Председательствующий по делу Дело № 33а-5111-2016
судья Аксёнова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей краевого суда Карабельского А.А., Ходюкова Д.С.,
при секретаре Дугаровой Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 09 ноября 2016 года административное дело по административному иску Министерства культуры Забайкальского края к Комитету градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД», АО «Лайса» о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
по апелляционной жалобе представителя АО «Лайса» по доверенности ФИО1,
на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № от <Дата>, № от <Дата>, № от <Дата>, № от <Дата>, выданные Управлением потребительского рынка администрации городского округа «город Чита».
Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Министерство культуры Забайкальского края обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что в результате проведения Министерством культуры Забайкальского края осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Железнодорожный вокзал», расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения в виде установки наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Рекламно-информационная деятельность на объектах ОАО «РЖД» осуществляется АО «Лайса» в соответствии с заключенным с ОАО «РЖД» договором. На установку и эксплуатацию рекламных конструкций ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА» Управлением потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита» выданы соответствующие разрешения: № от 12.08.2013г., № от 12.08.2013г., № от 12.08.2013г., № от 29.12.2014г.
С собственником объекта культурного наследия ОАО «РЖД» было заключено охранное обязательство от 17.05.2007г. № по недвижимому памятнику истории и культуры. Установленные рекламные конструкции нарушают требования по обеспечению неизменности облика объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основания для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
Кроме того, в нарушении пункта 15 охранного обязательства собственник без письменного разрешения Министерства культуры производил работы, ведущие к изменению внешнего облика объекта культурного наследия, в том числе установку рекламных щитов и вывесок на стенах здания и в его охранной зоне. При выдаче разрешений Управлением потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита» были нарушены пункты 2.6 и 3.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа «Город Чита» в части отсутствия согласования с уполномоченными органами размещения рекламных конструкций с Министерством культуры Забайкальского края. Истец просил признать недействительными разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № от <Дата>г., № от <Дата>г., № от <Дата>, № от <Дата>г. выданных Управлением потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель АО «ЛАЙСА» ФИО1 просит решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что Агентство является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является рекламная деятельность. Агентство ведет свою деятельность, в том числе с использованием рекламных конструкций. Рекламные конструкции, иск о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию которых был рассмотрен Центральным районным судом, принадлежат Агентству и используются им в коммерческой (предпринимательской) деятельности. Агентство добросовестно исполнило требования законодательства о рекламе (ч.9 ст. 19 ФЗ от <Дата> №38-ФЗ «О рекламе») и получило в установленном порядке всю необходимую для установки и эксплуатации соответствующих рекламных конструкций разрешительную документацию (оспариваемые разрешения). В случае признания указанных разрешений недействительными Агентство потеряет возможность вести предпринимательскую деятельность с использованием соответствующих рекламных конструкций, что повлечет возникновение у Агентства убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды).
Таким образом, оспариваемые решения и действия ответчика неразрывно связаны с предпринимательской деятельностью Агентства, само оспаривание имеет целью прекращение предпринимательской деятельности Агентства с использованием соответствующих рекламных конструкций, затрагивает права и законные интересы Агентства в сфере предпринимательской деятельности, а следовательно, заявленные истцом требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства культуры Забайкальского края ФИО2 об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что здание железнодорожного вокзала, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения. <Дата>г. и.о. начальником Забайкальской РЖЖВ подписано охранное обязательство. Согласно пункта 15 охранного обязательства от 17.05.2007г. № на вышеуказанный объект культурного наследия собственник не вправе производить без письменного разрешения работы, в том числе установку рекламных щитов. Рекламно-информационная деятельность на объектах ОАО «РЖД» осуществляется АО «ЛАЙСА» в соответствии с заключенным с ОАО «РЖД» генеральным договором № к/т от 28.09,2006 г. и Положением о рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением президента ОАО «РЖД» от <Дата>№р. На установку и эксплуатацию четырех рекламных конструкций на фасаде объекта культурного наследия «Железнодорожный вокзал» акционерному обществу «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА», Управлением потребительского рынка администрации городскою округа «Город Чита» выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: № от 12.08.2013г., № от 12.08.2013г., № от 12.08.2013г., № от 29.12.2014г.
Каких-либо согласований размещения данных рекламных конструкций Министерства культуры Забайкальского края, являющимся краевым органом охраны объектов культурного наследия, не выдавалось.
В силу и. 10 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия.
Как следует из п.3.1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от <Дата>№ - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона от <Дата>№ - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 35.1 Федерального закона от <Дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства). Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 52 Федеральною закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», действовавшей на момент выдачи разрешений, собственники осуществляют свое право пользования и распоряжения выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п.2 ст.48 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.6 Постановления Администрации пор округа «Город Чита» от <Дата>№ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги - выдача разрешений на установку рекламных конструкции на территории городского округа «Город Чита»», в перечень документов, необходимых предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения также включают - согласования с уполномоченными органами о месте установки рекламной конструкции.
Кроме того, п.3.1. указанного регламента административные действия по предоставлению муниципальной услуги включают в себя, в том числе этап согласования с уполномоченными органами, необходимого для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
В соответствии с п.4.1 ч. 20 с.19 Федерального закона «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: нарушения внешнего архитектурного облика и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исторического облика их территорий - по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, а также положения указанных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом исходил из того, что установка рекламных конструкций изменяет облик и интерьер объекта культурного наследия, в связи с чем данная установка подлежит обязательному согласованию органом охраны объектов культурного наследия, которым на территории края является Министерство культуры Забайкальского края. Поскольку такие согласования не выдавались разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: № от 12.08.2013г., № от 12.08.2013г., № от 12.08.2013г., № от 29.12.2014г. выданы с нарушением установленного порядка, и являются недействительными.
Судебная коллегия находит указанный выше вывод соответствующим установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, отвечающим требованиям примененных судом при разрешении спора нормам материального права.
Заявленные в рамках настоящего административного дела требования связаны исключительно с оценкой правомерности и законности выдачи уполномоченным органом разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Указанное позволяет сделать вывод о том, что требования административного истца находятся в рамках сферы публичных правоотношений, в связи с чем, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства в соответствии с КАС Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи