Каспийский городской суд РД
Судья Сунгуров Р.Г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N 33а-5215/2017, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.,
судей – Хираева Ш.М., Гомленко Н.К.,
при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа «город Каспийск» на решение Каспийского городского суда от 1 августа 2017 года по делу по заявлению прокурора г. Каспийск в защиту интересов Российской Федерации к Администрации городской округ «город Каспийск» о признании незаконным действий (бездействия) Администрации ГО «город Каспийск» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установила:
Прокурор г. Каспийск обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации к Администрации городского округа «город Каспийск» (далее Администрация ГО «город Каспийск») о признании незаконным бездействие Администрации ГО «город Каспийск», выразившегося в игнорировании установленного федеральными законами порядка рассмотрения представления прокурора, проверки полученной из правоохранительных органов информации о недостоверности представленных муниципальными служащими сведений о доходов, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в непринятии мер по факту незаконного представления муниципальным служащим полученной из прокуратуры информации ограниченного доступа для устранения допущенных при представлении сведений о доходах нарушений и возложения обязанности на Администрацию ГО «город Каспийск» провести в установленном законом порядке проверку сведений, содержащихся в представлениях прокуратуры города Каспийска от 24.5.2017, 06.06.2017 о нарушениях законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе в Российской Федерации.
Требования обоснованы тем, что по результатам проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) за 2016 год, представленных муниципальными служащими администрации ГО «город Каспийск», главе ГО «город Каспийск» 24.5.2017 за № 02-12-2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе в Российской Федерации. Данное представление, согласно журналу исходящей корреспонденции прокуратуры города Каспийска, получено администрацией Каспийска 25.05.2017 нарочным.
В представлении с указанием на допущенные восемью муниципальными служащими нарушениями закона, выразившихся в представлении недостоверных (неполных) сведений о доходах, содержится требование: «Безотлагательно рассмотреть настоящее представление в порядке, установленном ст. 27.1. Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанной нормой, в частности, установлено: «За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЭ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона» (ч.1). «Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона» (ч.2). «Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов» (ч. 3).
Представление в установленном законом порядке рассмотрено не было, что подтверждается поступившим в прокуратуру 02.06.2017 ответом № 110-п от 29.5.2017, в котором и.о. главы ГО «город Каспийск» сообщил (далее по тексту - дословно): «На Ваше Представление № 02-12-2017 от 24.05.2017г., об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе в Российской Федерации, Администрация городского округа «город Каспийск» сообщает, что в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 18.05.2009г. № 558, муниципальными служащими представлены уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016г., где учтены все замечания указанные в Представлении. Муниципальные служащие предупреждены о недопустимости подобных ошибок в представляемых сведениях».
В связи с допущенными при рассмотрении представления нарушениями, 06.06.2017 за № 02-12-2017 главе ГО «город Каспийск» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении полученной из прокуратуры информации.
Неисполнение ответчиком требований закона нарушает закрепленные в законодательстве о противодействии коррупции, о муниципальной службе, о прокуратуре и обеспечиваемые деятельностью прокуратуры интересы Российской Федерации, поскольку приводит к невозможности осуществления надлежащего надзора за исполнением законов поднадзорными органами и их должностными лицами.
Решением Каспийского городского суда от 1 августа 2017 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
На указанное решение Администрацией ГО «город Каспийск» подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда, указывая на то, что инициирование Администрацией ГО «город Каспийск» устранение нарушений, выявленных в сведениях о доходах муниципальных служащих не может противоречить закону, т.к. уточнённые сведения муниципальными служащими представлены до установленного срока, т.е. до 1 июня 2017 г. Учитывая, что муниципальными служащими были представлены уточненные сведения о доходах до указанной даты, т.е. были устранены все замечания указанные в представление прокурора г. Каспийск, у Администрации ГО «город Каспийск» не имелись основания проводить проверку достоверности сведений представленных муниципальными служащими..
В возражения на указанную жалобу прокурор г. Каспийск, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Администрации ГО «город Каспийск» без удовлетворения.
Дело рассмотрено, согласно статье ст. 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Кроме того ФЗ «О противодействии коррупции» также предусматривает обязанность гражданского служащего по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 8 ФЗ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и <.> детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части, а именно граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 21.09.2009 г. N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представленных муниципальными служащими администрации ГО «город Каспийск», главе городского округа «город Каспийск» 24.5.2017 за № 02-12-2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе в Российской Федерации. Данное представление, согласно журналу исходящей корреспонденции прокуратуры города Каспийска, получено администрацией Каспийска 25.05.2017 нарочным.
И.о. главы ГО «город Каспийск» ФИО1 был дан ответ 29 мая 2017 года за № 110-п, в котором говорится, что в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. № 558, муниципальными служащими представлены уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г., где учтены все замечания указанные в представлении. Муниципальные служащие предупреждены о недопустимости подобных ошибок в представляемых сведениях».
Между тем, как правильно указано судом, Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" действительно установлено, что соответствующие сведения (справки) представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.3).
Кроме того, согласно абз.2 п. 8 Положения, в течение месяца со дня представления сведений, служащий вправе представить уточненные сведения.
Административным ответчиком не представлены доказательства опровергающие доводы прокурора г. Каспийска о том, что внесение уточненных сведений инициировано самой администрацией ГО «город Каспийск», которая по получении представления без проведения надлежащей проверки в отношении своих служащих, использовала содержащиеся в нем сведения для предоставления муниципальным служащим, указавшим недостоверные (неполные) сведения, возможности внести изменения в справки о доходах.
Такие действия являются незаконными, поскольку нарушают установленный действующим законодательством порядок проверки сведений о доходах, предоставленных муниципальными служащими.
Действующее законодательство устанавливает право муниципальных служащих внести соответствующие уточнения по собственной инициативе. Однако такая инициатива никем из восьми служащих, указанных в представлении от 24.05.2017 не проявлялась с марта текущего года, после представления справок о доходах за 2016 года и вплоть до поступления представления прокурора от 24.05.2017 года. Это обстоятельство, а также содержание ответов администрации на представления от 24.05.2017, 06.06.2017, подтверждает, что инициатором изменений является сам ответчик. Ответчик, как это отмечено выше, вопреки требованиям закона проверки не проводил. Более того, предоставил полученную из прокуратуры информацию лицам, допустившим нарушения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», для освобождения их от установленной законом ответственности за предоставление недостоверных (неполных) сведений о доходах.
При таких обстоятельствах суд обосновано пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Каспийска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции и не являются основанием к отмене правильного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
Решение Каспийского городского суда от 1 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «город Каспийск» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи