ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5130/18 от 31.07.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Соколова Н.А. Дело №33а-5130/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,

судей Бритвич Ю.С., Драчева Д.А.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 31 июля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе УФССП России по Ярославской области на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24 мая 2018 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление Государственного учреждения – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области ФИО1 в части возбуждения исполнительного производства 19 января 2018 года №1652/18/76003-ИП в отношении Государственного учреждения – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования в пользу взыскателя ФИО2.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 18.01.2017 г. Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязано назначить и выплатить ФИО2 единовременную страховую выплату в размере 1 000 000 руб.

Решение вступило в законную силу 18.11.2017 г.

ФИО3 обратилась в ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении должника.

19.01.2018 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области ФИО1 № 76003/18/13018 возбуждено исполнительное производство № 1652/18/76003-ИП в отношении Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

21.03.2018 г. должником исполнено данное решение суда.

22.03.2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Ярославской области, ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области ФИО1 о признании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области ФИО1 по возбуждению исполнительного производства № 76003/18/13018 от 19.01.2018 г. незаконными; признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2018 г. № 76003/18/13018.

В обоснование требований указано, что оснований для возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ, не может быть начата без обращения взыскателя в отделение Фонда с заявлением с приложением соответствующих документов. ФИО2 в отделение Фонда с исполнительным документом не обращалась.

Судом принято указанное решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ярославской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав объяснения представителя УФССП России по Ярославской области по доверенности ФИО4 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя ГУ – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности ФИО5 об отказе в удовлетворении жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении дела суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем необоснованно возбуждено исполнительное производство в отношении административного истца, в связи с чем суд признал действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области ФИО1 незаконными.

С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и положениям закона.

Согласно пункту 11 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства выносится, если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 9 ст. 21 ФЗ № 229 в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ.

В силу п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных БК РФ.

Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются главой 24.1 БК РФ.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации регламентировано ст. 242.2 БК РФ, положения пункта 1 которой, в частности, предусматривают, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст.242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 БК РФ в их взаимосвязи срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п. 2 ст. 242.1 БК РФ.

В соответствии со ст. 144 БК РФ Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации является одним из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Таким образом, взыскатель или по его просьбе суд направляет исполнительный лист и необходимые документы непосредственно в Фонд социального страхования, а не в службу судебных приставов.

Таким образом, исполнительный лист о взыскании денежных средств с государственного учреждения бюджетной системы РФ мог быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения в службу судебных приставов в случае неисполнения должником решения суда в установленный трехмесячный срок с момента предъявления исполнительного листа.

Из материалов дела следует, что ФИО2 в предусмотренном Бюджетным кодексом РФ порядке с заявлением и с приложением необходимых документов с целью исполнения решения суда в отделение Фонда социального страхования не обращалась.

При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель при поступлении исполнительного листа должен был учесть, что предусмотрен специальный трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя, и отказать в возбуждении исполнительного производства на основании п. 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 229.

Таким образом, оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя, в том числе по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства, противоречат установленному бюджетным законодательством особому правовому режиму (иммунитету) бюджета бюджетной системы РФ и нарушают права должника и могут повлечь для него неблагоприятные последствия, в том числе в виде сокращения сроков исполнения, взыскания исполнительского сбора, необоснованной индексации взысканных сумм и т.п.

Исходя из этого, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, в этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.

Доводы жалобы о том, что требования, изложенные в исполнительном документе, носят неимущественный характер, в связи с чем имелись основания для возбуждения исполнительного производства, судом исследовались и обосновано отклонены как несостоятельные.

Из резолютивной части решения Кузьминского районного суда г. Москвы от 18.01.2017 г. следует, что требование о возложении на ответчика обязанности назначить и выплатить единовременную страховую выплату в размере 1 000 000 руб. носит имущественный характер. Иное толкование административным ответчиком решения суда ошибочно и не основано на положениях закона.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24 мая 2018 года в части отказа в удовлетворении требований отменить. Принять в данной части новое решение.

Признать незаконным постановление № 76003/18/13018 от 19.01.2018 года о возбуждении исполнительного производства № 1652/18/76003-ИП, вынесенное судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области ФИО1, в отношении Государственного учреждения – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования в пользу взыскателя ФИО2

Исключить из резолютивной части решения абзацы 1 и 3.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФССП России по Ярославской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи