ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-517/18 от 05.04.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Седых Н.А. Дело № 33а-517/2018

Докладчик Лихачева С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 апреля 2018 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Крылова Н.А.,

судей – Качура И.О., Лихачевой С.А.,

при секретаре – Вавулиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации уборки ветровальной древесины с территории Холмского лесничества, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, -

по апелляционному представлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 сентября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

02 марта 2017 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, в котором (с учетом последующих уточнений) просил признать незаконным бездействие по непринятию мер по организации уборки ветровальной древесины с территории Холмского лесничества в объеме 3925,68 га; возложить на административного ответчика обязанность принять указанные меры в срок до 01 июня 2018 года.

В обоснование заявленных требований указал, что по итогам проведения проверки полноты принимаемых Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по очистке лесных участков от поваленных ветрами деревьев (в целях ликвидации последствий циклона 2015 года), выявлено, что в настоящее время на территории Холмского лесничества не убраны от ветровальной древесины лесные участки на общей площади 3925,68 га. Всего за период с октября 2015 года по февраль 2017 года на территории Холмского лесничества убраны от ветровальной древесины лесные участки в объеме 114,21 га, что составляет менее 3% от общего количества поваленных деревьев. Полагал, что неоправданное бездействие административного ответчика по принятию своевременных и эффективных мер по очистке лесного фонда от поваленных деревьев может привести к необратимым последствиям в случае возникновения пожара, а также нарушению Правил санитарной безопасности в лесах.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор Дуюнов В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений) охватывается полномочиями Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, что не оспаривалось административным ответчиком. Отмечает, что лесопатологическое обследование лесных насаждений Холмского лесничества проведено Министерством только в июле 2017 года после предъявления прокурором административного искового заявления. Полагает, что в решении отсутствуют выводы суда относительно доводов о бездействии Министерства в части непринятия предусмотренных законом мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (массовой гибели лесных насаждений) в октябре 2015 года. Приводит сведения о том, что в 2017 году на территории Холмского лесничества зафиксировано 5 лесных пожаров, в 2016 году – 2.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кучина А.С. апелляционное представление поддержала, представители административного ответчика ФИО1 и ФИО2 возражали против ее удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 51 и 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 8 того же Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов), что следует из пункта 1.3 Положения о данном Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72.

Аналогичного содержания норма была закреплена в Положении о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04 октября 2010 года № 474.

При этом в соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.

Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 60.3 того же Кодекса предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах, которые осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений. По результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Не допускается осуществление указанных мероприятий в случае, если они не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования (статья 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее Правила).

Пунктом 10 данных Правил предусмотрено, что в случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния осуществляются меры санитарной безопасности в лесах, предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно пункту 9 этих же Правил ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела является, в частности, увеличение объема свежего или старого ветровала.

Из материалов дела следует, что в 2016 году филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса» Центром защиты леса Приморского края проведена оценка текущего санитарного состояния насаждений, поврежденных ураганными ветрами 2015 года, по результатам которого составлены заключения по текущему лесопатологическому обследованию в лесном фонде Холмского (часть 1) участкового лесничества Холмского лесничества на общей площади 1221,2 га и в лесном фонде Костромского (часть 1) участкового лесничества Холмского лесничества на общей площади 8748,8 га.

Согласно указанным заключениям на обследованной территории насаждения ослаблены в сильной степени, основная причина ослабления – воздействие сильных ветров 2015 года, повлекшее вывал деревьев и слом стволов деревьев, неблагоприятные условия произрастания. В 2017 году при отсутствии санитарно-оздоровительных мероприятий возможно формирование очагов стволовых вредителей в местах образования ветровалов и в смежных насаждениях. Также наличие ветровальных деревьев может привести к возникновению пожаров.

В целях предотвращения развития очагов вредителей и возникновения пожаров рекомендовано на территории Холмского участкового лесничества провести выборочную санитарную рубку на общей площади 227 га (квадрат 9 выдел 17; квадрат 16 выделы 6, 15, 16, 19, 40, 44, 45, 47, 48 и 49; квадрат 14 выделы 1, 5, 8, 9, 16, 18, 19, 21, 22, 25, 26, 29, 32, 34; квадрат 20 выделы 1, 16 и 27), и сплошную санитарную рубку на общей площади 480,7 га (квадрат 9 выделы 5, 9, 14, 21, 22, 24, 25; квадрат 12 выделы 4, 5, 10, 17, 20, 28, 29, 30, 33, 35, 37, 38, 39, 41, 46, 50 и 51; квадрат 14 выделы 2, 6, 10, 14, 15, 23, 27, 37, 38, 39; квадрат 20 выделы 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 18, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 31, 33, 34, 35 и 36). На территории Костромского участкового лесничества в тех же целях рекомендовано провести выборочную санитарную рубку на общей площади 717,2 га (квадрат 56 выделы 3 и 12; квадрат 57 выделы 3 и 6; квадрат 64 выдел 8; квадрат 65 выделы 6, 7, 12, 14, 15; квадрат 66 выделы 25 и 46; квадрат 67 выдел 18; квадрат 68 выдел 6; квадрат 70 выделы 20 и 23) и сплошную санитарную рубку на общей площади 2722, 7 га (квадрат 56 выделы 4, 5, 7, 9; квадрат 57 выделы 5, 12, 13, 15, 17, 18, 19; квадрат 65 выделы 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 28, 29; квадрат 66 выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 33, 34, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 48 и 49; квадрат 67 выделы 1, 3, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17, 22; квадрат 68 выделы 7, 9, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28; квадрат 70 выделы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 25, 26, 27, 29; квадрат 74 выделы 4, 6, 8, 14, 16,; квадрат 75 выделы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 19; квадрат 80 выделы 2, 3, 6, 7, 12, 14, 17, 23, 24, 28, 29, 30 и 34).

Судом установлено, что подведомственными учреждениями Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на основании Государственных заданий выполнены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде выборочных и сплошных рубок в Холмском лесничестве на площади 22,36 га, а в соответствии с договорами купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Холмского лесничества выполнена заготовка ветровальной древесины на общей площади 91,85 га.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства необходимости осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов на территории Холмского лесничества в заявленном прокурором объеме, а также нарушения прав граждан и охраняемых интересов общества и государства наличием на землях лесного фонда ветровальной древесины.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, следует из материалов дела и административным ответчиком не оспаривается, что в результате сильных ветров в октябре 2015 года на территории Холмского лесничества были повреждены лесные насаждения на общей площади 4147,6 га, из которых от поваленных деревьев за истекший период не очищены 3925,68 га.

Из приведенных выше правовых норм и заключений лесопатологического обследования следует, что наличие ветровальной древесины свидетельствует об ухудшении санитарного и лесопатологического состояния леса, создает угрозу формирования очагов стволовых вредителей в местах образования ветровалов и в смежных насаждениях, и угрозу возникновения пожаров, что в силу статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил санитарной безопасности в лесах, пункта 1 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 12 сентября 2016 года № 470, является основанием для осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в виде рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, уборки неликвидной древесины, рубки аварийных деревьев.

При этом необходимость проведения сплошных и выборочных рубок лесных насаждений на обследованных территориях подтверждена результатами проведенных в 2016 году лесопатологических обследований, представленными административным ответчиком в суд апелляционной инстанции, в связи с чем указанные мероприятия в силу действовавшего ранее Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Рослесхоза от 09 июня 2015 года № 182, должны были быть включены в соответствующие планы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является уполномоченным органом в сфере защиты лесов, несоблюдение им лесного законодательства безусловно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, общества и государства, создает угрозу возникновения пожаров и распространения вредных организмов.

Доказательств принятия действенных мер, направленных на устранение ветровала, Министерством в материалы дела не представлено. За истекший период устранено лишь 3 % ветровала, что нельзя признать эффективным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие финансирования на цели выполнения требуемых прокурором мероприятий не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения уполномоченного органа от обязанности по выполнению санитарно-оздоровительных мероприятий, необходимость проведения которых подтверждена в установленном порядке и обусловлена наличием угрозы распространения вредных организмов и возникновения в лесу пожара.

Выводы суда об отсутствии доказательств необходимости проведения данных мер опровергаются содержанием представленных в материалы дела заключений лесопатологического обследования от 2016 года, в которых сплошные и выборочные санитарные рубки приведены в разделе мероприятий, необходимых для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.

При таких обстоятельствах, когда бездействие административного ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Определяя срок для устранения допущенного бездействия, судебная коллегия исходит из необходимости соблюдения баланса между публичным интересом, требующим оперативного устранения выявленных недостатков, и обеспечением реальности и исполнимости судебного акта, и с учетом того, что согласно административного иска от Министерства требуется лишь принятие мер организационного характера, направленных на устранение допущенных нарушений, полагает достаточным для выполнения таких мероприятий шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 сентября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по организации уборки ветровальной древесины с территории Холмского лесничества на общей площади 3925,68 гектаров.

Возложить на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации уборки ветровальной древесины с территории Холмского лесничества на общей площади 3925,68 гектаров.

Председательствующий Н.А.Крылов

Судьи И.О. Качура

С.А. Лихачева