ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5136/2017 от 19.04.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Патов С.М. 33а-5136/2017

А-022 а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2017 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Мирончика И.С.

судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,

при секретаре Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Минусинского района Красноярского края о признании незаконными действий и бездействия,

по апелляционной жалобе ФИО1,

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18.01.2017года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к администрации Минусинского района Красноярского края о признании незаконными действий и бездействия в части: не рассмотрения по существу обращения ФИО1 от 11.07.2016г.; наложения на ФИО1 обязанности предоставить заверенные копии документов; наложения на ФИО1 обязанности предоставить заверенные копии документов, которые находятся в структурном подразделении ответчика; не истребование ответчиком документов, материалов, иных сведений необходимых для рассмотрения заявления ФИО1 от 11.07.2016г. в управлении социальной защиты населения администрации <адрес>; невыполнения обязанности по постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по заявлению от 11.07.2016г.

Требования мотивированы тем, что 11.07.2016г. ФИО1 обратилась с заявлением на имя главы администрации Минусинского района Красноярского края о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. После сверки оригиналов документов, предоставленных ФИО1, с их копиями, сотрудник администрации Минусинского района Красноярского края принял комплект документов в копиях и поставил штамп о принятии документов.

13.08.2016г. ФИО1 получила письмо от администрации Минусинского района Красноярского края от 10.08.2016г. в котором сообщалось о необходимости предоставления ФИО1 надлежащим образом заверенных копий документов, принятых у нее 11.07.2016г. Указывая, что она предоставляла сотруднику администрации Минусинского района Красноярского края оригиналы необходимых документов вместе с их копиями, ФИО1 полагала, что обязанность по предоставлению заверенных копий у нее отсутствует.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе (основной и дополнительной)
ФИО1 просила отменить решение суда, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, полагая, что суд не дал им должной оценки, указывая, что суд первой инстанции неправомерно ссылается в решении суда на утратившее силу постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Минусинского района Красноярского края по доверенности ФИО6 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда следует частично отменить по следующим основаниям.

Согласно ч.ч.3-5 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

В соответствии со ст.6 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" заявление о принятии на учет, подаваемое лицом, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, подписывается гражданами в возрасте старше четырнадцати лет, проживающими совместно и ведущими общее хозяйство.

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

1.1) в случае отсутствия в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о месте жительства - документ, подтверждающий место жительства заявителя (выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания);

2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);

3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона);

3.1) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан);

4) выписка из домовой книги (финансового лицевого счета);

5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

7) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи:

а) наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи представляют договор социального найма, а в случае его отсутствия иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и др.);б) гражданин, являющийся собственником жилого помещения, представляет документ, подтверждающий право собственности на это помещение (в случае если право собственности на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

В случае если документы, указанные в пунктах 2, 3 настоящей статьи, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и не были представлены гражданами, указанными в статье 2 настоящего Закона, по собственной инициативе, орган, осуществляющий принятие на учет, запрашивает посредством межведомственных запросов документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях, за исключением случаев, когда такие документы включены в перечень документов, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Все документы представляются в фото- или светокопиях с одновременным представлением оригинала или надлежаще заверенной копии. Фото- или светокопия документа после проверки ее соответствия оригиналу или надлежаще заверенной копии заверяется лицом, принимающим документы, и приобщается к заявлению. Остальные документы возвращаются гражданину.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не вправе требовать от граждан представления иных документов, кроме перечисленных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 11 июля 2016г. ФИО1 обратилась в администрацию Минусинского района Красноярского края с заявлением(л.д. 6) о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, предоставив копии документов: паспорта с регистрацией по месту жительства, свидетельства о рождении ФИО7, свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО7, решения УСЗН администрации Минусинского района Красноярского края от 31.12.2015 г. о признании ее малоимущей, свидетельства о регистрации права собственности на дом <дата>. серии <адрес>, свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок <дата>. серии <адрес>, свидетельства о смерти ФИО8 от <дата>. Также в заявлении ФИО1 также просила ответчика истребовать в управлении социальной защиты населения администрации Минусинского района Красноярского края выписки из ЕГРП об отсутствии у нее и сына права на объекты недвижимого имущества, так как она предоставляла указанные документы в УСЗН администрации Минусинского района Красноярского края для признания ее малоимущей.

10 августа 2016г. административный ответчик направил ФИО1 письмо, в которым предложил предоставить надлежащим образом заверенные копии документов, приложенных к заявлению от 11 июля 2016г.

Разрешая дело и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что законодательством предусмотрена обязанность ФИО1 предоставления органу, оказывающему государственные услуги гражданам, документов в подлинниках и в надлежаще заверенных копиях, поскольку ФИО1 к заявлению о постановке на учет не приложены надлежащим образом заверенные копии документов, установленные административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях», утв. постановлением главы Минусинского района Красноярского края №40-п от 31.01.2011г., поэтому права и законные интересы истца ответчиком не нарушались.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции основанными на неверном толковании норм права и неправильной оценке обстоятельств дела.

Так, из заявления ФИО1 от 11 июля 2016г.(л.д.6) усматривается, что ею были предоставлены все необходимые документы и их копии для принятия решения о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма либо об отказе в принятии на учет, о чем свидетельствует штамп администрации Минусинского района Красноярского края с подписью главного специалиста отдела по организационной работе ФИО9, которая действовала в полном соответствии с п.2.1.3.4. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях», утв. постановлением главы Минусинского района Красноярского края №40-п от 31.01.2011г.

Пункт 2.1.3.4. указанного административного регламента предусматривает, что все документы представляются в фото- или светокопиях с одновременным представлением оригинала или надлежаще заверенной копии. Фото- или светокопия документа после проверки ее соответствия оригиналу или надлежаще заверенной копии заверяется лицом, принимающим документы, и приобщается к заявлению. Остальные документы возвращаются гражданину.

Главный специалист отдела по организационной работе администрации Минусинского района Красноярского края ФИО9 11 июля 2016г. приняла копии документов от ФИО1 после их сверения с подлинниками, как следует из текста заявления от 11 июля 2016г.

Поэтому судебная коллегия полагает, что в соответствии с положениями ст.52 ЖК РФ, ст.6 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" после сдачи ФИО1 заявления от 11 июля 2016г. административный ответчик обязан был принять решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма либо об отказе в принятии на учет, а не требовать заверенные копии документов от ФИО1

При таких обстоятельствах решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18.01.2017года подлежит отмене в части требований о признании незаконными действий и бездействия администрации Минусинского района Красноярского края, с принятием нового решения, которым следует административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично, признать незаконным бездействие администрации Минусинского района Красноярского края, выразившееся в неразрешении по существу заявления ФИО1 от 11 июля 2016г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, т.е. административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме, за исключением последнего требования о признании незаконно непостановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судебная коллегия считает, что в случае необходимости истребования документов из других государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, которые не были представлены ФИО1, администрация Минусинского района Красноярского края не лишена возможности запросить их посредством межведомственных запросов.

Анализируя существо административных исковых требований ФИО1 в части обязания администрации Минусинского района Красноярского края поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, судебная коллегия учитывает, что в материалах дела не имеется копий всех документов, предоставленных ФИО1 11 июля 2016г. административному ответчику, поэтому по смыслу закона суд не вправе предрешать существо решения органа местного самоуправления, и необходимо обязать

администрацию Минусинского района Красноярского края рассмотреть вопрос о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по ее заявлению от 11 июля 2016г. исходя из даты подачи заявления.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18.01.2017года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий и бездействия администрации Минусинского района Красноярского края. Принять по делу новое решение. Административные исковые требования ФИО1 к администрации Минусинского района Красноярского края удовлетворить частично, признать незаконным бездействие администрации Минусинского района Красноярского края, выразившееся в неразрешении по существу заявления ФИО1 от 11 июля 2016г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края рассмотреть вопрос о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по ее заявлению от 11 июля 2016г. исходя из даты подачи заявления.

В остальной части решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18.01.2017года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: