ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5097/19 от 12.09.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5097/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 12 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Рябинина К.В.,

судей Астапенко С.А., Григорьевой Н.М.,

при секретаре Свиридовой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2019 года

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., объяснения представителя Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, поддержавшей доводы жалобы, возражения Мясниковой И.Г. и ее представителя, просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда Ленинградского областного суда,

установила:

Мясникова И.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области с учетом уточнения с требованиями:

- признать незаконным и отменить решение Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 14.03.2019 года № 2016-О-2019,

- обязать Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области выдать разрешение на строительство объекта жилого дома на основании уведомления о планируемом строительстве от 12.03.2019 года и представленных документов либо обязать Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области рассмотреть уведомление о начале строительства от 12.03.2019 года повторно.

В обоснование административного иска указано, что 12 марта 2019 года административным истцом административному ответчику было подано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>. Административному истцу административным ответчиком было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров от 14 марта 2019 года. Основанием для выдачи данного уведомления послужило отсутствие правил землепользования и застройки в отношении территории, на которой расположен земельный участок административного истца. Административный истец полагает полученное уведомление административного ответчика незаконным и нарушающим ее права.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2019 года административные исковые требования удовлетворены.

Признано незаконными уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019, вынесенное 14.03.2019 года администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

На администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области возложена обязанность в течение 3 дней со дня вступления решения в законную силу отменить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019 от 14.03.2019 года и повторно рассмотреть уведомление Мясниковой И.Г. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области 12.03.2019 года (входящий номер 891/1.5-12).

В апелляционной жалобе Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области просит решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2019 года отменить. В обоснование жалобы указано, что принадлежащий административному истцу земельный участок является садовым земельным участком, на котором в соответствии со ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» строительство объектов капитального строительства допускается только в случае, если такие земельные участка включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Между тем, на территории на котором расположен земельный участок административного истца, правила землепользования и застройки не разработаны, а также не разработана документация о планировке такой территории. С учетом указанных обстоятельств принято решение о направлении истцу уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта строительства на земельном участке. Суд необоснованно в решении сослался на нормы ст.51 ГрК РФ, поскольку порядок рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома регламентирован ст.51.1 ГрК РФ. Кроме этого, нормами ГрК РФ не предусмотрена процедура отмены уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве установленным параметрам и допустимости размещения объекта строительства на земельном участке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Мясниковой И.Г. на основании соглашения собственников о разделе земельного участка от 20.10.2018 года на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером

12 марта 2019 года Мясникова И.Г. обратилась в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Согласно данному уведомлению Мясникова И.Г. на вышеуказанном земельном участке планировала построить двухэтажный садовый дом высотой 9 м. В уведомлении Мясникова И.Г. указала о направлении ей уведомления по ее электронному адресу (л.д.52-55).

14 марта 2019 года Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области вынесено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019, в котором административный ответчик уведомляет о недопустимости размещения садового дома на земельном участке по следующим основаниям:

- Федеральным законом от 29.07.2017 года № 217-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дачное строительство не предусмотрено,

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> расположен на территории, где не разработаны ПЗЗ,

- статьей 23 Федерального закона № 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (л.д.51).

Согласно представленным по запросу суда сведениям уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019 административным ответчиком направлено административному истцу на электронный адрес административного истца 05 апреля 2019 года, а также вручено лично Мясниковой И.Г. 08 апреля 2019 года.

В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно ч.7 ст.51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В силу ч.10 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (ч.11 ст.51.1 ГрК РФ).

В соответствии с ч.13 ст.51.1 КоАП РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019 от 14 марта 2019 года, поскольку оно в нарушение ч.11 ст.51.1 ГрК РФ в обоснование недопустимости размещения садового дома на земельном участке не содержит сведений об установленных видах разрешенного использования земельных участков в пределах территориальной зоны, на которой расположен земельный участок административного истца, и о видах ограничений использования земельных участков в данной территориальной зоне, в связи с которыми не допускается строительство садового дома.

В силу положений ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и виды ограничений использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Следовательно, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома должно включать сведения о содержащихся в соответствующих правилах землепользования и застройки видах разрешенного использования земельных участков и видах ограничений использования земельного участка. В силу положений ч.10 ст.51.1 ГрК РФ отсутствие разработанных правил землепользования и застройки не является основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Как правильно указал суд первой инстанции, реализация Мясниковой И.Г. прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченных органов местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки относительно территории, на которой расположен земельный участок административного истца.

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости обязания административного ответчика отменить оспариваемое уведомление и рассмотреть повторно уведомление административного истца.

Как следует из материалов дела, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019 от 14.03.2019 года направлено административному истцу на ее электронный адрес 05 апреля 2019 года, то есть по истечении 17 рабочих дней со дня получения уведомления административного истца.

Принимая во внимание, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019 от 14.03.2019 года не направлено административному истцу в установленный ч.7 ст.51.1 ГрК РФ срок, в силу ч.13 ст.51.1 ГрК РФ считается согласованным административным ответчиком строительство садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве.

Довод административного ответчика о направлении оспариваемого уведомления в установленный законом срок 20 рабочих дней подлежит отклонению как необоснованный, поскольку данный срок в соответствии с ч.8 ст.51.1 ГрК РФ установлен в отношении объектов строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в случае, когда в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Сведений о том, что земельный участок административного истца расположен в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного, отсутствуют основания для обязания административного ответчика отменить оспариваемое уведомление и повторно рассмотреть уведомление административного истца, поскольку оспариваемое уведомление направлено административному истцу по истечении установленного законом срока.

На основании вышеизложенного, решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2019 года подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2019 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

Административное исковое заявление Мясниковой Ирины Григорьевны к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 216-О-2019, вынесенное 14 марта 2019 года администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

В остальной части административное исковое заявление Мясниковой Ирины Григорьевны к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Береза С.В.