Судья Картавых М.Н. | № 33а-516/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Елисеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2018 г. по административному исковому заявлению Комиссарова И.И. к Министерству обороны Российской Федерации, межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, об оспаривании протокола заседания от 08 октября 2015 г. №1/МК.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в (...) КомиссаровуИ.И. в аренду был предоставлен земельный участок, выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (.....) ему отказано в предоставлении данного участка в собственность по мотивам его нахождения в зоне с особыми условиями использования территории – запретной зоне военного объекта Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации. Решение об установлении запретной зоны принято в форме протокола межведомственной комиссии от (.....) Данный протокол в части установления границ запретной зоны Хвойного лесничества на территории земельного участка с кадастровым номером (...) административный истец просил признать незаконным, ссылаясь на установление такой зоны в отношении территории, на части которой отсутствуют военные объекты.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что военный объект, с наличием которого связано установление запретной зоны, представляет собой земельный участок площадью (...). На нем отсутствуют капитальные здания и сооружения. Независимо от того, что представляет из себя военный объект, границы запретной зоны должны быть установлены по внешнему ограждению территории военного объекта, а при его отсутствии – по внешнему периметру. Министерством обороны Российской Федерации не представлены доказательства необходимости установления запретной зоны. Единственными предназначенными для нужд обороны Российской Федерации на территории Нововилговского сельского поселения являются земельные участки с кадастровыми номерами (...).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Чернова Т.П. поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителя, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от (.....) утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в (...), Комиссарову И.И. предоставлено право проведения работ по формированию участка ориентировочной площадью (...) га для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале (...).
(.....) между Комиссаровым И.И. и администрацией Прионежского муниципального района заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью (...) кв.м, расположенного по (...)
(.....) администрация Прионежского муниципального района выдала Комиссарову И.И. разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Постановлением администрации Нововилговского сельского поселения от (.....)г. (.....) возведенному на земельном участке жилому дому с кадастровым номером (...) присвоен адрес: (...)
В связи с расположением на обозначенном земельном участке жилого дома, административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия для оформления права собственности на земельный участок. Письмом от (.....) министерство отказало Комиссарову И.И. в предоставлении земельного участка в собственность в связи с его расположением согласно Правилам землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения в зоне с особыми условиями использования территории – запретной зоне военного объекта – Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Из дела следует, что запретная зона военного объекта установлена на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от (...) «Об установлении запретной зоны военного объекта – Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации» в пределах (...)
Изданию данного приказа предшествовало проведение (.....) заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, итоги работы которой оформлены оспариваемым административным истцом протоколом заседания (...).
Согласно п. 2 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405, под военными объектами понимаются существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Поскольку приведенный выше перечень военных объектов не является исчерпывающим, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такими объектами могут являться и земельные участки.
Более того, Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135, предусмотрена возможность передачи федеральному органу исполнительной власти по вопросам обороны лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны (п. 1).
То обстоятельство, что по сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от (.....) земельный участок с кадастровым номером (...) не относится к землям лесного фонда, не опровергает позицию административных ответчиков и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о вхождении арендуемого административным истцом земельного участка в состав запретной зоны, так как в соответствии с п. 2 названного выше Порядка закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны леса исключаются из состава лесного фонда.
Решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее (п.16 Положения).
На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (п. 21 Положения).
Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах имеющихся у межведомственной комиссии полномочий, соответствует приведенным выше нормами.
Исходя из схемы месторасположения земельных участков (л.д. 73) арендуемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером (...) находится в (...) квартале Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Из публичной кадастровой карты (л.д. 71, 72) усматривается, что данный участок расположен на краю жилой застройки и черты населенного пункта, на незначительном удалении от него расположены земельные участки с кадастровыми номерами (...), относящиеся к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В отношении земельного участка с кадастровым номером (...) установлен вид разрешенного использования – для размещения военных организаций, учреждений и других объектов; в отношении земельного участка с кадастровым номером (...) – для размещения иных объектов обороны.
В соответствии с п. 7 Положения для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 км от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Принимая во внимание, что военный объект расположен за пределами населенного пункта, к спорным правоотношениям подлежит применению приведенная выше норма, а не п. 7 Положения, предусматривающий для случаев нахождения такого объекта в границах населенного пункта установление запретной зоны по внешнему ограждению его территории (его внешнему периметру).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии на данных участках капитальных зданий и сооружений не имеют правового значения, поскольку согласно изложенным выше нормам под военными объектами понимаются как существующие объекты, так и планируемые к размещению.
Более того, вопросы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств (в том числе применительно к способу использования таких лесов) находятся в компетенции Министерства обороны Российской Федерации (п. 69.2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082).
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи