ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5116/17 от 24.08.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5116/2017


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 24 августа 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Ночевника С.Г. и Шадриной Е.В.

при секретаре Тюриковой В.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2017 года об обязании создать страховой фонд документации.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области – Кузнецовой И.Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области – Махмудова Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Гатчинский городской прокурор Ленинградской области обратился в Гатчинский городской суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области; обязать администрацию муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области создать страховой фонд документации муниципальных образований «Город Гатчины» и «Гатчинский муниципальный район» в срок до 1 сентября 2017 года.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что на территории Гатчинского района и г. Гатчина не создан страховой фонд документации.

Требования Гатчинского городского прокурора основаны на положениях ч.3 ст.5, ст. 5.2, п.12 ст.2, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 7.1 ч.1 ст.14, п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1, п.15 ч.2 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», п.20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пп. 2,5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.

Прокурор полагал, что отсутствие на территории Гатчинского района и города Гатчина страхового фонда документации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, военных действий или террористических актов может привести к утрате источников национального, культурного и исторического наследия, а также к утрате технологических данных, что будет являться нарушением прав неопределенного круга лиц.

В суде первой инстанции представитель административного истца Пейсахов С.Б. поддержал требования административного иска.

Представитель административного ответчика Березовая Е.А. возражала против требований административного иска, отмечая, что обязанность по созданию страхового фонда документации нормами закона не предусмотрена. Кроме того, до момента урегулирования вопроса путем принятия соответствующих нормативных актов субъектом Российской Федерации, создание страхового фонда документации района и городского поселения преждевременно.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2017 года исковые требования Гатчинского городского прокурора Ленинградской области удовлетворены. На администрацию муниципального образования возложена обязанность создать страховой фонд документации муниципальных образований «Город Гатчина» и «Гатчинский муниципальный район» в срок до 1 сентября 2017 года.

На постановленное судом решение администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения – об отказе в удовлетворении административного иска Гатчинского городского прокурора Ленинградской области. Податель жалобы считает, что создание специального хранилища для хранения документов страхового фонда, а также обеспечение его деятельности, путем создания муниципального архива документов страхового фонда, потребует значительного количества материальных ресурсов и финансовых затрат. Обращает внимание на то, что создание на территории Гатчинского муниципального района страхового фонда документации противоречит принципу эффективности расходования бюджетных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств и выходом муниципальными органами местного самоуправления за рамки предоставленных им действующим законодательством полномочий.

В возражениях административного истца указывается на законность и обоснованность решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ в военный период либо в период чрезвычайного положения возможно уничтожение, разрушение либо повреждение вооружения и военной техники, важнейшей гражданской продукции, объектов повышенного риска, систем жизнеобеспечения населения и объектов, являющихся национальным достоянием.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ определено содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, в которое входит, среди прочего, создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием (пп. 15).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, определяющее основные мероприятия по гражданской обороне.

В силу п. 20 данного Постановления № 804 создание страхового фонда документации отнесено к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района.

Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (п.п. 2, 5), предусмотрено, что мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как указано в п. 15.14 названного Положения, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, среди которых предусмотрена обязанность по созданию страхового фонда документации.

Полномочия администрации муниципального образования «Город Гатчина» по решению вопросов местного значения согласно п. 20 соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области по решению вопросов местного значения администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области», утвержденного решениями совета депутатов МО «Город Гатчина» № 24 от 26.03.2014, совета депутатов МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области №370 от 28.03.2014 переданы в администрацию района.

Как усматривается из материалов дела, на территории муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области страховой фонд документации не создан. Доказательства о принятии органом местного самоуправления необходимых мер к созданию страхового фонда документации в дело не представлены.

Таким образом, администрацией Гатчинского муниципального района не организовано и не выполняется одно из мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

Отсутствие страхового фонда документации на территории Гатчинского района Ленинградской области и г. Гатчина нарушает права неопределенного круга лиц, данный факт может привести к утрате источников национального, культурного и исторического наследия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что создание страхового фонда документации отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов не основаны на нормах материального права.

Согласно абз. 3 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обязанность создания такого страхового фонда органами местного самоуправления установлена приведенными выше нормами права.

Отсутствие экономической целесообразности и финансовых средств по созданию страхового фонда документации сами по себе не являются основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании законодательства. Решение суда является законным и мотивированным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Леонтьева Е.А.