ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5203/20 от 12.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2019-004594-68

№ 33а-5203/2020

Судья 1 инстанции Борзина К.Н.

Судья–докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3809/2019 по административному исковому заявлению Иванова Андрея Васильевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 декабря 2019 года,

установила:

в обоснование заявленных требований указано, что 03.10.2019 ИвановА.В. обратился к административному ответчику с заявлением
Номер изъят-ж о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 72513 кв.м. без проведения торгов, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:141202:66, который в свою очередь является учётной частью земельного участка Номер изъят. К заявлению были приложены: сообщение о зданиях и сооружениях, схема расположения земельного участка, доверенность, а также уведомление об отнесении земельного участка к территориальной зоне.

07.11.2019 административным ответчиком вынесено решение, оформленное уведомлением Номер изъят об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В уведомлении указаны следующие основания для отказа: к заявлению не приложены документы, установленные требованиями законодательства, в том числе копии паспортов заявителя и его представителя; образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах; земельный участок расположен в границах территории археологического наследия достопримечательное место схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке: не содержит границ исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в сведениях об утверждении схемы расположения земельного участка указана ссылка на распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области; не представлено заявление ФГНБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт» об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

Основания, по которым принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка административный истец считает незаконными.

Указывает, что на основании договора купли-продажи от 25.07.2018 он приобрёл в собственность четыре объекта недвижимого имущества: сооружение силосная траншея кадастровый Номер изъят; сооружение силосная траншея кадастровый Номер изъят; сооружение пожарный водоём кадастровый Номер изъят; здание пожарный сарай кадастровый Номер изъят.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 38:06:141202:66 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр».

Представленная схема земельного участка отвечает требованиям Приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762.

Предоставленные каталог координат и графическое изображение с указанием границ образуемого земельного участка содержит достаточно сведений, позволяющих установить наличие утвержденного проекта межевания соответствующей территории.

Указывает, что в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным учреждениям, согласие землепользователя не требуется. Для образования спорного земельного участка отказ ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт», согласованный с органом, его создавшим, не требуется.

Просил суд: признать решение, изложенное в уведомлении
Номер изъят об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю не законным и нарушающим права и законные интересы Иванова А.В.;

- обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю устранить нарушения прав и свобод Иванова А.В. путем повторного рассмотрения заявления Иванова А.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 72513 кв.м.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 24.12.2019 указанные административные исковые требования Иванова А.В. удовлетворены в полном объёме.

Определением суда от 21.05.2020 произведена замена заинтересованного лица Межрегионального территориального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

Не согласившись с постановленным решением суда административный ответчик Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы указано, что судом не дана оценка доводам административного ответчика и обстоятельствам, имеющим значение для дела, при вынесении решения неправильно применены нормы процессуального и материального права.

Полагает несостоятельным вывод суда о соответствии представленной Ивановым А.В. схемы земельного участка требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и нарушении административным ответчиком прав и законных интересов административного истца.

Обращает внимание, что при подаче заявления Иванова А.В. о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, заявителем в нарушение требований ст. 39.15 Земельного кодексаРФ, перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, не были приложены все необходимые документы, в том числе и копия паспорта заявителя или его представителя.

Ссылаясь на положения пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, указывает, что схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, должна соответствовать форме и требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. При этом представленная Ивановым А.В. схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к ее подготовке, так как схема не содержит изображение границ созданного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:53; в сведениях об утверждении схемы расположения земельного участка указана ссылка на распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области; на схеме отсутствует картографическая основа.

Обращает внимание на отсутствие заявления ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт», его учредителя об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, либо о согласовании раздела земельного участка с целью прекращения права бессрочного пользования указанным земельным участком, указывает на незаконность вывода суда о том, что для образования испрашиваемого земельного участка необходимо образовать данный земельный участок, после чего поставить его на кадастровый учет при непосредственном поступлении в Минсельхоз России соответствующего обращения ФГБНУ«Иркутский научно-исследовательский институт». После чего Минсельхозом России возможно рассмотрение вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Иркутский исследовательский институт» на испрашиваемый земельный участок.

Также указывает, что в соответствии с письмами комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны особого градостроительного регулирования, с особыми условиями использования территории: в границах территории объектов археологического наследия достопримечательное место. В силу норм действующего законодательства, земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Полагает, территориальным органом правомерно принято решение от 07.11.2019 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность Иванова А.В.

Просит решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24.12.2019 по данному административному делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Министерство науки и высшего образования Российской Федерации просит апелляционную жалобу административного ответчика удовлетворить.

Руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения (статья 310 ГПК РФ).

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие, из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Однако обжалуемое решение суда первой инстанции приведенным требованиям процессуального законодательства не соответствует.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат: сооружения – силосная траншея кадастровый Номер изъят, сооружения – силосная траншея кадастровый Номер изъят, сооружения – пожарный водоем кадастровый Номер изъят, здание – пожарный сарай кадастровый Номер изъят.

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр».

Из материалов дела следует, что 03.10.2019 Иванов А.В. обратился к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае с заявлением предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д.Бурдаковка, площадь: 72513 кв.м. путем раздела земельного участка площадью 100908 кв.м., предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГБНУ «Иркутский НИИСХ», с образованием двух новых участков. Основание предоставления земельного участка без проведения торгов ст. 35 ЗК РФ собственник зданий и сооружений. Цель использования земельного участка под эксплуатацию существующих зданий и сооружений, в виде единого комплекса по заготовке и производству кормов для крупного рогатого скота, спроектированный и возведенный в соответствии с утвержденным проектом, разработанным на основании СНиП и СанПиН. Заявление подписано Луньковым В.В.

К заявлению были приложены следующие документы: копия доверенности, схема расположения земельного участка, сообщения о зданиях и сооружениях, находящихся на земельном участке; уведомление об отнесении земельного участка к территориальной зоне № 86; уведомление об отнесении земельного участка к территориальной зоне № 87, уведомление об отнесении земельного участка к территориальной зоне № 88.

07.11.2019 по результатам рассмотрения заявления Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Забайкальском крае принято решение, изложенное в письме № 38-сн/20925 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по следующим основаниям: к заявлению не приложены документы, установленные требованиями законодательства, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 15.01.2015 № 1, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, и отсутствует проект межевания территории в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; документы, удостоверяющие личность заявителя и представителя заявителя.

В письме от 07.11.2019 № 38-сн/20925 указано, что Управлением Росреестра по Иркутской области осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером Номер изъят по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенных пунктов Пивовариха, Новолесиха, Бурдаковка площадью 7576,65 га с разрешенным использованием: под сельскохозяйственное использование; земельный участок с кадастровым номером Номер изъят является его учетной частью.

Земельный участок с кадастровыми номером Номер изъят предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт» в соответствии с постановлением Главы Иркутского района от 17.03.2004 №711.1, от 17.09.2004 № 2768, от 15.03.2005 № 776.

Указано, что заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, о согласовании раздела земельного участка с целью прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт», его учредителя в Территориальное управление не поступало.

Указано, что заявление Иванова А.В. не соответствует требованиям, предусмотренным п.1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

К заявлению не приложены копии паспортов заявителя и его представителя. Образуемый земельный участок расположен в 2-х территориальных зонах. Земельный участок расположен в границах территории археологического наследия достопримечательное место.

Схема земельного участка не соответствует требованиям: схема не содержит изображение границ исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят; на схеме отсутствует картографическая основа; содержит ссылку на распоряжение Министерства имущественных отношений.

Учитывая изложенное Территориальное управление отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность Иванову А.В.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленная заявителем схема земельного участка отвечает требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а требование территориального органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца. Учитывая, что границы спорного земельного участка сложились до утверждения Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок может быть использован по прежнему фактическому использованию. Так же считает, что вид разрешенного использования определяется после образования земельного участка.

Суд пришел к выводу, что согласие ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт» на образование испрашиваемого земельного участка не требуется по основаниям п.4 ст. 11.2 ЗК РФ.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции неправильным, несоответствующим обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьёй 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым земельным участкам. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных объектов (п.7 ст. 11.9 ЗК РФ).

Судом установлено, что испрашиваемый Ивановым А.В. земельный участок, площадью 72513кв.м. необходимо образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:141202:66, который в свою очередь является учетной частью земельного участка с кадастровым номером Номер изъят. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт».

Из материалов дела следует, что Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит ее удовлетворить.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентируется ст. 39.15 ЗК РФ. В соответствии с п.2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.

В соответствии с п. 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 №1, к заявлению должны быть приложены: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

В заявлении Иванова А.В. не указаны: кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании которого подано (испрашиваемый земельный участок) ( п.3 ст. 39.15 ЗК РФ); кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков из которых в соответствии с проектом межевания территории, схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, если сведения о таких земельных участках внесены в ЕГРН; основание предоставления земельного участка без проведения торгов.

В нарушение указанных норм к заявлению Иванова А.В. не были приложены документы, установленные действующим законодательством, а именно: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, не приложены копии паспорта заявителя или его представителя.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.

В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены статьей п. 10 ЗК РФ, а также приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 ред. от 13.10.2016) «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762).

Схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, должна соответствовать форме и требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 (пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением случаев, установленных законом.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).

Поскольку представленная Ивановым А.В. схема не содержит изображения границ исходного земельного участка кадастровым номером Номер изъят; в сведениях об утверждении схемы расположения земельного участка указана ссылка на распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области; на схеме отсутствует картографическая основа, вывод суда о её соответствии требованиям к ее подготовке нельзя признать обоснованным.

Вывод суда первой инстанции о том, что для образования испрашиваемого земельного участка, необходимо образовать данный земельный участок, после чего, поставить его на государственный учет при непосредственном поступлении в Минсельхоз России соответствующего обращения ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт», после чего, Минсельхозом России возможно рассмотрение вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБРГУ «Иркутский научно-исследовательский Институт» на испрашиваемый земельный участок; Иванов А.В. обратился в Территориальный орган с заявлением о предварительном согласовании земельного участка с целью изначального его образования, противоречит действующему законодательству в силу следующего.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ установлено, что полно моченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, заходящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если казанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.10 настоящего Кодекса.

Согласно материалам дела заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, о согласовании раздела земельного участка с целью прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт», его учредителя, в Территориальный орган не поступали.

Согласно письмам комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования от 11.01.2019 № 86; от 11.01.2019 № 87; от 11.01.2019 № 88 испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны особого градостроительного регулирования. Кроме того, данный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: в границах территории объектов археологического наследия достопримечательное место.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, в том числе, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 2.22 Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка с использованием процедуры предварительной согласования предоставления земельного участка:

1) в соответствии с п. 16 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена хотя бы по одному з следующих оснований:

а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или любованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ;

б) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

г) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

д) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15- 19, 22- 23 пункта 2.21 Административного регламента;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, казанным в подпунктах 1-23 пункта 2.21 Административного регламента.

Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является, в том числе, указанный в заявлении земельный чисток предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением обратился обладатель данных прав или подано заявление в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ (пп. 2 п. 2.21 Административного регламента).

На основании изложенного решение административного ответчика от 07.11.2019 №38-СН/20925 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность Иванову А.В. является законным и обоснованным, принятым в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством. Права и законные интересы административного истца принятым Территориальным органом решением не нарушены.

Таким образом, допущенное судом при рассмотрении данного административного дела нарушение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, привело к нарушению норм материального права – неправильному применению к спорным правоотношениям приведенных в судебном акте норм закона, и ошибочным выводам судов о том, что оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законными и подлежит отмене.

В силу п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст. 308, п.2 ст. 309, ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от
12 августа 2019 г. по данному административному делу отменить.

Принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Иванова Андрея Васильевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 7 ноября 2019 г. № 38-СН/20935 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Иванову А.В.; обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальскому краю повторно рассмотреть заявление Иванова Андрея Васильевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Бурдаковка, площадью 72513 кв.м., путем раздела земельного участка с образованием двух новых участков, отказать в полном объёме.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева

Судьи Л.В. Гусарова

Н.М. Усова