ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5132/2016 от 14.04.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Лымарев В.И. дело № 33а-5132/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2016 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Серышевой Н.И., Бычкова В.В.,

при секретаре Бокатовой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Волгоградской области к Амброзяк В. С. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Волгоградской области

на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28 января 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Волгоградской области к Амброзяк В. С. о взыскании задолженности по оплате обязательных платежей и санкций в сумме <.......> руб., из которых <.......> руб. - задолженность по оплате транспортного налога, <.......> руб. - пени по транспортному налогу.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Волгоградской области обратилась с административным иском к Амброзяк В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, в обосновании которого указано, что у административного ответчика имеется задолженность по оплате транспортного налога за период с 2011 года по 2013 год в отношении автомобиля <.......> в сумме <.......> руб., а так же пени по транспортному налогу за период с 01 декабря 2013 года по 16 декабря 2014 года в сумме <.......> руб., которые просил обратить к взысканию.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе МИ ФНС России № 11 по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что перерасчет транспортного налога по автомобилю ответчика был произведен налоговым органом на основании сведений, представленных регистрирующим органом.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции административный ответчик Амброзяк В.С. просил решение суда оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Другие, участвующие в деле лица, в заседание суда не явились.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 363 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г., налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено судебной коллегией и подтверждено материалами дела, Амброзяк В.С. в период с 2012 года по 2013 год включительно являлся собственником автомобиля <.......>. Представленными в судебное заседание первой инстанции квитанциями подтверждено, что налогоплательщиком произведена оплата транспортного налога за период с 2011 года по 2013 год включительно исходя из суммы <.......> рублей, а именно оплата за 2011 год произведена 11 июля 2012 года, оплата за 2012 год произведена 23 декабря 2013 года, в том числе с уплатой пени <.......>., оплата за 2013 год произведена 15 августа 2014 года.Начисленные пени в сумме <.......>. за период с 01 декабря 2013 года по 22 декабря 2013 года налогоплательщиком оплачены 23 декабря 2014 года, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией.

При этом материалами дела подтверждается, что ранее налоговый орган направлял Амброзяк В.С. требование об оплате транспортного налога в сумме <.......> рублей, о чем налогоплательщику ежегодно выдавались соответствующие квитанции на оплату, а по состоянию на 05 июня 2014 года МИ ФНС РФ № 11 по Волгоградской области в своем налоговом уведомлении № <...> подтвердило налоговую базу на автомобиль <.......>, исходя из ставки <.......>., то есть как на легковое транспортное средство.

Между тем, налоговый орган обратился с требованиями о взыскании с Амброзяк В.С. суммы транспортного налога <.......> рублей за период с 2011 года по 2013 год и пени в сумме <.......> рублей.

Согласно налоговому уведомлению сумма заявленной ко взысканию задолженности складывается из начисленного к уплате транспортного налога за 2011-2013 годы в отношении автомобиля <.......>, г/н № <...>, из расчета налоговой ставки 21%, где ежегодно исчисленная к уплате сумма налога составляет <.......> рублей, что, с учетом уплаченных ежегодно налогоплательщиком сумм по <.......> рублей в год, привело, по мнению административного истца, к возникновению ежегодной задолженности в размере <.......> рублей.

Таким образом, административным истцом произведено начисление транспортного налога Амброзяк В.С. на автомобиль <.......> как на «автобус», применена ставка <.......> рубль как в отношении автобуса мощностью до <.......> лошадиных сил.

Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно Закону Волгоградской области от 11.11.2002 № 750-ОД «О транспортном налоге» в период с 2011 года по 2013 год включительно ставка транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил составляла 7,5 рублей, в отношении автобусов с мощностью до 200 лошадиных сил – 21 рубль.

Нормы ст. 361 НК РФ предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях, предоставленных органами ГИБДД без учета его категории.

Согласно Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 г.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 года N 477 «О введении паспортов транспортных средств» одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 г. N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведенном Постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомоторных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 года N 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия. Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 года, в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС) указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07 мая 2003 г. N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей: категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения; категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года N САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 г., N 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. N БГ-3-09/178@.

При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 г. N 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года N 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль, согласно паспорту транспортного средства, относится к категории «B» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

В «Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО "ОТЭК" 20 октября 2004 г.) содержится определение термину автобус, согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.

В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 г. N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» разъяснено, что «Автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что действия налогового органа по начислению транспортного налога произведены без учета содержания сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах.

Согласно представленной административным ответчиком карточке учета транспортного средства <.......>, тип автомобиля указан как «легковой» с мощностью двигателя <.......> лошадиных сил, категория ТС - B, разрешенная максимальная масса <.......> кг.

Из разъяснений Департамента обеспечения безопасности движения МВД России следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в одобрениях типа транспортного средства такие транспортные средства классифицированы как М2 (специальное пассажирское транспортное средство) и не предназначены для осуществления маршрутных перевозок. В связи с этим в строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспортов транспортных должна быть произведена аналогичная запись с указанием количества пассажирских мест.

В соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении 1968 г., в строке 4 «Категория ТС» паспортов транспортных средств, оформленные на такие транспортные средства и имеющие восемь и менее мест, указывается категория «B» - легковые автомобили.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда о том, что отнесение принадлежащего ответчику транспортного средства к категории «B» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции с учетом сведений, предоставляемых органами ГИБДД в отношении <.......> как о легковом автомобиле, дает право применять ставки, установленные Законом Волгоградской области для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен к автобусам, - категория «D».

Тем самым заявленная к взысканию с Амброзяк В.С. налоговым органом задолженность по уплате транспортного налога в сумме <.......> рублей является необоснованной, как и начисленные на нее пени в сумме <.......>. за период с 13 декабря 2014 года по 16 декабря 2014 года.

Доводы жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.

При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 28 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи