ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5205/18 от 13.09.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5205/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 13 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Астапенко С.А. и Муратовой С.В.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе комитета по культуре Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 марта 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к комитету по культуре Ленинградской области об обязании включить объекты сооружений Карельского укрепрайона 1928-1932 в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителя комитета по культуре Ленинградской области Корниловой Е.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском в котором просил обязать комитет по культуре Ленинградской области включить объекты сооружения Карельского укрепрайона 1928-1932 г.юг., а именно: <адрес> в перечень выявленных объектов культурного наследия Ленинградской области.

В обоснование административного иска указано, что при проведении проверки по информации, опубликованной на сайте «47Ньюс» по вопросу превышения радиационного фона во Всеволожском районе на территории долговременных огневых точек (далее ДОТ) выявлено, что вышеназванные ДОТы являются объектами сооружения Карельского укрепрайона 1928-1934 г.г. (далее –КАУР). В результате осмотра ДОТов выявлено, что два ДОТа на территории СНТ «Марс» Всеволожского района - радиационный фон не превышен; ДОТ вблизи СНТ «Кордон» Агалатовского сельского поселения - радиационный фон превышен (осуществлена блокировка входа в ДОТ), ДОТ вблизи СНТ «Марьино» Куйвозовского сельского поселения Всеволожского муниципального района – радиационный фон превышен (осуществлена блокировка входа в ДОТ). Также установлено, что мощность дозы гаммы-излучения и радиационного загрязнения значительно превышает допустимые значения.

На основании приказа комитета по культуре Ленинградской области от 01.12.2015 №01-03/15 «Об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия» четыре ДОТа включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Однако 49 объектов КАУР, расположенные на территории Всеволожского района Ленинградской области в настоящее время не учтены как объекты культурного наследия, контроль за указанными объектами отсутствует.

Требования прокурора мотивированы ссылками на ст.ст.3, 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.3.12 Положения о комитете по культуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13.02.2008 №20 «Об утверждении Положения о комитете по культуре Ленинградской области»

В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика комитета по культуре Ленинградской области о слушании дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В возражении относительно заявленных требований представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Басаргина Л.В. требования административного искового заявления поддержала.

Представитель заинтересованного лица ЛОГКУ «Ленобллес» в судебное заседание не явился, представив письменные пояснения, в которых заявленные требования поддержал.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 марта 2018 года требования административного искового заявления удовлетворены в полном объеме. Комитет по культуре Ленинградской области обязан включить перечисленные в административном иске прокурора объекты сооружения Карельского укрепрайона 1928-1932 г.г. в перечень выявленных объектов культурного наследия Ленинградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе комитет по культуре Ленинградской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации», Приказом Министра культуры России от 02.07.2015 №1905 «Об утверждении Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия» механизм выявления и государственного учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, реализуется только после поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия соответствующего заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в реестр. Однако, заявлений о включении указанных прокурором объектов в соответствующий реестр в комитет по культуре Ленинградской области не поступало. Поэтому, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для выявления и государственного учета данных объектов; иное свидетельствовало бы о нарушении административным ответчиком установленного порядка, так как региональные органы охраны не указаны в числе лиц, которые вправе обращаться с такими заявлениями.

Судом не учтено, что приказом комитета по культуре Ленинградской области от 27.07.2017 №01-03/17-64 утвержден Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. В силу п.3 названного Порядка определение историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется на основании критериев историко-культурной ценности, а также представленных заявителем сведений и материалов, имеющихся в распоряжении комитета по культуре Ленинградской области. Для получения достоверных выводов относительно историко-культурной ценности комитетом по культуре Ленинградской области создается соответствующая комиссия.

Решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, может быть принято на основании заключения комиссии, в котором устанавливается историко-культурная ценность объекта. Административный истец в своем административном иске исходил из того, что историко-культурная ценность объектов уже установлена, и они должны подлежать государственной охране в соответствии с законодательством. Однако, историко-культурная ценность объектов КАУР, приведенных в административном иске, не устанавливалась.

Суд не наделен полномочиями по установлению историко-культурной ценности объекта. Оспариваемым решением, по существу, суд реализовал полномочия органа государственной власти по установлению историко-культурной ценности объекта.

Включение перечисленных объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия не означает принятия их в собственность Ленинградской области и осуществления административным ответчиком мероприятий по их сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии(Областной закон от 25.12.2015 №140-оз «О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области»).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика комитета по культуре Ленинградской области Корнилова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица в судебное заседание не явились, о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, что не является правовым препятствием для рассмотрения дела.

Рассмотрев административное дело в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившегося представителя, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В оспариваемом решении суд, руководствуясь положениями п.2 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», п.п.3.12, 3.19 Положения о комитете по культуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13.02.2008 №20 «Об утверждении Положения о комитете по культуре Ленинградской области», пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, указав, что обязанность государственного учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень объектов выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня объектов культурного наследия Карельского укрепрайона 1928-1932 гг. должна быть возложена на комитет по культуре Ленинградской области.

Постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Федеральным законом от 25.02.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-Федеральный закон №73-ФЗ).

Круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия определен статьей 9.2 Федерального закона №73-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Федерального закона №73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

При этом, в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 33 Федерального закона №73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра.

Порядок выявления объектов культурного наследия установлен статьей 16.1 Федерального закона №73-ФЗ и Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 №1905(далее-Порядок).

Так, ст.16.1 Федерального закона №73-ФЗ, пунктами 2-8 Порядка предусмотрено, что работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами, которые и обращаются с заявлением в уполномоченный региональный орган о включении объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

При этом, согласно пункту 8 Порядка к указанному заявлению надлежит приложить документы, перечисленные в пункте 5 Порядка. В случае, если поданное заявление не отвечает требованиям пунктов 2-6 Порядка, то уполномоченный региональный орган вправе его возвратить (пункт 6 Порядка).

В пункте 10 Порядка отражено, что основанием для исключения объекта из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, является решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в данный порядок.

В части 6 статьи 16.1 Федерального закона №73-ФЗ определено, что отказ регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении объекта может быть оспорено заявителем в судебном порядке.

В пункте 3 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 25.12.2015 №140-оз «О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных в Ленинградской области» к полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно постановлению правительства Ленинградской области от 24.10.2017 №431 таким отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области является комитет по культуре Ленинградской области, обладающий правом государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия(подпункт 2 пункта 2.2.2 Положения о комитете по культуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.10.2017 №431).

Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 24.07.2017 №01-03/17-64 утвержден порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, включающий порядок рассмотрения заявления, порядок определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

При рассмотрении административного дела судом не было учтено наличие вышеуказанного порядка включения объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия, установленного в законодательном порядке.

Как следует из материалов дела, до обращения в суд с настоящим административным иском, ни прокурор, ни иное лицо не подавало в комитет по культуре Ленинградской области заявление о включении поименованных в административном иске объектов в перечень выявленных объектов, обладающих признаками объектов культурного значения, в соответствии с порядком, предусмотренным ст.16.1 Федерального закона №73-ФЗ, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 №1905, приказом комитета по культуре Ленинградской области от 24.07.2017 №01-03/17-64.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что административным ответчиком не было рассмотрено в установленные законом сроки соответствующее заявление физического или юридического лица о включении поименованных в административном иске объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия (ч.6 ст.16.1 Федерального закона №73-ФЗ) прокурором в судебном заседании также не представлено.

С учетом данных обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении процедуры выявления объектов культурного наследия, а также в соответствии с приведенными нормативными правовыми актами вывод суда о незаконности действий административного ответчика по невключению перечисленных в административном иске объектов в перечень выявленных объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, а соответственно и об обязанности административного ответчика комитета по культуре Ленинградской области включить названные объекты в указанный перечень не основан на вышеназванных правовых нормах и не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Следовательно, при рассмотрении настоящего административного дела в рамках главы 22 КАС РФ у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

С учетом изложенного, постановленное по делу решение, подлежит отмене по основаниям п.п.3,4 ч.2 ст.310 КАС РФ с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 марта 2018 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к комитету по культуре Ленинградской области об обязании внести в перечень выявленных объектов культурного наследия Ленинградской области объектов-сооружений Карельского укрепрайона 1928-1932г(КАУР) отказать.

Председательствующий:

Судьи: