администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о признании отказа в пересмотре выкупной стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи с применением льготы,

по апелляционной жалобе Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 апреля 2019 года,

заслушав доклад судьи Коноплевой И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Галеев П.А. обратился в суд с иском к администрации г.Хабаровска о признании отказа в пересмотре выкупной стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником индивидуального жилого дома <адрес> общей площадью 33,8 кв.м., кадастровый , расположенного по <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 24.07.2018 г., зарегистрированным в Управлении ФРС по Хабаровскому краю 31.07.2018 г. и арендатором земельного участка с кадастровым площадью 1102,8 кв.м. с разрешенным видом использования «под индивидуальный жилой дом», что подтверждается договором аренды земельного участка от 11.10.2018 , заключенного с городским округом «Город Хабаровск» Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (арендатор).

На основании заявления на выкуп земельного участка в собственность, 22.01.2019 он получил проект договора купли-продажи участка с выкупной кадастровой ценой 932 251 рублей 98 копеек. Обратившись 24.01.2019 г. в Департамент муниципальной собственности о пересмотре выкупной стоимости земельного участка им арендуемого, получил отказ от 31.01.2019 , с которым не согласен.

С выкупной ценой, определенной в проекте договора, не согласен, поскольку земельный участок предоставлен под индивидуальный жилой дом, он имеет право на выкупную цену в размере 3% от его кадастровой стоимости.

Просил признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от 31.01.2019 в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым , площадью 1102,8 кв.м. с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, расположенный по <адрес> и обязать ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с применением льготы 3% от кадастровой стоимости.

В процессе рассмотрения дела, истец уточнил требования. Просил признать решение от 31.01.2019 Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска об отказе в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым , площадью 1102,8 кв.м. с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, расположенный по <адрес>, незаконным.

В целях устранения допущенного нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, просил обязать департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в месячный срок заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым , площадью 1102,8 кв.м. с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, расположенный по <адрес> с применением льготы 3% от его кадастровой стоимости.

Определением суда от 04.04.2019 г. к участию в деле соответчиком привлечен Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска.

Определением суда от 04.04.2019 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска административные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от 31.01.2019 об отказе в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым , площадью 1102,8 кв.м. с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, расположенный по <адрес>.

Возложена обязанность на Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу заключить с Галеевым П. А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым , площадью 1102,8 кв.м. с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, расположенный по <адрес> с применением льготы 3% от его кадастровой стоимости.

В удовлетворении требований к администрации г.Хабаровска отказано.

Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований административного истца отказать.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд может признать незаконным отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка, однако не может обязать его заключить договор купли-продажи земельного участка. Данное требование выходит за рамки компетенции суда, поскольку он не вправе подменять собой иные уполномоченные органы и выполнять их функции.

Истцом не представлено документов, подтверждающих предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, блокированной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, представленных для садоводства и дачного хозяйства.

Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования спорного земельного участка: под индивидуальный жилой дом, надворные постройки, плодово-ягодные насаждения и огород. Целевое назначение спорного земельного участка на сегодняшний день не изменилось.

Вид разрешенного использования: «под индивидуальный жилой дом надворные постройки, плодово-ягодные насаждения и огород», не является идентичным виду разрешенного использования «под индивидуального жилищное строительство». Таким образом, основания для применения расчета выкупной стоимости земельного участка в размере 3% от его кадастровой стоимости, в силу закона, отсутствует.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела Галееву П.А. на праве собственности, на основании договора купли-продажи жилого дома от 24 июля 2018 г., принадлежит недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по <адрес>, кадастровый , общей площадью 33,8 кв.м., что подтверждается соответствующим договором, выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

11.10.2018 г. между Департаментом муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (Арендодатель) и Галеевым П.А. (арендатор) заключен Договор аренды земельного участка , в соответствии с п. 1.1 арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок с кадастровым , категория земель – земли населенных пунктов, площадью 1102,8 кв.м., расположенный в Центральном районе по <адрес> для использования под индивидуальный жилой дом, в дальнейшем именуемый «Объект», сроком действия договора с 11.10.2018 по 10.10.2028 г. (п.1.2).

Согласно передаточному акту от 11.10.2018 в соответствии с договором аренды следует, что на земельном участке расположен частично разрушенный жилой дом.

По заявлению истца на оформление земельного участка в собственность за плату и заключением договора купли-продажи ответчиком предоставлен проект договора купли-продажи спорного земельного участка с установленной стоимостью 932 251, 98 руб.

Удовлетворяя административное исковое заявление Галеева П.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа в выкупе спорного земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет фактически используемого заявителем под индивидуальный жилой дом, с применением льготы в 3% от кадастровой стоимости спорного земельного участка, не имелось.

В обоснование принятого судом решения указано о несостоятельности доводов ответчика о том, что понятия разрешенного вида использования земельного участка: «для индивидуального жилищного строительства» и «под индивидуальный жилой дом» различны, доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отсутствуют основания к отказу в установлении выкупной цены земельного участка в размере 3 % от кадастровой стоимости.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает, что отсутствуют основания для расширительного толкования порядка применения льготы для определения выкупной цены земельного участка, считает неверными суждения суда об идентичности понятий разрешенного использования земельного участка (фактического «под индивидуальный жилой дом» и предусмотренного Постановлением Правительства Хабаровского края № 354-пр от 28.10.2015 «для индивидуального жилищного строительства») по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36); земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить указанным федеральным законам (пункты "в", "к" части 1 статьи 72; части 2 и 5 статьи 76).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 4 Порядка определения цены земельного участка…, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2015 № 354-пр, при определении цены земельного участка, находящегося в собственности Хабаровского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории Хабаровского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, цена земельного участка определяется в размере 3,0 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка гражданам, являющимся собственниками зданий, сооружений, за исключением указанных в подпунктах 4, 5 пункта 5 настоящего Порядка, расположенных на земельных участках, предоставленных и (или) имеющих разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, блокированной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, предоставленных для садоводства.(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 31.07.2017 № 301-пр, от 28.02.2018 № 53-пр).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, указан вид разрешенного использования спорного земельного участка: «под индивидуальный жилой дом, надворные постройки, плодово-ягодные насаждения и огород».

Таким образом, основания для применения расчета выкупной стоимости земельного участка в размере 3 % от его кадастровой стоимости, отсутствуют.

Кадастровая стоимость земельного участка определена на момент обращения Галеева П.А. с заявлением на выкуп земельного участка - 24.01.2019 года.

В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение, как не отвечающее требованиям ст. 176 КАС РФ, подлежит отмене, с отказом в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 апреля 2019 отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Галеева П. А. к администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о признании отказа в пересмотре выкупной стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи с применением льготы - отказать.

Апелляционную жалобу административного ответчика Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: И.А. Коноплева

Судьи: О.В. Герасимова

О.Ю. Позднякова