Судья – Дульцева Л.Ю.
Дело № - 33 – 5231
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,
судей Овчинниковой Н.А., Коротаевой О.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03 июня 2019 г. дело по апелляционной жалобе Шубиной Юлии Юрьевны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 марта 2019 г., которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Шубиной Юлии Юрьевны к администрации г.Перми, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шубина Ю.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Перми о признании незаконным бездействия администрации г. Перми в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса РФ, выразившегося в неисполнении обязанностей по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №** по ул.**** в г.Перми и изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме №** по ул.**** в г.Перми; возложении обязанности осуществить указанную процедуру.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, состоящего из двух комнат, расположенном по адресу: ****. Заключением межведомственной комиссии от 14.08.214г. №214, 215 многоквартирный дом по адресу: **** лит.С признан аварийным и подлежащим сносу и включен в Реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания граждан и аварийных жилых домов. Письмом от 06.09.2018 №СЭД-059-11-01-10-1580 администрация г.Перми сообщила, что дом включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 г.г., решение об изъятии жилых помещений и земельного участка планируется в ноябре 2018 г. Исходя из содержания положений ст. 32 ЖК РФ, обеспечение прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления иного жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником. В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в этом доме, органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники не осуществили снос дома, то земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец, указывая, что после предъявления в суд иска стало известно, что здание не подлежит сносу в связи в его включением в перечень объектов культурного наследия достопримечательного места «Губернский центр». Порядок исследования письменных доказательств, предусмотрены ст. 70 КАС РФ, не соблюден. Уведомление, направленное в адрес истца, не содержало срока исполнения, тем самым срок для сноса истцу установлен не был. В адрес истца распоряжение об изъятии земельного участка не направлялось.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений, сведений с сайта почты России. Ответчики заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ действия (бездействие) и решения органов местного самоуправления, их должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.
Обстоятельства нарушения прав административного истца в результате оспариваемого бездействия по итогам рассмотрения спора были устранены, что явилось суду основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Из материалов дела следует, что Шубина Ю.Ю. является собственником двух комнат, расположенных по адресу: **** (л.д.5, 6).
Заключением межведомственной комиссии от 14.08.214г. № 215 многоквартирный дом по адресу: **** лит.С признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.7).
Постановлением администрации г. Перми от 05.10.2016 N 788 принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Пермской, жилым домом по ул. Пермской, 56, ул. Екатерининской, медицинским учреждением по ул. Екатерининской, 64, административным зданием по ул. Сибирской, 10 в Ленинском районе города Перми (квартал N 110), в соответствии с которым многоквартирный дом по адресу: **** вошел в перечень домов, подлежащих сносу.
Указанный дом также включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 годы, утвержденную Постановлением Администрации г. Перми от 28.03.2018 N 184.
Уведомление о сносе многоквартирного дома от 19.03.2018 №11-03-39-252 было направлено 11.10.2016 в адрес Шубиной Ю.Ю. 28.03.2018г., в котором было указано, что в связи с принятием в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, решения о развитии (постановление администрации г. Перми от 05.10.2016 №788), в соответствии с п. 10, 11 ст. 32 ЖК РФ администрация г. Перми предлагает снести дом и в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке подать заявление на получение разрешения на строительство. По истечении данного срока земельный участок, на котором расположен дом и жилые помещения в данном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд (л.д. 19).
Уведомление возвращено в адрес отправителя без вручения с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 20-21).
19.02.2019 начальником Департамента земельных отношений администрации г.Перми принято распоряжение №174 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», в соответствии с которым изъят для муниципальных нужд земельный участок под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, с кадастровым номером **, площадью 1323 кв.м по ул.****.
14.03.2019 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми принято распоряжение №СЭД-059-11-01-04-57 «Об изъятии жилых помещений в доме №** по ул. **** Ленинского района г.Перми», в соответствии с которым на основании ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, в связи с признанием многоквартирного жилого дома №** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу: изъять для муниципальных нужд квартиру №** площадью 37,4 кв.м.; отделу расселения жилищного фонда уведомить собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии жилого помещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. В силу ч. 8 данной нормы по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Как видно из приведенных выше фактических обстоятельств, многоквартирный жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, также в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, принято решение о развитии.
Собственники помещений такого дома, в их числе истец, имеют указанные выше права, реализация которых может быть осуществлена после приятия компетентными органами соответствующих решений об изъятии.
Полагая свои права нарушенными, истец оспаривает в настоящем иске бездействие органов по непринятию таких решений.
В данном случае предшествующая изъятию земельного участка и жилых помещений процедура органом местного самоуправления начата - истцу направлялось уведомление о сносе дома силами жильцов в порядке ч. 11 ст. 32 ЖК РФ.
Согласно указанной норме права в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Уведомление направлено Шубиной Ю.Ю. по известному администрации адресу, при этом не получено истцом по причинам, зависящим от её действий.
Срок, в течении которого собственникам помещений предложено снести дом, в уведомлении действительно не указан, вместе с тем, учитывая, что в силу требований ч. 11 ст. 32 ЖК РФ этот срок не может быть установлен более 6 месяцев, и в настоящее время данный срок истек, его отсутствие в уведомлении не затронуло прав автора жалобы, поскольку решения об изъятии на сегодняшний день приняты компетентными органами.
Указанное автором жалобы обстоятельство о включении дома в перечень объектов культурного наследия, невозможность сноса, в связи с этим жилого дома, не влияет на законность судебного акта.
Вопросы законности возможного сноса дома в будущем выходят за рамки предмета заявленного спора и не влияют на права истца, в защиту которых она обратилась в суд, поскольку включение дома в перечень объектов культурного наследия не исключает возможность изъятия земельного участка под домом и жилых помещений у их собственников.
В настоящее время юридически значимым является то, что нарушенное право административного истца восстановлено путем принятия компетентными органами решений об изъятии земельного участка и жилых помещений.
Решения органов суду представлены, в материалах дела имеются, обязанность по направлению решений в адрес Шубиной Ю.Ю. предметом судебной проверки не является.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку не указывают на допущенные существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шубиной Юлии Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи