ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5137/18 от 03.09.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Никулин М.О. Дело № 33а-5137/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Рекламное радио агентство» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 июня 2018 года, по которому

признана недействительной регистрация средства массовой информации – СМИ радиоканала «91 FM в Ухте» согласно свидетельству серии ЭЛ № <Номер обезличен>, выданному 13 декабря 2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по республике Коми Елагина А.С., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Коми) обратилось в суд с административным исковым заявлением к учредителю СМИ радиоканала «91 FМ в Ухте» - ООО «Рекламное радио агентство» о признании недействительной регистрации средства массовой информации – СМИ радиоканала «91 FM в Ухте», согласно свидетельству серии ЭЛ № <Номер обезличен>, выданному 13.12.2016 административным истцом. В обоснование заявленных требований указано, что данное СМИ не распространяется, то есть не выходит в свет более года, что в силу статьи 15 Закона РФ от 27.12.1991
№ 2124-1 «О средствах массовой информации» является основанием для признания регистрации СМИ недействительной.

Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик в лице генерального директора «Рекламное радио агентство» требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе генерального директора ООО «Рекламное радио агентство» выражает несогласие с принятым судебным решением, просит отменить, в связи с его незаконностью.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Елагин А.С. выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений, как законное и обоснованное.

Административный ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, устные и письменные возражения Управления Роскомнадзора по Республике Коми, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы (пункт 1); осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

В частности, к полномочиям Роскомнадзора относятся осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания (п. 5.1.1.1 Положения); регистрация средства массовой информации (пункт 5.4.1. Положения).

в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» учредитель средства массовой информации имеет право осуществлять свою деятельность по производству и распространению продукции средствах массовой информации после регистрации. Кроме того, учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

В силу пункта 2 статьи 15 Закона «О средствах массовой информации» свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более года.

В соответствии с пунктом 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

На основании пункта 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 №12, Управление имеет право предъявлять в суд иски о приостановлении, прекращении деятельности СМИ, признании свидетельств о регистрации средств массовой информации недействительными.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию по два обязательных экземпляра фонопродукции, кинопродукции в виде позитивных копий, а также по два обязательных экземпляра видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Роскомнадзора по Республике Коми зарегистрировано средство массовой информации радиоканал «91 FM в Ухте», о чем выдано свидетельство серии ЭЛ № <Номер обезличен> от 13.12.2016.

В свидетельстве о регистрации средства массовой информации формой периодического распространения является радиоканал, территория распространения – МОГО «Ухта» (Республика Коми), Учредителем средства массовой информации является ООО «Рекламное радио агентство».

В ходе проведения Управлением Роскомнадзора по РК проверки соблюдения требований законодательства РФ о средствах массовой информации было составлено заключение № <Номер обезличен> от 06.02.2018 о том, что средство массовой информации не выходит в свет более года.

Из ответа Гостелерадиофонда от 17.01.2018 № <Номер обезличен> следует, что обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции данного СМИ не доставлялись с 01.01.2017.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требования вышеизложенного законодательства, установив, что с момента регистрации средства массовой информации радиоканал «91 FM в Ухте» не выходило в свет более года, обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции данного СМИ во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию не представляло, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и признал свидетельство о регистрации средства массовой информации недействительным.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, находя их верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выход средства массовой информации «91 FM в Ухте» в эфир имело место быть в 2017 и 2018 годах, но не виде радиовещания, а в виде вкладки в газету «...» и оформлялось в форме брошюры и СД - диска с аудиозаписью, а также путем бесплатной раздачи на улицах города и в свободно доступе в офисе ООО «Рекламное Радио Агентство», не принимаются судебной коллегией во внимание в силу следующего.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается, в том числе радиоканал, под постоянным наименованием (названием).

Под продукцией средства массовой информации понимается отдельный выпуск радиоканала, радиопрограммы, тираж или часть тиража аудиозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания.

Под распространением продукции средства массовой информации понимаются

вещание радиоканала, радиопрограммы в составе соответственно радиоканала.

Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

Под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

Анализ вышеизложенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что средство массовой информации зарегистрированное в виде радиоканала обязано осуществлять свое распространение в установленном порядке на основании лицензии на радиовещание путем выхода в радиоэфир, с установленной периодичностью. При этом учредитель средства массовой информации имеет право осуществлять свою деятельность по производству и распространению продукции средствах массовой информации после регистрации, и сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Из материалов дела следует, что средство массовой информации «91 FM в Ухте» согласно свидетельству регистрации серии ЭЛ № <Номер обезличен> от 13.12.2016 зарегистрированного в качестве радиоканала и в соответствии с лицензией на радиовещание радиоканала серии РВ №<Номер обезличен> от 22.02.2013 радиоканал должен распространяться на частоте 91,0 МГц с мощностью 0,5 кВт на территории г.Ухты Республики Коми совместно с сетевым партнером радиоканалом «...». Лицензия выдана вещателю ООО «Рекламно радио агентство» для целей эфирного вещания (радиовещания), то есть для распространения в эфире на указанной лицензией частоте.

Между тем, установлено, что выходов в эфир путем радиовещания через радиоканал на определенной лицензией частоте, с даты выдачи такой лицензии в течение года средством массовой информации «91 FM в Ухте» не осуществлялось.

Данные обстоятельства достоверно свидетельствуют о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 15 Закона «О средствах массовой информации» оснований для признания судом свидетельства о регистрации средства массовой информации «91 FM в Ухте» недействительным.

Принимая во внимание тот факт, что средство массовой информации зарегистрировано в качестве радиоканала, то распространение информации в соответствии с требованиями действующего законодательства «О средствах массовой информации» возможно лишь путем выхода в радиоэфире, то есть в определенной лицензией среде, в связи с чем указание административного ответчика то, что распространение информации осуществлялось путем оформления брошюры и СД - диска с аудиозаписью и вложение их в газету, а также путем бесплатной раздачи на улицах города и наличии в свободном доступе, не может расцениваться как выход в эфир.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Решение является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу генерального директора ООО «Рекламное радио агентство» - оставить без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-