ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5173/20 от 12.11.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Кулакова С.А. УИД 38RS0032-01-2019-006081-16

Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-5173/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.

судей Папуши А.С., Усовой Н.М.,

при секретаре Рыковой А.А.,

№2а-584/2020 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о возложении обязанности обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, передать сведения для включения объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного ответчика Правительства Иркутской области, апелляционной жалобе заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Кировского районного суда города Иркутска от 20 февраля 2020 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований указано, что решением двадцатой сессии Комитета мирового наследия ООН (ЮНЕСКО) по вопросам защиты мирового культурного и природного наследия, состоявшейся 2-7 декабря 1996 года в Мадриде, озеро Байкал внесено в список объектов мирового наследия.

Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами государственной власти Иркутской области.

Установлено, что ОАО «БЦБК» с 1966 по 2013 г.г. осуществляло химически опасное производство по варке целлюлозы.

По заказу ОАО «БЦБК» Ангарской геологической экспедицией ГФ УГП «Иркутскгеология» в 1998-1999 годах проведены эколого-гидрогеологические работы в северо-западной части промплощадки БЦБК в целях ликвидации влияния промстоков на оз. Байкал.

По результатам данных исследований установлено, что объем загрязнённых подземных вод достигает 1,5 миллиона кубических метров, средняя глубина техногенного влияния составляет 52 м., площадь ореола загрязнения недр оценивается в 0,5 кв.м (50 га).

Кроме того, на территории БЦБК ведется экологический мониторинг состояния недр, в том числе подземных вод, федеральным государственным бюджетным учреждением «Гидроспецгеология», работа ведется в рамках Государственного контракта № 24 от 31 марта 2017 г., заключенного Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Федерального агентства по недропользованию. Мониторинг состояния подземных вод осуществляется посредством эксплуатации мониторинговых скважин, в том числе на промплощадке БЦБК. В ходе мониторинга 1 раз в 3 месяца осуществляется отбор вод для исследования. Гидрохимическое исследование проводится филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО».

Результаты гидрохимического исследования образцов подземных вод в октябре 2019 года свидетельствуют о наличии на настоящий момент опасных загрязняющих веществ в подземных водах, которые относятся к различным классам опасности от 1 до 4 класса.

В ходе проверки произведен отбор проб природной воды из десяти береговых скважин, трех наблюдательных скважин, а также отбор проб почв на территории промплощадки в границах земельного участка с кадастровым номером 38:25:020103:2.

Заключением Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 6 июля 2018 г. установлено следующее:

исходя из принятого критерия оценки воздействия загрязненного подземного водного горизонта на озеро Байкал усматривается увеличение концентраций потенциально опасных загрязняющих веществ;

концентрация загрязняющих веществ в наблюдательных скважинах промплощадки существенно превышает концентрации этих загрязняющих веществ пробах их береговых скважин по большинству показателей;

увеличение спектра показателей величины значений концентрации загрязняющих веществ, полученных из скважины промплощадки по сравнению с береговыми, свидетельствует о наличии градиента распространения загрязнений из очага, находящегося в районе производственного корпуса.

Указывает, что на протяжении многих лет купол загрязненных подземных вод, образовавшийся в результате технологических утечек на комбинате, существует как объект накопленного экологического вреда. При этом приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об увеличении дренирования загрязнений из эпицентра их локализации (территория промплощадки) в сторону озера Байкал вследствие прекращения функционирования перехватывающего забора.

Указывает, что ввиду допускаемого бездействия до настоящего времени органами государственной власти Иркутской области не проведена оценка данного объекта накопленного вреда окружающей среде, меры по включению объекта в государственный реестр объектов накопления вреда не приняты.

Поясняет, что выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 ст. 80.1 Закона «Об охране окружающей среды», результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

В результате токсичные загрязненные подземные воды, находясь в непосредственной близости от озера, продолжают оказывать негативное воздействие на озеро Байкал, несмотря на то, что комбинат прекратил свою деятельность более шести лет назад.

По причине опасности накопленных отходов и высокой социальной значимости проблемы, работа органов государственной власти всех уровней по ликвидации отходов БЦБК должна являться приоритетной деятельностью, о чем неоднократно указывалось Президентом Российской Федерации в своих поручениях.

Просила суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области провести оценку объекта накопленного вреда окружающей среде – купола загрязненных подземных вод, расположенного в районе промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта накопленного вреда окружающей среде – купола загрязненных подземных вод, расположенного в районе промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

5 февраля 2020 г. в соответствии со ст. 62 КАС РФ административный истец Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, представил уточненное административное исковое заявление. В котором просил суд:

1) обязать Правительство Иркутской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию;

2) обязать Правительство Иркутской области по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Определением Кировского районного суда Иркутской области от 5февраля 2020 г. на основании уточненного административного искового заявления произведена замена ненадлежащего административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области надлежащим – Правительством Иркутской области.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от
20 февраля 2020 г. требования административного истца Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

Суд возложил обязанность на Правительство Иркутской области обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложил обязанность на Правительство Иркутской области по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Не согласившись с решением Кировского районного суда города Иркутска от 20 февраля 2020 г. административный ответчик Правительство Иркутской области подало апелляционную жалобу и дополнения к ней на решение суда. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда считает незаконным подлежащим отмене в связи со следующим. Полагает, что судом был нарушен принцип состязательности по делу, так как на подготовку ответчику было предоставлено 10 рабочих дней, в удовлетворении ходатайства представителя ответчика об отложении судебного разбирательства было отказано.

Указывает, что 5 февраля 2020 г. в адрес ответчика поступило уточненное административное исковое заявление, в котором был изменен предмет и административный ответчик. Судебное заседание было назначено на 20 февраля 2020 г., то есть спустя 10 дней рабочих дней после получения административным ответчиком иска.

Считает, что в уточненном исковом заявлении был изменен предмет иска: первоначально были заявлены требования в отношении объекта накопленного вреда окружающей среде – купола загрязненных подземных вод, расположенного в районе промышленной площадки БЦБК. В качестве доказательств истцом приложены исследования проб загрязненных подземных вод.

Предметом уточненного административного иска является выявление, оценка и ликвидация объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности БЦБК.

Указывает, что при рассмотрении дела подлежало выяснению в отношении какого именно объекта накопленного вреда, образовавшегося в результате деятельности БЦБК, необходимо осуществить требуемые действия.

По основаниям п. 1 ст. 80.1 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подлежит установлению конкретная территория, на которой необходимо осуществить соответствующие действия.

Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. Причиной допущенных нарушений явилось то, что судом до принятия решения не исследованы правовые позиции заинтересованных лиц по делу; не исследована структура объекта – БЦБК не исследована структура зарегистрированных прав в отношении объекта – БЦБК.

Полагает, что обязанности, возложенные решением на Правительство Иркутской области, затрагивают права и обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Байкальского муниципального образования. Поскольку фактически указанные лица участие при рассмотрении дела не принимали, отзыв на исковое заявление не предоставляли, считает, что они привлечены к участию в деле формально.

Анализируя ст. 21, пп. 7 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), статьи 3, 5-7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 9 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что обязанность по обеспечению экологической безопасности возложена не только на субъекты Российской Федерации, но и на Российскую Федерацию, а также органы местного самоуправления.

Указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» выявление, оценку и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Данная норма является императивной, в связи с чем ответчик не наделен полномочиями осуществлять указанные мероприятия на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.

Утверждает, что обжалуемым решением суда на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации фактически возложена обязанность по осуществлению финансирования деятельности по выявлению, оценке и ликвидации накопленного в результате деятельности БЦБК вреда с нарушением Федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология». Поскольку указанным проектом планируется потратить за счет федерального бюджета денежные средства в срок до 2024 года. Решением суда на ответчика возложена обязанность по выявлению, оценке и ликвидации объекта накопленного вреда на территории БЦБК в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, что приводит к возложению на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанности обеспечить выделение до 2021 год денежных средств из федерального бюджета.

Анализируя действующее законодательство, полагает, что ликвидация накопленного в результате деятельности БЦБК вреда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал», национального проекта «Экология». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации должно являться надлежащим ответчиком по делу.

Указывает, что в соответствии с протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 2марта 2020 г. ВА-П11-15пр (пункт3) Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования поручено обеспечить направление произведенных изысканий и технологических решений в отношении утилизации отходов ОАО «БЦБК» в единый штаб по решению вопросов ликвидации накопленного вреда в результате деятельности ОАО «БЦБК».

Полагает, что оспариваемое решение затрагивает права и обязанности Правительства Российской Федерации, которое является участником общественных отношений по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшейся в результате прошлой экономической деятельности БЦБК.

В дополнениях к апелляционной жалобе административный ответчик указал, что решение суда затрагивает права лиц (кредиторов БЦБК), которые не были привлечены к участию в деле. Объекты недвижимого имущества, расположенные на территории промышленной площадки ОАО «БЦБК», не являются объектами государственной собственности Иркутской области. Контролирующим кредитором ОАО «БЦБК» является государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (ранее – ГК «Внешэкономбанк»), следовательно, принятие решения по урегулированию имущественного вопроса находится в компетенции Совета кредиторов ОАО «Байкальский ЦБК».

Указывает, что согласно протоколу № 1 заочного собрания кредиторов ОАО «Байкальский ЦБК» в реестр требований кредиторов ОАО«Байкальский ЦБК» включено 93 кредитора с общей суммой требований 2969155678,12 руб.

По состоянию на 22 июня 2020 г. бюллетени для голосования представлены только 6 кредиторам с правом голоса: ФНС России, ООО«Востсибуголь», ООО «Иркутская энергосбытовая компания», ПАО«Иркутскэнерго, ООО «Пожарная охрана Иркутскэнерго», Иркутская областная организация Рослеспрофсоза. Полагает, что исполнение решения суда приведет к нарушению прав указанных лиц. При рассмотрении дела вопрос о привлечении к участию в деле кредиторов БЦБК в качестве заинтересованных лиц судом не исследовался, что привело к принятию судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Указывает, что на территории БЦБК осуществляется экономическая деятельность, что делает невозможным проведение работ по выявлению и ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 15 июля 2020 г. ОАО «БЦБК» является действующим юридическим лицом, решение о ликвидации указанного юридического лица не принято. В настоящее время в рамках конкурсного производства в отношении ОАО «БЦБК» проводятся торги по продаже имущества предприятия.

Считает основанным на неправильном применении норм материального права вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объектов НВОС, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности БЦБК, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию до прекращения экономической деятельности БЦБК.

Полагает, что возложив на Правительство Иркутской области обязанность по выявлению, оценке и ликвидации вреда окружающей среде суд тем самым определил механизм ликвидации вреда? не соответствующий действующему законодательству.

Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не дана оценка тем обстоятельствам, что территория БЦБК находится на территории Байкальского муниципального образования, которое является собственником земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на территории промышленной зоны.

Согласно выпискам из ЕРН об объекте недвижимости от 7февраля2020 г. Байкальское муниципальное образование является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 38:25:020103:320, 38:25:020103:322, 38:25:020103:437, 38:25:020103:492, 38:25:020103:563, 38:25:020103:570, 38:25:020103:613, 38:25:020103:621.

Согласно информации из объяснения от 15 ноября 2019 г. отобранного у директора ОГКУ «Дирекция по эксплуатации гидротехнсооруж и ликвидации эколог ущерба» Борденко В.П. трубопровод осветленной воды находится в собственности Байкальского муниципального образования и используется в производственном цикле ООО «Теплоснабжение» при эксплуатации городской ТЭЦ.

Указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не устанавливались полномочия Байкальского муниципального образования в отношении заявленных требований, данное лицо к участию в деле в качестве административного ответчика не привлекалось.

В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что Правительством РФ в постановлении № 1834 от 25.12.2019 (в ред. от
18 июля 2020 г.) установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ проводит выявление, оценку и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде на любых земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность ОАОБЦБК». Поскольку императивная норма вступила в силу после принятия обжалуемого решения, оно становится неисполнимым.

Кроме того территория БЦБК расположена в водоохранной зоне озера Байкал, в связи с чем данная территория относится к исключительной собственности РФ, на данной территории ответчик не может проводить работы по выявлению оценке и ликвидации накопленного вреда.

К участию в деле не привлечены собственники земельных участков на территории промышленной площадки БЦБК

В связи с изложенным просит решение Кировского районного суда г.Иркутска от 20 февраля 2020 г. по данному административному делу отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвинова Т.Г. указала, что законодательно установленная обязанность для органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению? оценке и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде отсутствует.

Указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам министерства о том, что объекты недвижимости, расположенные на территории промышленной площадки ОАО «БЦБК», ни земельные участки не находятся в государственной собственности Иркутской области, в связи с чем не представляется возможным провести их обследование.

Выполнение министерством действий по обследованию и оценке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду приведет к нарушению бюджетного законодательства (статей 14, 65, 85БКРФ).

Расходное обязательство Иркутской области, наличие которого требуется в силу статей 14, 85 БК РФ отсутствует. Объекты и земельные участки, расположенные на территории промышленной площадки ОАО«БЦБК», запланированные к проведению работ по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей передаче информации в Минприроды России для включения их в ГРОНВОС, в государственной собственности Иркутской области не находятся, бесхозяйными не являются.

Бюджетным законодательством не предусмотрены расходные обязательства в отношении объектов коммерческих структур.

Поясняет, что в настоящее время законом Иркутской области от 11июня 2008 г. № 23-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области» не конкретизированы расходные обязательства Иркутской области в сфере охраны окружающей среды на территории области и механизмы участия в реализации федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории области не определены.

В связи с изложенным просит решение Кировского районного суда г.Иркутска по данному административному делу отменить, в удовлетворении требований отказать.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Минприроды России просит решение Кировского районного суда г. Иркутска по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В письменных возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к возражениям административный истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционным определением Иркутского областного суда от 15октября 2020 г. принят отказ Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Касьяненко В.И. по административному делу № 2а-584/2020 от заявленных административных исковых требований к Правительству Иркутской области в части возложения обязанности на Правительство Иркутской области обеспечить разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20февраля 2020 г. в указанной части отменено, производство по делу в указанной части прекращено.

Таким образом подлежит проверке решение Кировского районного суда города Иркутска от 20 февраля 2020 г. в части удовлетворения следующих требований: обязать Правительство Иркутской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината; обязать Правительство Иркутской области по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с абз. 2 ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу ст. 6 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории. В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.

Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу ст. 14 ЗК РФ земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27февраля2004 г. № 112 утверждены правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, которые определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее именуются - загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

В соответствии с п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. № 112) загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением: переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель; используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции; используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

В соответствии с п. 3 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. № 112) оценка характера и уровня загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного загрязнением, осуществляются на основании нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, радиационной безопасности и охраны окружающей среды.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

В соответствии с п. 1 ст. 80.2 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующей организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 1 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 80.1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п. 3 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 4 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Судом установлено, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами государственной власти Иркутской области.

В ходе проверки установлено, что открытым акционерным обществом «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее по тексту – ОАО «БЦБК») с 1966 по 2013 гг. осуществлялось химически опасное производство по варке целлюлозы. В 1998-1999 г.г. Ангарской геологической экспедицией ГФ УГП «Иркутскгеология» по заказу ОАО «БЦБК» проведены эколого-гидрогеологические работы в северо-западной части промплощадки БЦБК в целях ликвидации влияния промстоков на озеро Байкал (отчет эколого-гидрогеологической партии по работам в 1998-1999 г.г., утвержден начальником Ангарской геологической экспедиции 1 ноября 1999 г.). По результатам исследований установлено, что объем загрязненных подземных вод достигает 1,5 млн. куб. м., средняя глубина техногенного влияния составляет 52 м, площадь ореола загрязнения недр оценивается 50 га.

На территории БЦБК ФГБУ «Гидроспецгеология» ведется экологический мониторинг состояния недр, в том числе подземных вод посредством эксплуатации мониторинговых скважин, в том числе, на территории промплощадки БЦБК, один раз в три месяца осуществляется отбор подземных вод для проведения гидрохимического исследования из обслуживаемых скважин (сведения о результатах мониторинга состояния подземных вод на территории Сляюдянского района Иркутской области за 4 квартал 2019 года; дежурные графики состояния подземных вод по данным автоматизированных систем наблюдения по 4 пунктам за 4 квартал 2019 года; протоколы лабораторных испытаний по 4 пунктам за 4 квартал 2019 года; данные по классам опасности загрязняющих веществ).

Гидрохимическое исследование проводится филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО». Гидрохимическое исследование образцов подземных вод согласно графику проведено в октябре 2019 года. Результаты исследования свидетельствуют о наличии в настоящий момент опасных загрязняющих веществ в подземных водах, которые относятся к различным классам опасности от первого до четвертого класса.

Судом установлено, что Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, с привлечением Филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО», осуществлявшего лабораторное сопровождение, принято участие в прокурорской проверке исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на промплощадке ОАО «БЦБК».

Так, в ходе проверки проведено обследование территории промплощадки ОАО «БЦБК», произведен отбор проб природной воды из десяти береговых скважин, трех наблюдательных скважин, а также отбор проб почв на территории промплощадки в границах земельного участка с кадастровым номером 38:25:020103:2.

При анализе полученных результатов исследований сделаны выводы: 1) исходя из принятого критерия оценки воздействия загрязненного подземного водного горизонта на озеро Байкал усматривается увеличение концентраций потенциально опасных загрязняющих веществ; 2)концентрация загрязняющих веществ в наблюдательных скважинах промплощадки существенно превышает концентрации этих загрязняющих веществ в пробах из береговых скважин по большинству показателей; 3)увеличение спектра показателей величины значений концентрации загрязняющих веществ, полученных из скважин промплощадки по сравнению с береговыми, свидетельствует о наличии градиента распространения загрязнений из очага, находящегося в районе производственного корпуса; 4) выявленная для наблюдательных береговых скважин тенденция превышения значений показателей, полученных в ходе проверки, в сравнении с данными результатов проверки ОАО «БЦБК» в 2016 году, для наблюдательных скважин промплощадки отсутствует.

На основании изложенного установлено: 1) для определения площади загрязненного горизонта купола подземных вод необходимо обустройство сети наблюдательных скважин, с целью определения радиуса воздействия очага загрязнения на подземные воды; 2) загрязненный горизонт подземных вод под территорией ОАО «БЦБК» продолжает оказывать негативное воздействие на озеро Байкал, устойчивая динамика, указывающая на снижение степени этого воздействия, не выявлена; 3) для оценки степени опасности очага загрязнения подземных вод для озера Байкал необходимо возобновление наблюдения специализированной организацией гидрохимических показателей вод сети наблюдательных скважин; 4) для снижения степени воздействия очага загрязнения подземных вод на озеро Байкал необходимо возобновление функционирования перехватывающего водозабора либо разработка иных мероприятий по ликвидации очага загрязнения с учетом данных мониторинга, которые бы позволили уточнить эффективность перехватывающего водозабора.

Как следует из заключения Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 6 июля 2018 г. в части земельного надзора, произведен отбор проб почв на 4 пробных площадках (3 пробных площадки на территории ОАО «БЦБК», 1 фоновая) на территории промплощадки ОАО«БЦБК» с целью определения негативного воздействия на почву загрязняющих веществ в результате деятельности ОАО «БЦБК». Определение компонентов для исследования почв осуществлялось в соответствии с перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р в рамках аккредитации ФГБУ«ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону»; установлено превышение показателей концентрации загрязняющих веществ в почве на территории промплощадки ОАО «БЦБК» относительно фоновой концентрации, что указывает на загрязнение почвы.

Как следует из заключения, откачка со скважин перехватывающего водозабора прекращена после 14 октября 2013 г. В рамках проверки установлено, что загрязненный горизонт подземных вод под территорией ОАО «БЦБК» продолжает оказывать негативное воздействие на озеро Байкал. В нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» проектная документация по организации и проведению работ по выводу из эксплуатации или консервации объектов ОАО «БЦБК», в том числе системы перехватывающего водозабора, с предусмотренными мероприятиями по восстановлению природной среды отсутствует. В нарушение требований земельного законодательства (ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации) мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе иными веществами и микроорганизмами, загрязнениям отходами производства и потребления и другого негативного воздействия на территории промплощадки ОАО«БЦБК» не проводятся.

В денежном выражении уровень причиненного ущерба почвам, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды РФ от 8 июля 2010 г. № 238), составил 22750700 руб.

Исследованными документами подтверждено, что на протяжении многих лет купол загрязненных подземных вод, образовавшийся в результате технологических утечек на комбинате, существует как объект накопленного экологического вреда. В ходе проверки зафиксировано увеличение дренирования загрязнений из эпицентра их локализации (территория промплощадки) в сторону озера Байкал вследствие прекращения функционирования перехватывающего забора; превышение показателей концентрации загрязняющих веществ в почве на территории промплощадки ОАО «БЦБК» относительно фоновой концентрации. В суде первой инстанции не оспаривалось, что до настоящего времени органами государственной власти Иркутской области не проведена оценка объекта накопленного вреда окружающей среде – купола загрязненных подземных вод, образовавшегося в результате технологических утечек на комбинате, как и не приняты меры по включению объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку на сегодняшний день оценка объекта (объектов) накопленного вреда в результате прошлой экономической деятельности БЦБК не произведена, отсутствуют условия для проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда (не проводятся обследования объекта), что влечет дальнейшее загрязнение озера Байкал, уникальной экологической системы Российской Федерации.

Согласно пп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

В силу ч. 1 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21августа2012 г. № 847 утверждена Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», в качестве ожидаемого результата мероприятия по ликвидации экологических последствий деятельности ОАО «БЦБК» указано сокращение площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением на 1,61 кв.км.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29октября2018г. № 776-пп утверждена Государственная программа Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы, согласно которой к мероприятиям отнесена ликвидация негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК», ответственным исполнителем мероприятия определено министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Суд первой инстанции установил, что в письме от 28 сентября 2018 г. № 07-19а-2018/2766 и.о. межрегионального природоохранного прокурора Калинина А.М. предложено первому заместителю Губернатора Иркутской области – Председателю Правительства Иркутской области Болотову Р.Н., в целях предотвращения последствий неблагоприятного воздействия химически загрязненной промплощадки ОАО «БЦБК» и прилегающих к ней территорий на здоровье человека и окружающую среду рассмотреть вопрос организации специального обследования указанных земель в порядке, предусмотренном ст. 14 ЗК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».

В ответ от 31 октября 2018 г. № 02-09-5078/18 сообщено, что министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в адрес Первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлено обращение о возможности проведения специального обследования земель промплощадки АО «БЦБК» в порядке, предусмотренном ст. 14 ЗК РФ, ст. 80.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. № 112, о результатах рассмотрения вышеуказанного обращения будет сообщено дополнительно.

12 сентября 2019 г. Президентом Российской Федерации дано Поручение № Пр-1818, согласно п. 5 которого Правительству Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 г. совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.

Согласно пп. «б» п. 3 Поручения Президента Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. Правительству Российской Федерации, Правительству Иркутской области совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности ОАО «БЦБК» поручено утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО«БЦБК».

В силу ст. 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим свою деятельность в коллегиальных и единоначальных формах.

В силу ст. 65 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает подготовку необходимых сил и средств для защиты населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, не реже одного раза в год заслушивает отчеты о результатах деятельности министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

Анализируя приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правительство Иркутской области, как высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области, которому, наряду с федеральными органами исполнительной власти, Президентом Российской Федерации дано поручение до 1 января 2020 г. совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, несет обязанность по обеспечению проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ОАО «БЦБК».

Поскольку включению в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде объекта накопленного вреда, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности БЦБК, предшествует оценка объекта накопленного вреда, а в силу п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. №542) организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляет Правительство Иркутской области, как орган исполнительный власти Иркутской области. В связи с чем суд обоснованно указал, что являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что такая обязанность у Правительства Иркутской области отсутствует.

Судом установлено, что Правительству Иркутской области, в том числе, дано Поручение, обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, следовательно, и объект накопленного вреда от прошлой экономической деятельности БЦБК; что Правительству Иркутской области дано Поручение в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности ОАО «БЦБК» утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО «БЦБК».

При таких обстоятельствах требования административного истца, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на Правительство Иркутской области обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, о возложении обязанности по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, обоснованно удовлетворены судом.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом при рассмотрении данного дела принципа состязательности, так как на подготовку позиции по делу ответчику было представлено десять рабочих дней, в удовлетворении ходатайства представителя ответчика об отложении судебного разбирательства было отказано, судебной коллегий не принимается во внимание в связи со следующим.

В соответствии с п. 7 ст. 6 КАС РФ одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В силу ч. 2 ст. 152 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела по указанным в данной норме закона основаниям.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика заявил ходатайство об отложении судебного заседания, однако в обоснование данного ходатайства не указал основания, предусмотренные ч. 2 ст. 152 КАС РФ, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу об отсутствии необходимости в совершении данного процессуального действия.

Довод жалоб о том, что в рамках рассмотрения дела подлежало выяснению, в отношении какого именно объекта накопленного вреда, образовавшегося в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, необходимо осуществить требуемые истцом действия судебной коллегией отклоняется поскольку выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, которое осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, и, в силу прямого указания закона, является обязанностью Ответчика и является предметом исковых требований.

Довод жалобы о том, что судом не исследованы правовые позиции заинтересованных по делу лиц не влияет на правильность и законность решения суда, поскольку на момент вынесения судебного решения все участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, и вправе были самостоятельно реализовать свое право на выражение позиции по делу.

Доводы жалоб о не привлечении в качестве ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации Байкальского муниципального образования, не являются основанием для отмены обжалуемого решения в связи со следующим. Согласно ст.38КАСРФ административным ответчиком является лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

В силу ст. 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Частью 3 ст. 80.1, ч. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде, организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. №1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводит: выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случаях выявления и оценки таких объектов, организации работ по ликвидации на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, а также на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.

Вместе с тем, земельные участки на территории промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, находящиеся в собственности Российской Федерации, отсутствуют.

Таким образом, судебным решением не затронуты права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает органы государственной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществлять природоохранную деятельность, в том числе посредством выявления, оценки, учета, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полномочия органов местного самоуправления городского округа по организации мероприятий по охране окружающей среды ограничиваются границами городского округа.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.
№ 1641-р.

Системный анализ указанного распоряжения и карты Байкальской природной территории, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: http://baikalake.ru/about/natmap/, свидетельствует о том, что весь г. Байкальск расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Центральная экологическая зона – территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Промышленная площадка БЦБК оказывает негативное воздействие на оз. Байкал, подземные воды, почву и создает угрозу развития чрезвычайной ситуации, то есть оказывает негативное воздействие на территорию, выходящую за границы городского округа, и соответственно, за пределы полномочий муниципального образования.

В связи с чем, администрация Байкальского муниципального образования обосновано не является административным ответчиком по административному делу.

Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для административного дела при определении состава лиц, участвующих в деле, и их статуса.

Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права в отношении прав и обязанностей ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» судебная коллегия не принимает, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Вопросы выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде урегулированы специальными нормами главы XIV.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые и были применены судом.

Понятие накопленного вреда окружающей среде предполагает, что в отношении имеющегося вреда окружающей среде не была исполнена (или исполнена не в полном объеме) обязанность по его устранению в установленном порядке. Данные обстоятельства установлены в отношении загрязнения территории от деятельности ОАО «БЦБК» и подтверждаются материалами дела.

Наличие на территории масштабного загрязнения и его связь с экономической деятельностью ОАО «БЦБК» подтверждена представленными и изученными в ходе рассмотрения дела доказательствами. Также как и установлено, что вред окружающей среде сложился в результате прошлой экономической деятельности ОАО «БЦБК» (прекращенной в 2013 году), находящегося в процедуре банкротства, в стадии конкурсного производства.

Учитывая изложенное, судом правильно применены нормы материального права.

Довод жалобы о том, что судом не определено, какой объем действий ответчика будет являться достаточным для признания решения суда исполненным, является несостоятельным, поскольку заявленные требования соответствуют формулировке, содержащейся в ст. ст. 8.1, 80.2 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Довод апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии у региональных органов государственной власти специального полномочия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании закона.

Довод жалобы о невозможности провести обследование объекта накопленного вреда окружающей среде в связи с тем, что объекты недвижимости, расположенные на промышленной площадке ОАО «БЦБК», и земельные участки не находятся в собственности Иркутской области не имеет правового значения.

К отношениям по ликвидации накопленного вреда окружающей среде не могут быть применены нормы ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поскольку такой вред возник в результате прошлой экономической деятельности. Порядок ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде определен специальными нормами главы XIV.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 38:25:020103:568, здания и сооружения с кадастровыми номерами 38:25:020104:654, 38:25:000000:703, 38:25:020103:521, 38:25:020103:510, 38:25:020103:507, 38:25:020103:163, 38:25:020103:193, 38:25:020103:208, 38:25:020103:223, 38:25:020103:227, 38:25:020103:522 и иные объекты находятся в собственности Иркутской области.

Доводы жалобы об отсутствии у Иркутской области расходного обязательства и оснований для расходования бюджетных средств на выполнение работ по выявлению, оценке и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде не влияют на законность принятого судом решения в связи со следующим.

Согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативно-правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от имени субъекта РФ договоров (соглашений).

Таким образом, принятие расходных обязательств является, своего рода, этапом по надлежащему правовому регулированию финансового обеспечения исполнения органами региональной власти полномочий по выявлению, оценке, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Расходные обязательства Иркутской области по финансированию мероприятий по выявлению, оценке, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде не приняты, соответствующий нормативный правовой акт отсутствует, что также свидетельствует о бездействии органов государственной власти Иркутской области.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

Постановлением от 18 июля 2020 г. № 1070 Правительством Российской Федерации внесены изменения в постановление от
25 декабря 2019 г. № 1834, в соответствии с которым изменен объем полномочий Минприроды России.

Вопрос об объеме полномочий с учетом принятых Правительством Российской Федерации постановлений после принятия судом первой инстанции решения, подлежит выяснению на стадии его исполнения.

Перераспределение полномочий органов государственной власти не влияет на законность принятого судебного акта, поскольку оно принято в соответствии с требованиями закона, действующими на момент его вынесения.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителями жалоб в суде первой инстанции, не влияют на выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлиять на содержание постановленного решения, а также правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда города Иркутска от
20 февраля 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи А.С. Папуша

Н.М. Усова