ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5118-2018 от 25.12.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-5118-2018

судья Филиппова И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей краевого суда Каверина С.А., Бурака М.Н.

при секретаре Баеве Ю.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 декабря 2018 года административное дело по административному иску Четверикова Д. А. к УМВД России по Забайкальскому краю об оспаривании решения, понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе административного истца Четверикова Д.А.,

на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: в удовлетворении административного иска Четверикова Д. А. к УМВД России по Забайкальскому краю об оспаривании решения, понуждении к действиям – отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Четвериков Д.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь то, что с <Дата> служит в органах внутренних дел. Решением жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты <Дата>. Приказом МВД России от <Дата>Четвериков Д.А. был переведен для дальнейшего прохождения службы в Управление Росгвардии по Забайкальскому краю, где также был включен в списки очередников для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом постановки по прежнему месту службы, т.е. с <Дата>. Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от <Дата> л/с административный истец был вновь переведен в УМВД России по Забайкальскому краю в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от <Дата> № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Решением жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю Четвериков Д.А. был включен в список очередников для получения единовременной социальной выплаты с первоначальной датой постановки на учет – <Дата>. Протокол о включении в списки очередников был направлен на рассмотрение в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации. По результатам рассмотрения протокола Управлением направлено письмо о том, что майор полиции Четвериков Д.А. был переведен в УМВД России по Забайкальскому краю из другого федерального органа исполнительной власти – Управления Росгвардии по Забайкальскому краю, следовательно, принятие на учет для предоставления единовременной социальной выплаты необходимо рассматривать с текущей даты обращения. Действиями жилищной комиссии грубо нарушаются права заявителя гарантированные государством: право на жилище, право на своевременное получение социальных гарантий, как сотрудника внутренних дел РФ, имеющего стаж службы более 20-ти лет. На основании чего, просил суд признать незаконным и отменить протокол заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 13.02.2018г. об обмене подпункта 2.1 протокола заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от <Дата> в части внесения в книгу учета для получения единовременной социальной выплаты сведений о Четверикове Д.А., принятом на учет для получения единовременной социальной выплаты по прежнему месту службы, с учетом даты постановки на данный учет по прежнему месту службы; обязать жилищную комиссию УМВД России по Забайкальскому краю восстановить подполковника полиции Четверикова Д.А. сотрудника УМВД России по Забайкальскому краю в списке очередников для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с первоначальной даты постановки на учет – <Дата>.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Червериков Д.А. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что срок на подачу административного искового заявления мог быть восстановлен, поскольку заявитель не обладает достаточными юридическими навыками, позволяющими своевременно обратиться в суд в установленные сроки, учитывая, что они являются ограниченными. Кроме того, Четвериков Д.А. являясь командиром отряда спецназначения «Гром» с ненормированным графиком работы, большую часть времени проводит на работе и постоянно задействован в спецоперациях, а в апреле 2018 года был в командировке в городе Москва, вследствии чего времени на решение личных вопросов не хватило. Считает, что данные обстоятельства подтверждают уважительность причин пропуска срока. Относительно законности принятого комиссией решения об отмене пункта протокола - приводит доводы и ссылается на обстоятельства аналогичные указанным в исковом заявлении.

Проверив законность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Чудиной Я.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю Тарасова И.А., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от <Дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях), который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Так, согласно пункту 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Согласно пункту 5 Правил принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, с приложением указанных в данном пункте документов.

Из положений пункта 10, подпункта «в» пункта 14, пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая, в том числе, принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Согласно п. 22 (1) Правил при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.

Указом Президента Российской Федерации от <Дата> «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 15 Указа в структуру службы включены специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Предусмотрено, что лица, имеющие специальные звания, проходящие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, переводятся в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации с их согласия.

В соответствии с пунктом 16 Указа за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, сохранено право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение.

В соответствии со ст. 30.1 Закона о социальных гарантиях сотрудник органов внутренних дел или сотрудник федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, с его согласия или по его просьбе может быть переведен для дальнейшего прохождения службы соответственно из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел.

Из материалов дела видно, что истец проходил службу в специальном отряде быстрого реагирования УМВД России по Забайкальскому краю. В период прохождения службы решением жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с <Дата>.

Приказом МВД России от <Дата> истец был переведен для дальнейшего прохождения службы в Управление Росгвардии по Забайкальскому краю.

При переводе в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации истец обратился в жилищную комиссию УМВД России по Забайкальскому краю с заявлением об исключении его из списка очередников на получение единовременной социальной выплаты и передаче его учетного дела в Управление Росгвардии по Забайкальскому краю, где и был включен в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

В 2017 году истец изъявил желание служить в УМВД России по Забайкальскому краю на должности командира отряда специального назначения «Гром», после чего приказом Росгвардии от <Дата> л/с был переведен в УМВД России по Забайкальскому краю из Управления Росгвардии по Забайкальскому краю в соответствии со статьей 30.1. Закона о социальных гарантиях.

После перевода учетное дело истца было передано в УМВД России по Забайкальскому краю. Решением жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю он был включен в список очередников для получения единовременной социальной выплаты с первоначальной датой постановки на учет - <Дата> (подпункт 2.1 протокола заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от <Дата>)

Протоколом заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 13.02.2018г. был отменен подпункт 2.1 протокола заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от <Дата> о внесении в книгу учета для получения единовременной социальной выплаты сведений о Четверикове Д.А., принятом на учет для получения единовременной социальной выплаты по прежнему месту службы, с учетом даты постановки на данный учет по прежнему месту службы.

Считая данное решение незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд, исходил из того, что МВД РФ и Росгвардия являются самостоятельными органами исполнительной власти. Пункт 22 (1), положения пункта 16 Указа Президента Российской Федерации от <Дата> «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» не предусматривают сохранения права на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы за лицами, переведенными в органы внутренних дел Российской Федерации из Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, состоявшими там на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Поскольку истец переведен в УМВД России по Забайкальскому краю из другого федерального органа исполнительной власти - Управления Росгвардии по Забайкальскому краю, принятие на учет для предоставления единовременной социальной выплаты необходимо рассматривать с текущей даты обращения. Таким образом, оспариваемое решение принято правомерно и оно не препятствует ему встать на учет на получение единовременной выплаты по новому месту службы.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку ни Правила ни Указ Президента Российской Федерации от <Дата> не содержат ограничений по сохранению права на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение за лицами переведенными в Росгвардию на основании Указом Президента Российской Федерации от <Дата>, а затем вновь переведенными в органы внутренних дел в соответствии со статьей 30.1. Закона о социальных гарантиях.

Напротив, вопреки выводам суда первой инстанции, анализ приведенных выше положений Закона о социальных гарантиях, Правил и Указа президента позволяет сделать вывод о сохранении данного права за указанными выше лицами, поскольку иное нарушает их конституционное право на жилище.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что пропущенный истцом срок обращения в суд не может быть восстановлен.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что истец получил оспариваемое решение <Дата>, а в суд с настоящим административным иском обратился только <Дата>, т.е. с пропуском установленного законом срока.

Оценивая обстоятельства пропуска административным истцом срока, учитывая характер его работы (ненормированный рабочий день, служебные командировки), а также то, что оспариваемое решение затрагивает приобретенное в силу закона право истца на обеспечение жильем, которого в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен произвольно, судебная коллегия полагает возможным признать причины пропуска срока обращения в суд уважительными и восстановить указанный срок.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции является, нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

По изложенным мотивам вынесенное по делу судебное решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> отменить, принять по делу новое решение.

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить протокол заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от 13.02.2018г. об обмене подпункта 2.1 протокола заседания жилищной комиссии УМВД России по Забайкальскому краю от <Дата> о внесении в книгу учета для получения единовременной социальной выплаты сведений о Четверикове Д.А., принятом на учет для получения единовременной социальной выплаты по прежнему месту службы, с учетом даты постановки на данный учет по прежнему месту службы.

Обязать жилищную комиссию УМВД России по Забайкальскому краю в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу восстановить Четверикова Д.А. в списке очередников для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с первоначальной даты постановки на учет – <Дата>.

Председательствующий

Судьи